12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Албычакова Валентина Вячеславовна353
Учитель математики МБОУ "Аршановская СШ". Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж 16 лет. с. Аршаново Алтайского района Республики Хакасия
Россия, Хакасия респ., село Аршаново

Албычакова Валентина Вячеславовна

Метод проектов как одно из эффективных средств обучения математике в основной школе

      Главной задачей современной школы является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе. Как же его достичь?

    Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, методика школьного образования ориентирована на достижение этой цели.

    Вся учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода. Цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

    В настоящее время в школьном образовании активно используются такие технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению. Для многих педагогов стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов.

   На мой взгляд, одним из наиболее эффективных и востребованных в современной практике преподавания является метод проектов. Следует отметить, что в нем синтезируются исследовательские, поисковые, проблемные и творческие методы.

     Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

 Основная цель проектного обучения — научить детей находить решения без вмешательства взрослого. Учитель лишь мотивирует и направляет ребенка, в случае необходимости подсказывает, где найти нужную информацию. Кроме основной, у метода проектного обучения есть и другие цели:

создавать мотивацию к обучению;

привлекать каждого члена группы к самостоятельной работе;

совершенствовать познавательные, организаторские, и другие способности учащихся;

повышать самооценку детей;

развивать системное, критическое и аналитическое мышление;

учить использовать полученные знания для решения, в том числе практических жизненных задач.

    Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, на развитие личности школьника, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов  ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

   Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники не только обобщают полученные знания на уроке, но и учатся приобретать их самостоятельно.

     На уроках математики, алгебры и геометрии я использую метод проектов, синтезируя в основном, с элементами исследования, поиска ответа на проблемный вопрос.

    К примеру, при изучении темы «Треугольники и его виды» в 5 классе, формулу для нахождения площади треугольника, ребята сформулировали сами (зная формулу нахождения площади прямоугольника из курса начальных классов, они догадались поделить пополам. И представили своё открытие на уроке):

t1677075996aa.png

   Пример формирования опыта поиска путей решения жизненных задач, развития способностей математического моделирования реальных ситуаций и перенос способов решения учебных задач на реальные в 6 классе.

t1677075996ab.jpg

     Мини проекты. Дается информация о сборе школьников первого класса в школу (рисунок выше). Необходимо изучить информацию, посчитать, сделать выводы и представить свою работу (работа в 4 группах):

1) Рассчитайте, какой процент от семейного дохода нужно потратить на первоклассника в семье, если ее суммарный доход 52000 руб.?

2) Рассчитайте, на кого семья потратит больше: на девочку или мальчика? И на сколько процентов?

3) Сколько процентов от общих затрат на мальчика, стоит костюм школьника?

4) Какие вопросы Вы сможете задать своим одноклассникам по данным рисунка? Составьте задачи на проценты.

  Пример развития креативного, творческого мышления на уроках математики (формирование и развитие способности участвовать в процессе выработки идеи, направленной на получение оригинального решения):

  - Найдите в Интернете изображения знаменитых зданий, планы архитектурно-парковых ансамблей и т.п. Какие из них имеют ось симметрии? Центр симметрии? Представьте, что вы архитектор. Самостоятельно начертите с помощью графического редактора симметричное архитектурное сооружение/здание.

    Таким образом, чаще всего в своей педагогической деятельности я использую элементы технологии метода проекта, парную и групповую формы работы, по продолжительности мини проекты (в течение 1 урока). Применение проектной методики как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. Преимущества метода проектов очевидна: в ходе проектной деятельности у обучающегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний, умение самостоятельно анализировать ошибки, создаётся положительная мотивация к учебной деятельности. Реализация метода проектов ведет к изменению и позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Метод проектов представляет учителю широчайшие возможности для развития целеустремленности и самостоятельности ученика в постижении нового, стимулируя познавательную активность и интерес к предмету. Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса.  

    В заключении следует отметить, что эффективность проектного обучения заключается в том, что учащиеся мотивированы на самостоятельную работу и решение задачи. Они учатся распределять время и работать с полученными данными, организуют работу в группах и приобретают навыки коллективного или индивидуального принятия решений. Занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у ребят «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника.



Литература:


1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –
М.: Аркти, 2003.

2. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. — М.: «Ось-89», 2006 г.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. –
М.: Аркти, 2007.

4. Современные образовательные технологии: учебное пособие/под ред. Н.В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2010. — 432 с.

5. Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. — Санкт-Петербург: КАРО, 2008. — 152 с.

6. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И.; Л., 1998 г.


Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.