Метод проектов как эффективный способ обучения учащихся внеурочной деятельности художественного направления

3
0
Материал опубликован 22 January 2020

Метод проектов как эффективный способ обучения учащихся

на занятиях внеурочной деятельности


«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый их них сможет сделать самостоятельно».

Лев Семёнович Выготский

Выпускнику средней школы жизнь предъявляет такие требования, которые заставляют его искать свое место в жизни, конкурируя не только со сверстниками, но и со всем обществом в целом. Для этого:

необходимо обладать достаточным интеллектуальным, нравственным, культурологическим багажом.

Нужны достаточные навыки для самостоятельного поиска, обработки, анализа, хранения и использования потока информации.

Необходима способность к самовоспитанию, самоизменению для интеграции в современном обществе.

Педагогическое общество, добиваясь максимальной компетентности ученика, в последнее время ищет новые методики и приемы. Одним из таких является метод проектов.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на применение новых.

Проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы.

Используя проектную деятельность, мы вводим в свою работу метод проектов, который может быть эффективно использован, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя её.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на  поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

В основе метода лежит:

-развитие познавательных навыков учащихся,

- умение самостоятельно конструировать свои знания

- умение ориентироваться в информационном пространстве,

- развитие критического мышления.

Задача данного метода – стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность. При этом учащиеся могут объединиться по группам, работать над собственным проектом индивидуально или разрабатывать проект в парах.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.

В основу метода проектов положена идея направленности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.

Сейчас я расскажу о тех проектах, которые были не только интересны детям, но и получили общественное признание.

Подарок мамам и бабушкам к 8 Марта был ими по достоинству оценен.

Несколько сахарниц из бумажных трубочек даже удалось продать.

Втулки от полотенец и бумаги находят своё применение не только в карандашницах, но и других полезных вещах, например при посеве семян на рассаду.

Прихватки шили, в том числе и мальчики.

Такой коллективный проект мы выполняли несколько лет назад ко Дню народного единства. Каждый из ребят и учителей на заранее подготовленный листочек из ткани пришил пуговицу. Когда все листья собрались, образовалось могучее дерево, которому не подвластен ветер.

В районной акции «Полотно мира» мы принимали участие много раз. Каждая работа пронизана любовью к родному дому, к Родине, воспитывает патриотические чувства.






В своей работе я применяю еще и исследовательскую проектную деятельность, так как именно она ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний, что соответствует целям обучения. Кроме того, использование межпредметных проектов даёт возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Исследовательские проекты – проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Исследовательская работа «Хлопотный хлопчатник» стала победителем на районной конференции исследовательских работ и была отправлена на областной конкурс.

Метод проектов позволяет через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации. Повышается уверенность через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста.

Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета.

Наряду с положительными моментами, в этой технологии есть и недостатки:

проект никогда не укладывается во временные рамки занятия;

трудно справедливо оценить роль и работу каждого участника коллектива.

Метод проектов действительно эффективная педагогическая технология. Заслуга его в том, что он даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

Именно с той целью в нашей школе стала традиционной конференция, где ребята презентуют свои исследовательские и проектные работы. Планируется она и в этом году.


«И воспитание, и образование  неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Л.Н.Толстой

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации