Публикация «Метод "Матрешка" при решении уравнений» (5–6 класс)
МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области
Математика – предмет для школьников не самый легкий. Но и его можно сделать увлекательным.
Одна из наиболее трудных тем для детей является «Решение уравнений». В начальных классах ученики узнают понятие компонента действия: слагаемые и сумма, уменьшаемое, вычитаемое и разность, делимое, делитель и частное, множители и произведение. Но в «сложных» уравнениях, в которых несколько действий, скобки, трудно определить: какой компонент неизвестен.
В этом случае я на своих уроках показываю и применяю метод «матрешки». В чем он заключается?
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол — обычно три и более.
Матрешка символизирует неизвестный компонент. В зависимости от того, сколько действий, столько количество расписных кукол и будет. Причем самая маленькая – это корень уравнения.
При выполнении действий уравнение в итоге должно сводиться к простейшему, то есть вида х ± а = b или ах = b, где а и b - некоторые числа. Но, в нашем случае, оно выглядит так:
Рассмотрим несколько примеров использования данного метода.
Решим уравнение: 12 + (х + 34) = 83.
Расставим порядок действий в уравнении:
Обозначим неизвестные компоненты, начиная в обратном порядке, «матрешками»:
«Открывать матрешки» мы начинаем тоже в обратном порядке: сначала 2, а затем – 1.
Таким образом, получается следующий вид, используя метод «матрешек».
Обучающиеся записывают в тетради:
Таким образом, изучение решения уравнений превращается в игру – «Разбери матрешку». Дети закрепляют умение решать «сложные» уравнения и повторяют правила нахождения неизвестных компонентов.
Сергеева Елена Николаевна, учитель математики