Урок геометрии в 9 классе «Метод координат в решении задач»
Класс: 9
Тема урока: Использование метода координат в решении задач
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока: совершенствовать навыки решения задач, формирование у учащихся способностей к рефлексии создание ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построения и реализация проекта выхода из затруднения…); отработка на практике изученных понятий, алгоритмов.
Планируемые результаты урока:
Предметные умения | универсальные учебные действия |
Владеть навыками устных, письменных вычислений; уметь применять метод координат при решении задач. | Познавательные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности. Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе. Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению учебного предмета |
Формы работы: фронтальная (Ф), индивидуальная (И), групповая (Г)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1 этап :Оргмомент. Мотивация. Целепологание. | Приветствие учителя. Сформулируйте тему урока, если на следующий урок контрольная работа. Назовите цели урока В это время на доске демонстрируется портрет ученого (слайд 1). Рене Декарт – французский математик, физик, физиолог и философ, создатель знаменитого метода координат, сторонник аналитического метода в математике, механизма в физике, предтеча рефлексологии. Рене Декарт происходил из старинного дворянского рода. Его мать умерла от туберкулеза, когда ему исполнился 1 год. Отец Декарта был судьей, и он мечтал видеть своего сына юристом. В возрасте 10 лет мальчик поступает в школу, а после ее окончания учится в Университете в Пуатье. Получив звание бакалавра и лицензию юриста, Рене выполнил желание отца, но в своей жизни он никогда не занимался юридической практикой. Он хочет видеть мир и открывать истину. В истории математики Рене Декарт занимает видное место. Именно он сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х, у,z … ) переменные величины, а известные – первыми буквами латинского алфавит (а,b,c… ) ввел нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены. Историческое значение Декартовой геометрии состоит в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику. Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных координат означало создание аналитической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические величины, которые со времен древнегреческой математики существовали в раздельности. Сформулируйте тему урока, если на следующий урок контрольная работа. Назовите цели урока | Слушают учителя. Формулируют тему урока. Обобщение по теме «Метод координат» Называют цели урока: Повторить формулы нахождения расстояния между точками по их координатам. Формулу вычисления координат середины отрезка. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Применение формул к решению задач. | ЛР: готовность к общению и сотрудничеству с учителем в процессе образовательной деятельности. Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей, выбирая наиболее эффектные способы и пути достижения цели. |
I этап. Актуализация знаний учащихся Цель:Выявить трудности, определить уровень знаний по теме | Учитель сообщает о том, что в ходе урока учащиеся будут набирать баллы и получат оценку в конце урока Математический диктант на листочках ( тетради и учебники закрыты) слайд 3 Написать формулы и решить задачу: Как найти координаты середины отрезка Задача: СД – диаметр окружности, С(4;-7), Д(2;-3). Найти координаты центра окружности Как найти расстояние между двумя точками Задача: А(-5;1), В(-2;-3), АВ - ? Общий вид уравнения окружности Задача: Запиши уравнение окружности с центром в начале координат и радиусом, равным 9. Общий вид уравнения прямой. Задача: Запиши уравнение прямой, проходящей через точку В (-2;5) параллельно оси абсцисс. | Пишут на листочках формулы по порядку. Взаимопроверка. Проверяют формулы на слайде презентации. Оценивают первый этап работы в оценочных листах по 1 баллу за верно записанную формулу и по 1 баллу за верное решение задачи к формуле | П: излагать полученную ранее информацию. К: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их. Умение сравнивать разные точки зрения. Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий сверстника. Р: оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. |
3этап. Обобщение и систематизация знаний. Практическое применение формул Цель: Совершенствовать навыки решения задач | Отдельные учащиеся решают задания на портале РЭШ: вое учащихся – работают в паре | | |
На каждую парту раздается лист с задачами для подготовки к контрольной работе. Учитель дает задание решать задачи в парах с последующим вынесением решения на доску. №1 слайд 6 №2 слайд 7 №3 слайд 8 Учитель следит за решением задач, готов решение наиболее сложных разобрать на доске. | Учащиеся знакомятся с листом задач. Решают задачи в парах (две пары у доски), если задача решена ,поднимают руку, остальные проверяют, корректируют решение. За каждую задачу в оценочный лист ставят баллы. | К: владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения К:Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной. К: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их. Умение сравнивать разные точки зрения. Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий сверстника. Р: оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | |
4 этап Подведение итогов. Рефлексия Цель: Оценка своей работы и работы группы Домашнее задание. | - Посчитайте баллы, оцените свою работу на уроке - Что для вас оказалось затруднительно выполнить? Что было просто? -Какие цели урока, поставленные вначале были достигнуты. Закончу урок притчей | Заполняют оценочные листы . Подводят итог: какие цели достигли. Что нового узнали и повторили. Оценивают свою работу и работу пары. | Р: самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода их ситуаций неуспеха. К: делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. П: рефлексировать опыт разработки и реализации теоретического материала на основе поставленной цели. |
Приложение:
Задачи, которые предполагается рассмотреть на уроке:
Найдите длину отрезка АС и координаты его середины, если А(-2; 5) и С (4;1).
Составьте уравнение окружности, центр которой находится в точке М (-1; 2) и которая проходит через точку К(1; 7).
Найдите координаты вершины В параллелограмма ABCD, если A(3; -2), C (9; 8), D (-4; -5).
Составьте уравнение прямой, проходящей через точки М (1;1) и В (-2;13).
Найдите координаты точки, принадлежащей оси абсцисс и равноудаленной от точек A (-1; 4) и B (5; 2).
Составьте уравнение прямой, которая параллельна прямой y=-2x+7 и проходит через центр окружности x2+y2-8x+4y+12=0.
В последствии решение всех задач выносится на доску .
2.Лист самооценки:
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Ученика(цы) _________________________
этапы | Математический диктант( 0 – 8 балов) | Задача1 2-5б | Задача2 2-5 | Задача 3 2-5 | Задача 4 2-5 | Ито2-5 |
самооценка | | | | | | |
Оценка учителя | | | | | | |
Критерии выставления оценок:
1. 23-25 баллов оценка- 5.
2. 18-22 оценка -4.
3.13- 17 оценка -3
Источники:
https://infourok.ru/obobschayuschiy-urok-po-geometrii-dlya-klassa-metod-koordinat-826316.html
https://znanio.ru/media/konspekt-uroka-po-geometrii-v-9-klasse-metod-koordinat-2497834
https://ciur.ru/srr/ssg_srr/pages/РП%20физика%207%20класс.pdf
vasilchenkolga