Роль педагога в решении актуальных проблем математического образования

2
0
Материал опубликован 19 August 2019
Роль педагога в решении актуальных проблем математического образования


«Математическое образование – один из важнейших факторов, определяющих уровень экономического и общественно-политического развития страны».

В. А. Садовничий.

Толстой писал: «Будущего нет – оно делается нами». 3 декабря президент Российской Федерации Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием. По словам главы государства: «… российскую школу, нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы ее развития. Им, ребятам, предстоит решать ещё более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой». Все мы педагоги, и все мы понимаем важность тех задач, которое ставит перед нами система образования.

В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний. Сегодня никому не надо доказывать, то, что математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса.

Трудно переоценить важность математики, математической образованности и математической культуры в современном мире. Вся современная наука пронизана математическими методами и математическими идеями. Математическое образование также является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности. Практика показывает, что ученики успешные в математике, как правило, успешны и в других школьных дисциплинах (причем, не только в естественнонаучных, но и гуманитарных).

Повышение математического образования – проблемная область, над которой работает вся система образования в целом. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Министерством образования и науки Российской Федерации разработана Концепция развития математического образования в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в РФ.

В Концепции развития математического образования, которая была принята 24 декабря 2013 года, отмечено: «Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин».

Среди проблем в развитии математического образования авторами выделены три группы: Проблемы мотивационного характера – низкая учебная мотивация школьников связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.

Проблемы содержательного характера – выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся.

Кадровые проблемы – указывается на нехватку учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников не отвечает современным нуждам. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний.

Именно в этой логике рассмотрим систему мер, которая лежит в основе преодоления проблем математического образования.

Мотивация изучения математики

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Актуальность данной проблемы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования, что не возможно без интереса обучающегося к предмету. Для того чтобы ученик по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для учащегося.

Теперь перечислим педагогические факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:

    содержание учебного материала;

    организация учебной деятельности;

    коллективные формы учебной деятельности;

    оценка учебной деятельности в безличной форме, в сравнительной динамике;

    стиль педагогической деятельности учителя.

Эффективное формирование предметной мотивации включает различные виды воздействия на мотивацию учения.

Во-первых, учителю необходимо создать не только ситуацию успеха, но и атмосферу, исключающую страх. Не секрет, что некоторые дети, успешно справляющиеся с предметом, испытывают стресс только при звучании словосочетания «контрольная работа». Выход – надо изменить отношение к этой ситуации.

Во-вторых, у всех участников образовательного процесса необходимо формировать и установку «нет неспособных к математике детей». Для развития интереса к математике мы предлагаем: на каждом уроках найти место, для интересных, нестандартных, логических задач.

Важное место в пробуждении и развитии интереса к математике занимает внеурочная деятельность педагога, которая является одной из важных составляющих процесса математического образования школьников, органично дополняя учебную работу по предмету. Она предусматривает разные формы: в рамках предметной недели, на кружковых или факультативных занятиях. Интересу к математической науке способствует участие ребят в дистанционных конкурсах, турнирах, в проектной деятельности и предметных олимпиадах.

Выбор содержания

Не секрет что содержание школьного курса математики определяется общими целями обучения, содержанием самой математической науки, значением математики и местом ее в системе среднего образования. О том, как осторожно надо относиться к отбору содержания математического образования, которое в наибольшей мере будет способствовать общематематическому (и не только) развитию личности ученика, отражено в различных популярных статьях И. Ф. Шарыгина. По мнению И. Ф. Шарыгина – математика и педагога, специалиста по элементарной геометрии, популяризатора науки, автора учебников и пособий для школьников, при определении содержания вредными могут оказаться оба подхода, как минимизация содержания математического образования, так и его чрезмерное разрастание. На минимальном содержании невозможно развитие математической культуры, освоение математического метода по понятным причинам. Но также нельзя хорошо освоить математику, развить математическую культуру при перегруженной программе. Чрезмерное обилие изучаемых тем приведет к тому, что каждая из них будет изучаться формально и поверхностно. Нельзя не согласиться с автором в том, что эффективность обучения математике в решающей степени определяется объемом часов, отводимых на ее изучение. В настоящий момент математическая экспертиза указывает в качестве нижней грани, после которой эффективность изучения математики в школе начнет резко снижаться, 6 часов в неделю в основной и старшей школе.

Для того, чтобы процесс изучения математики на всех этапах обучения проходил осознанно, необходимо, когда это возможно:

    осуществлять введение новых понятий на основе личностно-деятельностного подхода;

    в каждой изучаемой теме выделять базис в пространстве задач этой темы;

    переходить к абстрактному от конкретного, прибегая к фактическому или воображаемому эксперименту, чтобы подготовить развитие теории примерами из реальной жизни;

    отрабатывать навыки только тогда, когда приемы и правила, которые используются, поняты учащимися;

    сводить к минимуму количество фактов, необходимых для запоминания, ограничиваясь фундаментальными, часто используемыми результатами;

    по возможности избегать неподготовленных переходов к изучению новых тем при наличии пробелов в ранее изученных;

    создавать проблемные ситуации, побуждая учащихся к самостоятельному открытию математических результатов;

    создавать условия для творческой исследовательской работы учащихся как обязательного элемента учебного процесса классов математического профиля;

    в рамках профильной дифференциации использовать уровневую дифференциацию;

    изучать затруднения учащихся, используя ошибку в качестве средства обучения;

    превращать контрольно-диагностическую процедуру в обучающую, осуществлять разработку обучающих тестов;

    применять математическое моделирование при изучении смежных дисциплин.

Кадровый потенциал и развитие профессионального мастерства

Решение проблемы качества математического образования в первую очередь, определяется качественно подготовленными преподавателями.

Педагог – ключевая фигура реформирования образования, говорится в Профессиональном стандарте, и главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам это умение учиться.

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность предъявляет к учителю высокие требования к его профессионализму. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства педагога является повышение его квалификации, а также специально организованная в учебном заведении система инновационной научно-методической работы. Главная цель научно-методической работы – непрерывный рост профессионализма и квалификации педагогов, развитие их творческого потенциала, эрудиции и компетентности.

Трактуя инновационную научно-методическую работу, как часть совершенствования профессионального мастерства педагога, можно выделить следующие её отличительные особенности:

    обеспечение работы педагогов в режиме развития;

    отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ученика, его самораскрытие;

    обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их оценивания;

    обеспечение непрерывности инновационной, поисковой, исследовательской деятельности педагогов;

    обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому, в зависимости от уровня его профессиональной компетентности;

    оснащение педагогов средствами профессионально педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие обучающегося.

Нельзя не отметить, что совершенствование профессионального мастерства педагога не возможно без самообразования. Самообразование – главный и наиболее доступный источник повышения компетентности педагога. Самообразование педагога предполагает систематическое расширение общепедагогических и общепсихологических знаний, повышение общекультурного уровня с целью совершенствования методов обучения и воспитания; углубления знаний по различным методикам, овладения новейшими достижениями педагогической науки, передовой практики.

Особую ценность в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет также его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Немаловажным средством оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация, которая представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации и педагогического профессионализма. Она проводится для определения соответствия квалификации педагога требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей) либо для проверки соответствия педагога занимаемой им должности. Педагогическая квалификация объединяет в себе и профессиональную компетентность педагога, и его педагогическую технику, и культуру педагогического общения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, не смотря на низкую мотивационную составляющую обучения, на загруженность программы, сокращение времени на изучение математики, увеличение объем информации профессионализм педагога является стержневым фактором преодоления актуальных проблем развития математического образования.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации