«МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»
МБОУ «Хорулинская СОШ» им Е.К.Федорова.
«МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»
Выполнила работу: Васильева А.С.
учитель биологии и химии.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ………
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Исследовательская деятельность учащихся………..
1.2. Принципы организации исследовательской деятельности учащихся……….
1.3. Принципы проектно-исследовательской деятельности…………
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Цель и задачи исследования………..
2.2. Методы исследования………
2.3. Организация исследования…….
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………….
3.1.Отобранные экспериментальные работы учащихся………
3.2. Результаты и обсуждение.
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..
ПРИЛОЖЕНИЕ…………
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовательская деятельность учащихся.
Вопросам организации исследовательской деятельности учащихся во внеклассной работе по биологии посвящены многие труды по методике преподавания биологии. В них рассмотрены теория и практика школьного биологического эксперимента и наблюдений. В тоже время, методике проведения наблюдений и экспериментов в условиях живой природы большинство авторов уделяет мало места, ориентируясь, в основном на работу в школьном биологическом кабинете, на пришкольном учебно-опытном участке и в школьном уголке живой природы. Непосредственному наблюдению за живыми объектами в естественных условиях обитания отводится немного места, хотя подобная работа не требует создания специальных условий и позволяет развивать у учащихся исследовательские наклонности, формировать исследовательские умения, как основной компонент учебной исследовательской деятельности в течении всего периода обучения.
Познавательная учебно-исследовательская деятельность учащихся осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время. На уроках биологии учебно-исследовательские работы включают лабораторные и практические работы, наблюдения и опыты; во внеурочное время это – кружковая работа, экскурсии, работа на учебно-опытном участке. Именно научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. В старших классах позволяет даже утвердиться в правильности выбора своей будущей специальности.
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Чаще всего успешность формирования и развития исследовательских умений связывается с углублённым изучением предмета, что не всегда возможно, особенно в небольшой поселковой или сельской школе. Выходом из такого положения служит внеклассная работа, которая позволяет работать с учащимися, интересующимися предметом, не ограничиваясь рамками учебной программы. Применение во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности.
1.2. Принципы организации исследовательской деятельности учащихся
Проектно-исследовательская деятельность - это серьезная и целенаправленная работа педагога-руководителя. Исследовательская деятельность предполагает системную работу с каждой группой учащихся. В первую очередь, это задания экспериментального и исследовательского характера, которые выполняют учащиеся в рамках своих тем. Помимо выполнения различных заданий, специфичных для каждой группы, ребята получают возможность изучать выбранную ими и интересную для них область знаний через систему самых разнообразных мероприятий, проводимых вне школы. Такими мероприятиями могут быть посещение научно-исследовательских институтов, предприятий, научных учреждений; встречи с людьми, прославившими науку в данной области знаний; посещение выставок, связанных с проблематикой научных работ; встречи со студентами вузов, которые представляют те области знаний, по которым пишут работы учащиеся школы.
1.3. Принципы проектно-исследовательской деятельности.
Для того чтобы педагог мог успешно управлять проектно-исследовательской деятельностью учащихся, он должен хорошо представлять себе принципы организации данного процесса. Исследовательская деятельность учащихся может быть успешной в том случае, если она будет строиться на следующих принципах: доступности; естественности; осмысленности, наглядности.
Одним из главных принципов проектно-исследовательской деятельности учащихся является принцип самодеятельности. Ученик может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученику гораздо, большую свободу мыслительной деятельности, чем репродуктивная деятельность. Возможность приобретения права выбора собственной предметной деятельности дает старшекласснику необходимость самостоятельного анализа результатов и последствий своей деятельности.
Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Интересен тот факт, что абсолютное большинство учащихся, однажды попробовавших себя в исследовательской деятельности и получивших положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности снова и снова.
Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партнером и сотрудником взрослого в той или иной проблеме, в которой они, взрослый и ученик, становятся равными. Это дает ученику иные мироощущения, предполагает возможность саморефлексии и наличие собственного отношения к окружающей действительности, объективного определения своего места в мире.
Иногда результат не достигается , в том случае, если ученик не может дойти до конца в своем исследовании. Это происходит в том случае, если проблема, которую ученик взялся решать, ему не по силам. Поэтому одним из главных принципов, помимо принципа самостоятельности, является принцип доступности исследования.
Занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Педагог должен помнить, что понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда он имеет непосредственное отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого — просто и доступно. Поэтому педагог, определяя тему исследования, проблему для изучения и анализа ее учеником, должен дать ему возможность самостоятельно определить степень ее сложности, самостоятельно ее выбрать, чтобы потом школьник не бросил заниматься ею, уделив уже достаточно времени работе над ней.
Одним из важных принципов организации исследовательской деятельности является принцип естественности. Этот принцип заключается в том, что тема исследования, за которую берется школьник, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной и выполнимой, интересной и настоящей, а значит реально выполнимой. Ее естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок может сам ее потрогать, ощутить возможности решения проблемы, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.
Следующим принципом организации исследовательского проекта, которым необходимо руководствоваться в организации проектно – исследовательской работы школьников, это принцип наглядности.
Не менее важным принципом реализации проектно-исследовательских программ школьника является принцип осмысленности выполняемой учеником работы.
Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся деятельность его в ходе исследования должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы.
Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования — не готовые выкладки, сформулированные взрослым, а плод раздумий, своеобразный инсайт ученика.
Осмысливание проблемы происходит в самостоятельной деятельности. Только тогда ученик в состоянии раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, своими словами сформулировать и объяснить главные теоретические идеи, применить изученную теорию для объяснения частных явлений. Неожиданных результатов, полученных в ходе исследования. Процесс осмысления проблемы, ее обдумывания требует сложной мыслительной деятельности, мыслительных операций: синтез, сравнение, обобщение. Именно процесс осмысливания исследования дает ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, формирует способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию.
Однако, самым главным из всех выше перечисленных принципов является принцип самодеятельности школьника, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебного исследования является главным показателем понимания учеником изучаемой им проблемы, показателем становления мировоззренческой позиции автора. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности , а не наоборот. Педагог, руководя исследовательской деятельностью учащихся, должен не только знать это, но и руководствоваться этим принципом в первую очередь, желая, чтобы ученики были успешными исследователями.
Все эти принципы можно успешно реализовать, используя такую форму организации исследовательской деятельности учащихся как учебно-исследовательские проекты.
Технология ориентирована на учащихся с высокой учебной мотивацией и стремлением к научно-исследовательской деятельности различного уровня, участию в научно-исследовательских конференциях как внутри учебного заведения, так и за его пределами.
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Цель проектной технологии:
Развитие исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования.
Задачи :
-Помочь учащимся овладеть основами методологии проектной исследовательской деятельности.
- Обучить структуре построения и правилам оформления учебного исследования.
-Сформировать мотивацию активного участия в проектно-исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования:
- теоретический (анализ литературы);
-анализ и обобщение документальных материалов;
-наблюдение;
-опытно-экспериментальная работа (тестирование, обработка полученных данных).
.
Организация исследования:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Разработка проектного задания | |
1.1.Выбор темы проекта | |
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. | Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме. |
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. | Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает для обсуждения |
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают для обсуждения. |
1.2.Разработка самого проекта | |
Учитель предварительно вычленяет на подтемы и предлагает учащимся для выбора | Каждый ученик выбирает себе тему или предлагает новую. |
1.3.Формирование творческих групп | |
Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные темы и виды деятельности. | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.3.Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы. | |
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. | Учащиеся принимают участие в разработке заданий. |
1.4.Определение форм выражения итогов проектной деятельности. | |
Учитель принимает участие в обсуждении | Учащиеся в группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: презентация, альбом, доклад, натуральные объекты, и т.д. |
2.Разработка проекта | |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся осуществляют поисковую деятельность |
3.Оформление результатов | |
Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация | |
Учитель организует экспертизу. | Докладывают о результатах своей работы |
5.Рефлексия. | |
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки. | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
Умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации учебного проекта:
-Умение формулировать тему учебно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность.
- Умение составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы.
-Умение выделять предмет и объект учебного исследования.
- Умение определять цель и задачи учебного исследования.
-Умение формулировать гипотезу учебного исследования.
- Умение работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список литературы по проблеме.
- Умение выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности сообразно задачам исследования.
- Умение оформлять теоретические и экспериментальные материалы исследования.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1.Отобранные экспериментальные работы учащихся .
Тезис к докладу №1
«Определение содержания витамина С в ягодах и фруктах .»
ученика 5 класса МБОУ «Хорулинская СОШ»
Васильева Ивана Викторовича.
Руководитель учитель биологии Васильева А.С.
Актуальность.
Мы живем в северном крае. Иммунная система защищает нас от воздействия внешних неблагоприятных факторов. Без здоровой и эффективно работающей иммунной системы организм ослабевает и чаще страдает от вирусных и бактериальных инфекций. Суточная потребность в витаминах может быть небольшой, но именно от обеспеченности витаминами зависит нормальная работа иммунной системы и энергетический обмен.
Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о весьма тревожной ситуации, сложившейся в последние годы в России. Отмечаются, крайне недостаточное потребление и все более нарастающий дефицит витаминов.
Так, дефицит витамина С выявился у 70-90% обследуемых. При этом витаминный дефицит носит сочетательный характер и обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне-осенний период. Общую ситуацию можно рассматривать как массовый круглогодичный гиповитаминоз С. Именно поэтому моя цель определить наличие витамина С в отдельных продуктах питания и наиболее богатые рекомендовать для регулярного употребления.
Цель исследования: определить в условиях школьной лаборатории наличие витамина С в отдельных продуктах питания.
Задачи:
-Выяснить значение витамина С в организме.
-Методом йодометрии, выяснить в каких именно овощах и фруктах содержится наибольшее количество витамина С .
-определить содержание витамина в местных ягодах.
-определить содержание витамина С в привозных ягодах.
-сделать сравнительный анализ.
-определить влияние температуры на витамин С
- рекомендовать их для употребления.
Объект исследования: ягоды, соки.
Предмет исследования: концентрация витамина С.
Гипотеза:
если выяснить, в каких продуктах содержится наибольшее количество витамина С, то эти продукты можно рекомендовать для регулярного употребления.
Метод исследования:
йодометрия;
Выводы исследования:
На основании полученных данных исследования, можно сделать вывод, что наиболее богатые витамином С являются свежие ягоды ( шиповник -41 мг и черная смородина 14 мг,). Но по разным причинам , мы не всегда можем употреблять в пищу круглый год свежие ягоды, в этом случае можно заменить данные продукты соками и нектарами. Проводя эксперименты, доказывая наличие витамина С в продуктах, я подтвердил выдвинутую мною гипотезу и могу порекомендовать:
Рекомендации:
Настой плодов шиповника.
10 грамм сухих ягод, залить 200мл кипятка, кипятить 10 минут на медленном огне, настоять, охладить, процедить. Принимать в два раза в день 0,5 стакана.
Настой листьев смородины 20 г высушенных измельченных листьев заварить в 200мл кипятка, настоять, процедить. При простуде принимать по 2 ст. ложки 3 раза в день.
Настой плодов смородины хорошее общеукрепляющее средство, 2 ст. ложки сухих ягод, залить 200-400 мл кипятка настоять, охладить, процедить. Принимать в 2-4 приема в течение дня до еды всю дозу.
Экспериментальная часть.
Оборудование:
Весы, мерные цилиндры, пипетки, мелкая терка, марля, ягоды, дистиллированная вода, колбы, р-р аскорбиновой кислоты, 1% р-р крахмала, 5% р-р йода, бюретка.
Ход работы: Анализ основывается на взаимодействии витамина С с йодом. Раствор йода способен окислять аскорбиновую кислоту с образованием дегидроаскорбиновой кислоты.
I2 + C6H8O6= C6H6O6+ 2H2 + 2J2
Как только вся аскорбиновая кислота окислится в дегидроаскорбиновую кислоту, йод сразу окрашивает исследуемый раствор в синий свет.
Подготовка 0,1% раствора аскорбиновой кислоты: 0,1г аскорбиновой кислоты на 100 мл дистиллированной воды
Подготовка 5% раствора йода: 5% раствор йода разбавляем 40 раз.
При реакции окисления 1 мл этого раствора соответствует 0,875 мг аскорбиновой кислоты.
Подготовка 1% раствора крахмала: готовим крахмальный клейстер на 100мл, берем навеску 1г крахмала. 50 мл холодной воды растворяем 1 г крахмала. Перемешиваем стеклянной палочкой. Потом воду доводим до кипения, туда вливаем подготовленную суспензию крахмала и доводим до кипения, перемешиваем до образования густой массы.
Берем 25мл 0,1 % раствора аскорбиновой кислоты в коническую колбу емкостью 120-250мл добавляем 10 капель 1% суспензии крахмала. Наполняем бюретку раствором йода. Записываем начальный объем. Медленно по каплям добавляем раствор йода к анализируемому раствору, постепенно его взбалтываем. Продолжаем добавлять раствор йода до тех пор пока следующая капля раствора йода не вызовет образования синей окраски появление устойчивой синей окраски означает конец титрования. Записываем конечный объем раствора йода в бюретке. Рассчитываем массу аскорбиновой кислоты в 25 мл раствора:
m=V(J2) x 0.875(мг)
Глава 3. Результаты исследования.
3.1. Содержание витамина С в местных ягодах.
№ | Продукт в виде напитка | Количество раствора йода в мл | Количество витамина С в 25 мл раствора мг\мл |
1 | шиповник | 47 | 41 |
2 | Черная смородина | 16 | 14 |
3 | брусника | 4 | 3,5 |
4 | голубика | 4 | 3,5 |
5 | Красная смородина | 2,5 | 2,2 |
Вывод по эксперименту № 1 : Наиболее богаты витамином С ягоды шиповник- 41 мг, черная смородина 14 мг.
3.2. Содержание витамина С в привозных ягодах.
№ | Продукт в виде напитка | Количество раствора йода в мл | Количество витамина С в 25 мл раствора мг\мл |
1 | Яблоко | 2 | 1,7 |
2 | Лимон | 5 | 4,3 |
3 | банан | 13,5 | 14,2 |
4 | груша | 4,4 | 3,8 |
5 | виноград | 10 | 8.7 |
6 | мандарин | 8 | 7 |
7 | апельсин | 14,4 | 15 |
Вывод по эксперименту № 2 : Витамином С богаты апельсин 15 мг и банан 14,2 мг.
3.3. Содержание аскорбиновой кислоты в соках промышленного производства.
№ | Соки
| Количество раствора йода в мл | Количество витамина С в 25 мл раствора мг\мл |
1 | Яблочный сок /Фруто няня/ | 1,5 | 1,3 |
2 | Яблочный сок /Добрый/ | 4,5 | 3,9 |
3 | Яблочный сок /Да/ | 2 | 1,8 |
4 | Апельсиновый сок /Добрый/ | 18 | 16 |
5 | Апельсиновый сок /Да/ | 13,6 | 12 |
6 | Абрикосовый сок /Да/ | 21 | 18,4 |
7 | Вишневый сок /Да/ | 1,5 | 1,3 |
8 | Персиковый сок /Моя семья/ | 2,5 | 2,1 |
9 | Мультифрукт /Добрый/ | 2,5 | 2,1 |
Вывод по эксперименту № 3 : Витамином С богаты абрикосовый сок 21 мг и апельсиновый сок 18 мг.
3.4. Содержание витамина С в нектарах.
№ | Нектары | Количество раствора йода в мл | Количество витамина С в 25 мл раствора мг\мл |
1 | Клубничный | 7 | 6,1 |
2 | Яблочно персиковый | 34,5 | 29 |
3 | Яблочно-сливовый | 14 | 12 |
Вывод по эксперименту № 4
Содержание витамина С в яблочно- персиковом нектаре 29 мг.
3.5. Содержание витамина в овощах.
№ | Соки «Да» | Количество раствора йода в мл | Количество витамина С в 25 мл раствора мг\мл |
1 | Свекла | 4,1 | 3.6 |
2 | Огурцы | 5,5 | 4,8 |
3 | Капуста | 6,6 | 5,7 |
4 | картофель | 4,5 | 3,9 |
5 | Перец | 14 | 12 |
6 | Помидор | 5 | 4.3 |
7 | морковь | 1,7 | 1,5 |
Вывод по эксперименту №5
В овощах наибольшее количество витамина С в сладком перце 12 мг.
3.6. Влияние температуры на витамин С.
№ | Раствор аскорбиновой кислоты | Количество раствора йода в мл | Количество витамина С в 25 мл раствора мг\мл |
1 | Аскорбиновая кислота | 76 | 66,5 |
2 | При t 50oC | 37 | 32,4 |
3 | При t 100oC | 28 | 24,5 |
Вывод по эксперименту: Раствор подвергаем нагреванию и через определенные промежутки времени титруем пробы по 25 мл. По мере нагревания объем раствора йода, идущее на титрование , уменьшается. Следовательно витамин С неустойчив, при тепловой обработке легко разрушается.
Выводы исследования.
По результатам исследования выявлено:
Наиболее богаты витамином С местные ягоды шиповник и черная смородина.
Соки и нектары промышленного производства /апельсиновый , абрикосовый , яблочно-персиковый / содержат много витамина С.
При повышенной температуре витамин легко разрушается.
Рекомендации.
Ввиду того, что шиповник наиболее богата витамином С, предлагаю вам употреблять её в свежем виде, в соках, в морсах и в компотах.
Собирать плоды шиповника следует в тот период, когда они еще не совсем созрели, но уже приобрели оранжевую окраску. Из них можно приготовлять настои, напитки, кисели. Рекомендуется добавлять настой шиповника в компоты. Витаминные напитки лучше приготовлять из плодов красного шиповника продолговатой формы. Их предварительно промывают в холодной воде, дробят или разрезают ножницами. Приготовленные плоды заливают кипятком из расчета один стакан на столовую ложку шиповника, кипятят в течение 10 минут, затем переливают отвар в стеклянную посуду и ставят на ночь в теплое место. После этого остается процедить отвар через двойной слой марли, отжать ягоды, добавить немного сахару, и напиток готов. Хранить его надо в прохладном месте. Взрослые обычно пьют в день один-два стакана этого напитка, а дети — один стакан. Есть и такие способы приготовления напитка из шиповника:
берут цельные ягоды, заваривают их кипятком (столовую ложку на 2 стакана), кипятят 10 минут и потом настаивают в течение суток;
сухие плоды шиповника промывают в холодной воде, погружают в кипяток, кипятят 5 минут и дают отстояться в течение суток в посуде с плотно закрытой крышкой; после этого напиток сливают в стеклянную банку и по вкусу подкисляют или подсахаривают.
Витаминный чай из шиповника приготовляют следующим образом. Плоды шиповника размельчают, засыпают в кастрюлю, обваривают крутым кипятком и, плотно закрыв кастрюлю, кипятят 10 минут. Затем процеживают через марлю и сразу, не настаивая, пьют в горячем виде. На стакан кипятку кладут столовую ложку шиповника.
можно употреблять апельсины, абрикосы , бананы и соки, в основе которых содержатся эти фрукты.
Используя данные исследования, я планирую провести беседу для учащихся 6 класса и рассказать о здоровом образе жизни родителям.
Использованная литература.
«Большая советская энциклопедия». Главный редактор: А. М. Прохоров. Москва, 1971 год.
«Медицинская популярная энциклопедия. Человек и здоровье». Г. Билич, Л. Назарова. Москва, 1998 год.
«Популярная медицинская энциклопедия. Большая медицинская энциклопедия». Главный редактор: Б. В. Петровский. Москва, 1979
Тезис к докладу №2
«Гигиеническая оценка питания учащихся
экспериментального класса
МБОУ «Хорулинская СОШ» им Е.К.Федорова.»
ученицы 11 класса Николаевой Нюргуяны.
Актуальность темы:
Питание является одним из важных факторов, определяющих состояние здоровья и работоспособности организма детей. В процессе обучения увеличивается умственная нагрузка, следовательно, растут энергозатраты, для восполнения которых требуется определенный набор питательных веществ, поступающих в организм с пищей. Поэтому каждый должен понимать важность, значения питания для растущего организма и уделять этому вопросу соответствующее значение.
Цель работы: Оценить рациональность, сбалансированность питания учащихся в МОУ Хорулинская СОШ.
Задачи исследования:
Изучить энергетическую стоимость суточного рациона питания учащихся
Изучить сбалансированность суточного рациона по основным компонентам питания.
Разработать рекомендации.
Объект исследования: Состояние питания у детей в МОУ Хорулинская СОШ
Предмет исследования: Пути и условия улучшения питания детей.
Гипотеза исследования: Мы исходили из предположения, что состояние питания в МОУ Хорулинская СОШ не идеально, и по итогам нашего исследования будут приняты меры для улучшения питания учащихся.
Практическая значимость: В случае положительных результатов нашего исследования будут выработаны новые рекомендации по правильному питанию.
Проведенные нами оценки питания помогут узнать, насколько соответствует или не соответствует требованию питание учащихся в МОУ Хорулинская СОШ
2.2 Организация и методика исследования.
Исследования питания учащихся проводилась в Хорулинской средней школе им Е.К.Федорова. В эксперименте участвовали ученики 8 «б» класса. В классе всего 13 учащихся.
Материальные оснащения работы:
Таблицы:
Химический состав пищевых продуктов.
Меню питания
Суточные нормы пищевых веществ для детей 14-15 лет.
Микрокалькулятор
1 этап-2010г
Глава 2. Цель, задачи, методика и организация исследования.
2.1 Цель и задачи исследования.
Цель работы: На основе изучения калорийности, сбалансированности по основным компонентам дать гигиеническую оценку питания учащихся экспериментального 9 «б» класса МОУ « Хорулинская СОШ».
Задачи:
На основе анализа меню-раскладки изучить среднесуточную калорийность питания учащихся МОУ «Хорулинская СОШ».
Изучить сбалансированность питания по основным компонентам
( белкам, жирам, углеводам, витаминам, минеральным веществам) и рациональности его по приемам пищи.
Разработать рекомендации по улучшению питания учащихся ОУ.
2.2 Организация и методика исследования.
Исследования питания учащихся проводилась в Хорулинской средней школе им Е.К.Федорова. В эксперименте участвовали ученики 8 «б» класса. В классе всего 13 учащихся.
Материальные оснащения работы:
Таблицы:
Химический состав пищевых продуктов.
Меню питания
Суточные нормы пищевых веществ для детей 14-15 лет.
Микрокалькулятор
Последовательность выполнения задания:
Теоретически определить суточные энергетические затраты, потребность в пищевых веществах детей 14-15 лет.
Взять меню за 10 дней.
Используя таблицу химического состава ценности пищевых продуктов по Минху изучить состояние питания учащихся в МОУ Хорулинская СОШ.
Вывод.
2.3.По результатам проведенного исследования нами было выявлено следующее:
Энергетическая ценность в суточном рационе, учитывая одноразовое питание, составляет 277 ккал, при сравнительном анализе выявлено, если необходимо 575 ккал в сутки, дефицит составляет -52%.
Дефицит по углеводам составляет -42%,
Дефицит по белкам составляет -41%
Дефицит по жирам составляет -23%
В рационе очень низкое содержание витаминов. Это объясняется тем, что в меню мало или вообще отсутствует овощных фруктовых блюд, салатов. Детский организм очень чувствителен к витаминному недостатку и может привести к различным патологическим заболеваниям.
В питании недостает минеральных элементов кальция 63%, фосфора-54%, железа -35%. Нехватка кальция, фосфора, железа может привести к задержке роста костной ткани у детей.
2.4.Практические рекомендации.
Исходя из полученных результатов мы предлагаем следующее:
Организовать хотя бы 2-х разовое питание, пища должна быть разнообразной, достаточно калорийной.
Включить в меню натуральные, более полезные, рыбные и мясные блюда так,как растущему организму, белок играет пластическую роль.
Дефицит витаминов связано с тем, что витамины легко разрушаются при долгосрочном хранении продуктов, их термической обработке, особенно при нарушениях технологии приготовления блюд, поэтому надо соблюдать технологию приготовления пищи.
Включить в меню сырые овощи и фрукты. В овощах и фруктах содержится большое количество витаминов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности организма.
2 этап- 2011г
Глава 3. Цель, задачи, методика и организация исследования.
3.1 Цель и задачи исследования.
Цель работы: Оценить рациональность, сбалансированность питания учащихся экспериментального 9 «б класса» в домашних условиях.
Задачи:
Изучить сбалансированность питания по основным компонентам
( белкам, жирам, углеводам, витаминам, минеральным веществам) и рациональности его по приемам пищи.
Определить наиболее предпочитаемые продукты питания учениками
Изучить режим питания учащихся экспериментального 9 «б» класса;
Определить количество потребляемого жира;
Разработать рекомендации по улучшению питания учащихся ОУ.
3.2 Организация и методика исследования.
Социологический опрос учащихся проводилась в Хорулинской средней школе им Е.К.Федорова. В эксперименте участвовали ученики 9 «б» класса. В классе всего 13 учащихся.
Методы исследования:
опрос учащихся экспериментального класса;
изучение спроса на продукты среди учащихся с помощью социологического опроса;
построение графиков и диаграмм для иллюстрации.
Материальные оснащения работы:
Таблицы:
Химический состав пищевых продуктов.
Меню питания ( индивидуальные)
Суточные нормы пищевых веществ для детей 14-15 лет.
Микрокалькулятор
Последовательность выполнения задания:
Взять меню за 10 дней.
Используя таблицу химического состава ценности пищевых продуктов по Минху изучить состояние питания учащихся экспериментального класса МОУ Хорулинская СОШ.
Вывод.
3.3.По результатам проведенного социологического опроса нами было выявлено следующее:
Наименование продуктов | да | нет | иногда |
завтрак | 2 | 3 | 8 |
Чай Кофе Хлеб Молоко яйцо | 2 2 2 10 1 | 3 3 3 - - | 8 8 8 3 12 |
обед | 13 | - | - |
Рис Макарон Гречка Картофель Крупа манная Гарнир Мясо вареное Мясо жареное Курица жареная колбаса | - 13 - - - - 13 7 13 | - - - - 10 - - - - | 13 - 4 13 3 - - 6 - |
Полдник Роса Натуральный сок Морс Салат Фрукты рыба | 5 - - - - - - | 7 - - 10 3 - 4 | 1 13 13 3 10 13 9 |
Ужин | | | |
Суп Макарон Картофель Жареное мясо | - 13 13 13 | - - - - | 13 - - - |
Сладости конфеты, печенье, вафли, мороженое | 13 | - | - |
| | | |
Результаты работы:
завтрак -15 % детей
полдник-38 %
плотный ужин-100%
предпочитают жирную пищу- 100%
предпочитают сладкую пищу (конфеты, шоколады, пирожную ) 100%
в рационе наличие овощных, фруктовых салатов 0 %
предпочитают макаронные изделия-100%
молочные продукты-77%
3-хразовое питание- 100%
Вывод:
по результатам исследования выявили, что дети , предпочитают в основном жирную пищу, сладости. В рационе преобладает жареное мясо , макаронные изделия , колбасы , концентрированные соки.
В рационе питания отсутствуют салаты, свежие овощи, морс, яйца
Учащиеся не соблюдают режим питания. Предпочитают плотный ужин.
Анализ уровня здоровья
Хронические заболевания:
Кариес -9
Воспаление желчного пузыря-5
Гастрит-6
Болезни сердца-5
3.4 Практические рекомендации:
Исключить из рациона копченые, жареные продукты. При переработке питательные вещества преждевременно расщепляются , такую пищу называют «мертвой», в нем химические структуры биологически активных веществ разрушены. Такая пища не дает энергию.
Для очищения организма необходимо ежедневно употреблять такие продукты, как морковь, капусту, свеклу, лук, чеснок. Они высвобождают из организма различные токсичные вещества.
Соблюдайте 4-х разовое питание. Последний прием пищи не позднее 6-ти часов вечера.
Ограничивать употребление соли и сахара.
Жиры играют важную роль в питании человека, но их излишек – основной фактор , вызывающий заболевания.
Тезис к докладу №3
Проект «Самая урожайная свекла»
Образовательная цель:
Подбор материала о технологии выращивания овощных культур, практическое освоение технологии выращивания свеклы. Формирование социально- значимых знаний и умений.
Подобрать сорта и отработать технологию выращивания свеклы для получения высокого урожая.
Группа учащихся:
Николаева Нюргуяна-6кл Васильев Степа-5кл
Николаева Аина.-6кл Васильев Айдар-4кл
Николаева Нюргуяна-8кл Иванов Марик-6кл
Матвеев Женя-6кл Федоров Руслан-8кл
Содержание деятельности учащихся при выполнении проекта:
-План выполнения проекта;
-Ознакомление с характеристикой сортов свеклы по учебникам, справочникам;
-Поиск информации в различных источниках о сортах свеклы;
-Определить фиксируемые в опыте параметры: сроки выращивания, чередование культур, вкусовые качества, размер корнеплодов, огрубение корнеплодов;
-Распределение обязанностей;
-Ознакомление с технологией выращивания по книгам;
-Подбор семян, подготовка почвы, посев, уход;
-Разработка текста;
-Проведение презентации.
План выполнения проекта.
-Постановка проблемы
-Вопрос и тема для обсуждения
-Актуализация знаний о предмете изучения- свекле: сорта, пищевая ценность, к какому семейству относится, технология выращивания, продолжительность вегетации.
-Сбор и анализ информации о сортах свеклы /самостоятельно/
-Подбор семенного материала, подготовка почвы, посев, посадка, уход, заполнение рабочей тетради.
Экспериментальная работа
Опыт №1
Задание:
Сравните разные сорта свеклы по срокам получения продукции.
Использование метода чередование культур.
Названия сортов | Сроки выращивания | Урожай |
Цыганочка Столовая Браво Цилиндра Бордо | 6.06 6.06 6.06. 6.06 6.06 | 39 40 34 25 48 |
Вывод: Использовали метод чередования культур 1ряд свекла,2 ряд морковь,
что очень эффективно для получения высокого урожая. Самый высокий
урожай получили с сорта «Бордо»
Выращенные сорта.
«Бордо» мякоть темно-красная, без светлых колец, нежная, не волокнистая отличается высокой урожайностью.
Голландский сорт «Цилиндра» хорошо хранится, урожаен, диаметр корнеплода 4-7 см, вес 200-300г.
«Браво» корнеплод хорошей округлой формы, гладкий ,средняя масса 250-300г, легко выдергивается из почвы, мякоть темно-красная, сочная, без колец и очень сладкая.
«Столовая» не требует прореживания, среднеспелый, корнеплод округлый, мякоть красная, от всходов до уборки урожая 112-120 дней.
«Цыганочка» сорт среднеспелый, корнеплод округлый красный масса 250-280г отличается высокой урожайностью.
Опыт №2
Задание: Определите методы борьбы с насекомыми вредителями .
Вредители | Методы борьбы |
Свекловичные блошки | Уничтожение сорняков, опрыскивание личинок настоями ботвы помидора и картофеля. |
Свекловичные клопы | Вылавливание клоп, опыливание золой, опыливание смесью табачной пыли. |
Опыт № 3
Задание:
Высадка свеклы разными методами.
метод | срок | Вывод |
Рассадой | 10.05. | Ранний сбор урожая, много вредителей. |
Семенами | 6.06. | Мало вредителей. |
Ранняя посадка/рассада/ | 31.05 | Всходы переносят темп. -3-4С. Нет вредителей |
Поздняя посадка/рассада/ | 6.06 | Солнечные ожоги. Много вредителей. |
Вывод
Самый урожайный сорт «Бордо»
Эффективный метод борьбы с вредителями: чередование культур свекла-морковь.
Лучший способ – посадка семенами.
Тезис к докладу №4
«Муравьи и лес»
ученика 7кл Семеновой Ани
МБОУ «Хорулинская СОШ» им Е.К.Федорова.
Цель: определить зависимость распространения рыжих лесных муравьев от типа и возраста леса.
Задачи: формировать умение школьника наблюдать, замечать, остановить взгляд и мысль на окружающих природных явлениях.
Объект исследования: Рыжие лесные муравьи.
Предмет исследования: Муравейники.
Проблема: жизнь рыжих лесных муравьев в данное время недостаточно изучена и подлежит к исследованию.
Экспериментальная часть.
Зависимость распространения рыжих лесных муравьев от типа и возраста леса.
Рыжие лесные муравьи тесно связаны с лесом. Лес это сообщество растений, животных и микроорганизмов, неразрывно связанных и зависимых друг от друга. Обитатели лесного сообщество настолько приспособлены к совместной жизни, что не могут нормально жить друг без друга. Наглядный пример этому муравьи.
Постарайтесь определить, в каком типе леса больше муравейников и каков возраст леса, где муравьи имеют наибольшие распространение. Сделай вывод из своих наблюдений.
Оборудование: компас, мерная лента, дневник, карандаш.
Ход работы.
выбрать нужный участок леса (хвойного, лиственного и смешанного).
составить план-схему.
составить описание растительности на площадке по такой последовательности:
а) указать тип леса (хвойный, лиственный и смешанный).
б) назвать преобладающие виды деревьев.
в) указать другие виды деревьев, растущих на данной площадке.
г) определить возраст леса на площадке.
4. нанести на план-схему площадки расположение муравейников, которые были встречены.
5. оформить таблицу по итогам наблюдений.
3.2. Результаты и обсуждение.
С целью изучения рациональности использования исследования в качестве метода преподавания на развитие общепредметных и специальных умений и навыков, а также личностных качеств ученика и повышения качества знаний по предмету биология были проведены следующие исследования:
изучение отношения учащихся к предмету биология (по О. Илей);
удовлетворенности отношений учителя биологии к своим ученикам.
определение уровня развития познавательных способностей учащихся (по Б. Блуму);
анализ успеваемости по предмету.
В ходе проведения исследования нам удалось установить влияние использования данного метода на:
• развитие познавательных способностей личности ученика;
• формирование положительной мотивации учения;
• развитие активного словарного запаса, устной и письменной речи;
• удовлетворение потребности личности в общении, познании, уважении, творчестве, самоактуализации и самоутверждении.
Исходя из результатов представленных в таблицах 3.1., 3.2., можно сделать вывод о том, что применение проекта в качестве метода преподавания биологии рационально и может достаточно ощутимо влиять на изменение атмосферы урока в целом.
Так, на начало исследования 54,7% учащихся свое отношение к предмету биология выразили как положительное (таблица 3.1.), а концу исследования – 78,5%. Таким образом, прирост числа учеников положительно относящихся к данному предмету составил -23,8%, что говорит не только об изменении психологического климата на уроке, но в первую очередь показывает изменение мотивации учения. Обучение перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, а становится такой формой обучения, когда формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен идеями, информацией, способами деятельности, ситуациями озарения и творчества. В конечном счете, ученик испытывает ощущения успешности и самоутверждения.
Такое изменение ситуации на уроке показывает и тест на выяснение удовлетворенности отношением учителей к ученикам. Так на начало исследования положительное отношение учителя биологии к своим ученикам составило 45,5% (таблица 3.2.), а на конец исследования – 71,3%, что также указывает на изменение атмосферы на уроке в лучшую сторону, в сторону уважения, творчества и самоактуализации.
Сводная карта изучения отношения учащихся к предметам (по О.Иллей)
Выборка для предмета « биология»
ЛТО «Кэнчээри» Воспитатель:Васильева А.С. Количество опрошенных 42
Таблица 3.1. Изучение отношения учащихся к предмету (биология)
| Положительное | Безразличное | Отрицательное |
Март 2011года | 23 | 17 | 2 |
Декабрь 2012года | 33 | 9 | - |
Таблица 3.2. Удовлетворённость отношением учителей к ученикам (биология)
| Положительное | Безразличное | Отрицательное |
Март 2011 года | 19 | 22 | 1 |
Декабрь 2012года | 30 | 12 | - |
Анализ данных по уровню развития познавательных способностей учащихся показал, что в период проведения работы с группой произошел рост числа учащихся находящихся на уровне «понимание» и «применение», однако количество учеников достигших уровня «синтеза» и «оценки знаний» в исследуемом классе мало. Данные педагогического исследования фиксировались в марте 2011 года, далее в декабре 2012 года, таким образом, мы получили результаты представленные в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Определение уровня развития познавательных способностей учащихся (по Б. Блуму)
уровни | Март 2011 года | Декабрь 2012 года |
Кол-во учащихся | Кол-во учащихся | |
Знание | 30 | 28 |
Понимание | 11 | 12 |
Применение | 1 | 1 |
Анализ | | 1 |
Синтез | - | - |
Оценка знаний | - | - |
Анализ заданий выполняемых учащимися во время выполнения экспериментальных работ, либо на уроках по закреплению материала дает возможность выявить уровень способностей данного ученика на период диагностики:
Задания I уровня соответствуют «знанию» и «пониманию»;
II уровня – «применению»; «анализу»
III уровня – «синтезу» и «оценке знаний».
Если ученик выбирает и справляется с заданиями только I (облегченного) уровня знаний, уровень развития его познавательных способностей находится в пределах минимального уровня требований «знания» и уровня «понимания». Основная часть учащихся в марте 2011 года находилась на этом уровне (таблица 3.3.)На конец исследования количество учеников вышедших на более высокий уровень составило 9,5%
Использование данного метода в процессе преподавания биологии в общеобразовательной школе показало значительное увеличение числа учеников, усваивающих программный материал на «хорошо» и «отлично».
Таблица 3.4. Успеваемость по предмету «биология»
Оценки | Март 2011 г. | декабрь 2012 г. |
«5» | 2 | 5 |
«4» | 23 | 25 |
«3» | 17 | 12 |
«2» | - | - |
Из таблицы 3.4. видно, что за период исследования изменилась успеваемость учащихся по предмету «биология».
В первый месяц исследования количество учеников, имеющих оценку «5» было всего двое, что составило 4,7 % а в декабре 2012 г. их стало 5- 11,9% от числа учащихся так, часть учеников, имеющих хорошие оценки стали учиться лучше, и перешли в ранг «отличников» (таблица 3.4.).
Сократилось число учеников, имеющих удовлетворительные оценки с 40,4% до 28,5%.
Полученные данные позволяют сделать выводы о влиянии проекта, как метода преподавания биологии на развитие познавательных способностей учащихся, а также дают возможность определить динамику развития познавательных интересов.
Таблица 3.5.
Творческая самореализация школьников в проектно-исследовательской деятельности.
-фотоконкурс «Природа вокруг нас» Васильев Степан ученик 11 класса, 1 место, районный экологический слет, с Акана. грамота.
-конкурс экологических плакатов и газет, Иннокентьева Шура ученица 9 класса, 2 место, районный экологический слет, с Акана. Грамота.
-республиканский фотоконкурс программы «Жизнь прекрасна» в номинации «Айылга аргыстара» Васильев Степан ученик 11 класса. Грамота.
-районный НПК «Первый шаг» по теме «Витамин С- аскорбиновая кислота» Васильев Ваня ученик 5 класса,1 место, грамота.
-НПК «Шаг в будущее» по теме «Витамин С- аскорбиновая кислота» Васильев Ваня ученик 6 класса в номинации «Юниор», грамота.
-республиканский НПК «Шаг в будущее» по теме «Витамин С- аскорбиновая кислота» Васильев Ваня ученик 6 класса, сертификат.
- -районный НПК «Первый шаг» по теме «Гигиеническая оценка питания учащихся экспериментального класса МБОУ «Хорулинская СОШ» им Е.К.Федорова.» ученица 11 класса Николаевой Нюргуяны 1место. Грамота.
- -районный НПК «Шаг в будущее» по теме «Гигиеническая оценка питания учащихся экспериментального класса МБОУ «Хорулинская СОШ» им Е.К.Федорова.» ученица 11 класса Николаевой Нюргуяны 2 место. Грамота.
-районный НПК «Шаг в будущее» по теме «Муравьи и лес» ученик 7кл Семенова Аня
3 место. Грамота.
- «Изучение влияния пищевых добавок на здоровье школьников» , выступления.
- «Осторожно: плесень!» выступления.
- «Изменение роста и массы тела подростков в условиях акселерации» выступления.
- «Дрофа и ее местообитание» выступления.
- Ученические проекты по выращивании овощных культур. выступления.
Поступление по профилю биология: 2011г -18%, 2012г-33%, 2013-35% из числа выпусников.
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Таким образом, анализ материала полученного в ходе нашего исследования позволяет сделать следующие выводы и выработать следующие предложения:
Роль проектного метода в обучении естественным наукам огромна, так как она определяется содержанием предмета, а также возрастными психологическими особенностями детей.
На начало исследования 54,7% учащихся свое отношение к предмету биология выразили как положительное, а концу исследования – 78,5%. Прирост числа учеников положительно относящихся к данному предмету составил -23,8 %, что свидетельствует об изменении психологического климата на уроке, а также показывает изменение мотивации учения.
Такое изменение ситуации на уроке показывает и тест на выяснение удовлетворенности отношением учителей к ученикам. Так, на начало исследования положительное отношение учителя биологии к своим ученикам составило 45,5%, а на конец исследования – 71,3%. Данный факт также указывает на изменение атмосферы на уроке в лучшую сторону, в сторону уважения, творчества и самоактуализации.
Анализ данных по уровню развития познавательных способностей учащихся показал, что в период проведения работы с классом произошел рост числа учащихся находящихся на уровне «понимание» и «применение», однако количество учеников достигших уровня «синтеза» и «оценки знаний» в исследуемом классе мало.
Использование данного метода в процессе преподавания биологии в общеобразовательной школе показало значительное увеличение числа учеников, усваивающих программный материал на «хорошо» и «отлично».
Полученные данные позволяют сделать выводы о эффективности использования проекта как метода преподавания биологии, и его влиянии на развитие познавательных способностей учащихся,.
Изменение качества образовательного процесса, в ходе нашего исследования было значительно в плане изменения мотивации обучения и изменения атмосферы проведения урока, что касается темпов формирования как общепредметных так и специальных умений и навыков можно говорить о постепенном улучшении этих качеств у учащихся.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что можно говорить о недостаточности применения только одного метода обучения, и важности применения разнообразных дополнительных методов исходя из уровня подготовки и сформированности основных учебных умений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика. / П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: Высшая школа, 1991. - 383 с.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1955. - 31т. - 786 с.
Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 275 с.
Ковалев, А.Г. Психологические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - Л.: ЛГУ, 1957. - 2 т. - 305 с.
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 270 с.
Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юристь, 1997. - 512 с
.Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании / М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. - Троицк: Тровант, 2005. - 162 с.
Верзилинн Н.М. и Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.:Просвещение,1972.–288с.
Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб, 1994.
Загвязинский В.И. Дифференцированный подход в обучении. // Народное образование,1968.-№10.
Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: Каро.,2004. – 367с.
Комиссаров Б.Д. Методические проблемы школьного биологического образование.