Метод проектов как средство мотивации учащихся
Мой выбор темы для самообразования «Метод проектов как средство мотивации учащихся» обусловлен тем, что одним из принципов образования является принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности при руководящей роли учителя. В настоящее время экспериментально доказано, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагогов. Творческий педагог допускает их вариативные решения, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность мышления.
Опыт работы над проектной технологией в течение нескольких лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология влияет на обучение иностранному языку?" Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи. На протяжении нескольких лет я проводила в конце каждой изученной темы уроки по методу проектов и считаю, что проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка.
Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое. Оно происходит уже во 2 классе, когда учащиеся делают свои первые совместные проекты: книжки «The ABC» и «Animals». У детей должно создастся впечатление, что английский язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие. Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда мы делаем какие-либо практические проекты из серии «Мы мастерим», такие как изготовление открытки к Новому году или ко дню рождения.
Одна из современных и увлекательных форм работы – составление различных коллажей: например: «The protection of environment».
С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево - игровые: это инсценировка сказок и песен. Учащиеся совместно со мной готовят инсценировки сказок. Это инсценировки «The turnip», «Cinderella».
По характеру конечного продукта проектной деятельности, я использую следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание заданной ситуации по заданным условиям на уроке (широко применяется в УМК М.И.Кауфман), драматизация пьесы/сказки.
Информативно-исследовательские проекты, например, «I`ll tell you about this country» включены в программу по страноведению, например в 10 классе по теме «Англоговорящие страны». А также проекты по теме «Let`s preserve it for future generations» в 10 классе или «A world of opportunities» в 11 классе, «What would we like to see in New York?» в 9 классе.
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов. Например, «New York, New York».
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала. При оценке готового проекта я обращаю внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.
Анализируя результаты проведенной работы, я обратила внимание на тот факт, что этап защиты проекта вызывает у ребят затруднения при составлении вопросов и ответов.