Метод проектов в контексте поиска решения проблем в образовании 21 века

2
0
Материал опубликован 9 August 2022

Метод проектов в контексте поиска решения проблем в образовании 21 века


Project method in the context of finding solutions to the problems in образовании21 century


                                                                      Автор : Демченко Эльвира Владимировна


Аннотация: в статье рассмотрены современные технологии образования, а в частности метод проектов и его эффективность. Анализируются наиболее значимые проблемы современного образования, обусловленные современными трендами в этой сфере.

Ключевые слова: проблемы, образование, 21век, технологии, метод проектов.

Annotation: the article deals with modern technologies of education, and, in particular, the method of projects and its effectiveness. The author analyses

the most significant problems of modern education caused by modern trends in this sphere are

Keywords: problems, 21st century, education, technology, project method.



В истории методики роль метода проектов в разные времена была важна. Суть метода проектов – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Актуальность использования метода проектов заключается в том, что создаются максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, вовлечения их в различные виды практической деятельности; при этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении. Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, например, подготовка монологического высказывания на уроках английского языка [1].

Раскрывая сущность метода проекта, можно сказать, что познавательный интерес, а именно, внешняя форма его выражения проявляется в непосредственной направленности внимания школьников на овладение английским языком, а его внутренняя суть представляет собой сложное психологическое образование личности, характеризующееся общим уровнем ее развития, запасом знаний.

Мы можем увидеть на примере проекта «Environmental Problems »(«Проблемы загрязнения окружающей среды») в 8«Б» классе в январе 2021г.а, который проводился на английском языке. При работе над проектом были поставлены цели:

- формирование у учащихся понимания глобальной проблемы человечества, связанной с защитой и сохранением окружающей среды и желание проявить заботу об окружающем мире;

- организация экологически чистой среды в родном городе

- совершенствование навыков говорения и активизация лексики по теме: «Environmental Problems».

На наш взгляд, существуют причины, по которым изучение проблем экологии должно стать неотъемлемой частью уроков иностранного языка, т.к. проблемы экологии стали насущными проблемами человечества. Понимание проблем окружающей среды повышают мотивацию учащихся к изучению английского языка.

В ходе реализации проекта ученики получат возможность:

- проявить творческий потенциала и языковой компетенции у учащихся;

- повысить интерес к изучению английского языка и его практического применения.

Метод проектов был апробирован на группе учащихся 8 «Б» класса в рамках школьной программы по М.З. Биболетова на английском языке. Проект состоял из четырех этапов.

На первом этапе были разработаны проектные задания, в которых ребята определили тему, цели, а также участники были разделены на 2 группы и распределены в них роли (аналитики, плановики, оформители, докладчики). Обучающиеся искали ответы на вопросы проблемного характера: «Какие должны быть основные требования к использованию окружающей среды для всех людей?», «Что я могу сделать для того, чтобы наша планета была чистой?», «Какие вещи мы можем перерабатывать и повторно использовать?». На данном этапе ученики сформулировали цели и задачи проекта по теме: « Экологические проблемы ».

На втором этапе участники проекта самостоятельно собирали информацию, подбирали материалы, уточняли план деятельности, выполняли проект, искали информацию о деятельности организации по охране окружающей среды (Greenpeace и др.), готовили сообщения, дискутировали на тему: «Нужно ли убивать животных ради меха?. Гринпис. Чем занимается эта организация?». Итогом данного этапа стал сбор иформации, составление рекомендаций по пользованию окружающей средой.

На третьем этапе экспериментальная группа была опрошена на тему:  «Do you wear fur coats? » («Вы носите шубы?»). В анкетировании участвовала вся группа в количестве 15человек, 3 из которых ответили, что носят, а остальные 10 ответили «нет». Когда детям был задан вопрос: «Почему?», многие ребята сказали, что им жалко животных, и современные пуховики не «уступают» шубам. В конце этапа дети проявили толерантность по отношению к животным, любовь к ним; демонстрировали хорошие знания лексики по теме.

Также школьники работали с дополнительной информацией: текст «Environmental Pollution or Ecological Problems» «Загрязнение окружающей среды или экологические проблемы», готовили сообщения на данную тему.

На четвертом этапе был реализован проект в форме презентации проекта, участвовали в коллективной оценке результатов проекта, представляя сообщения об экологических проблемах (учащиеся делятся на группы и выбирают для освещения проблемы из составленного ранее списка).

Группы выступали с докладами об экологических проблемах. В ходе реализации проекта был применен «Мозговой штурм»: решение проблемы: «Что мы можем сделать, чтобы защитить окружающую среду?». Школьники оформили проект в виде компьютерной презентации в программе Power Point и показали видео на заданную тему. Была предложена схема оценивания при подведении итогов (Критерии: ошибки в речи, логичность, соответствие проекта целям и задачам, полнота представленного материала, качество представленного материала, умение работать в группе). Затем дети выразили мнения и обменялись впечатлениями о проекте. В ходе нашего проекта учащиеся усовершенствовали навык говорения: практически применили приобретенные знания, умения и навыки на данную тему. Также дети имели возможность проявить свои умения работать с  различными  программами,  использовать различные шрифты, фотографии, рисунки, звук и даже видео. Всё это сделало работу  более интересной.

В результате работы над проектом удалось смотивировать каждого члена группы и создать условия для выбора партнера и предпочтительной деятельности, тем самым, индивидуализируя и дифференцируя процесс обучения и воспитания. Работа над проектом действительно позволила обеспечить саморазвитие каждого учащегося. При работе над проектом были задействованы коммуникативная, эстетическая и эмоционально-личностная мотивация учащихся. Каждый из участников проекта имел возможность увидеть достигнутый им прогресс в овладении английским языком, что отражается в схеме оценивания. Совместное с учителем планирование работы стимулировало развитие рефлексии, знакомило учащихся с тем, как планировать свою индивидуальную образовательную деятельность, следуя своим интересам, склонностям и учитывая свои возможности [2].

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.

Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы[3]. .

Важно отметить, что при реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.

Источники:

Баранова Л. А. « Методы проектной деятельности в свете требований ФГОС II поколения во внеурочной деятельности, как способ развития познавательного интереса учащихся» https://infourok.ru/statya-na-temu-metod-proektov-1584442.html (дата обращения: 31.01.2019)

Мелешенко Л. H. Использование проектной технологии в школе[Текст] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (г. Москва, декабрь 2003 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 22-24. — URL http://открытыйурок.рф/ / (дата обращения: 31.01.2019)

https://www.futurelearn.com/courses/reimagining-education/(дата oбращения: 31.01.2019)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.