12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кудряшова59
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
5

«Метод снежного кома в работе с детьми дошкольного возраста»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад

426














Консультация для педагогов

«Метод снежного кома в работе

с детьми дошкольного возраста»












Воспитатель: Кудряшова Е.Е.

Высшая квалификационная категория











Екатеринбург

2019

Работаем по ТРИЗ.

Консультация для педагогов

«Метод снежного кома в работе с детьми дошкольного возраста»

«Сделайте одно, только одно

фантастическое допущение,

а затем стройте действие в

строгом соответствии с

логикой».

А. Азимов

Вы лепили когда-нибудь снеговиков? Сначала нужно слепить центральный, очень маленький снежок, который помещается между ладоней. А потом этот комок просто прокатывается по снежной целине. Чем больше снега на него налипнет, тем больше становится ком для снеговика.

Метод снежного кома в ТРИЗ-педагогике построен по такому же принципу. Придумывается фантастическая, нереальная идея, которая «помещается» в нашу реальную жизнь. Вокруг центральной идеи начинают накручиваться слои реальности, с учетом влияния на них нашей придуманной фантастической ситуации.

Метод снежного кома (МСК) способствует развитию причинно-следственного мышления и помогает создавать литературные сюжеты. Суть метода – в «одном допущении», фантастической или нереальной идеи, вокруг которой накручиваются слои реальности.

Фантастическая идея является маленьким «снежным комком», который развивается, обрастая подробностями, в условиях нашего реального мира, преобразуя привычные и знакомые нам области жизни, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Каждый слой реальности будет создавать свои необычные ситуации, основываясь на изменениях предыдущих слоев в соответствии с влиянием исходной идеи.

По этому принципу написано очень много фантастических произведений, волшебных сказок, занимательных историй.

Что дает метод снежного кома? Часто, придумав с детьми, какой – либо предмет, живой объект или ситуацию, мы успокаиваемся на этом и прекращаем говорить и обсуждать с детьми то, что получили. А дети часто хотят об этом новом поговорить, подумать, что будет с ними дальше.

Вот здесь и пригодится метод снежного кома. Необходимо поместить в середину системного оператора тот объект (ситуацию, который вы придумали с детьми, и рассматривать его изменения по всем экранам оператора. Вы как бы гуляете с детьми по экранам системного оператора, размышляя, придумывая, догадываясь, что происходит, или происходило с полученным объектом в том, или ином экране. Это как на самом деле: снежный ком катится, все более обрастая снегом, становясь все больше и больше.

В результате получается более насыщенный образ, со своим прошлым и планируемым будущим. Мы можем поговорить и придумать ему надсистему, и рассмотреть из каких частей он состоял раньше. Порядок переходов с экрана на экран может быть любой. Но более последовательный рассказ, сказка получается, если мы от системы переходим в подсистему и далее в надсистему. Потом сравниваем систему и надсистему прошлого, ее подсистему. Теперь можно помечтать и о будущем. Здесь главное – рассуждения, умозаключения, высказанные детьми: отчего и почему так или не так, то или не то.

Фантазировать по Методу снежного кома можно начинать с ребенком от 3,5-4 лет, постепенно усложняя.

Сначала вводите относительно простые фантастические ситуации и предложите подумать – что получится? Можно использовать идеи из знакомых сказок, или применительно к бытовым ситуациям.

Например: Вот бы у бабушки в огороде выросла такая большая репка! Интересно: как такое может быть? (вопрос о причине задавайте ребенку старше 4-4,5 лет). Что бы произошло? Как бы мы ее вытащили, как использовали, как хранили или с кем поделились, и т.п.? А как изменилась бы наша жизнь, если бы придумали такое удобрение для супер-роста овощей, и все овощи вырастали такими большими?

В быту: А если бы всю обувь стали делать на колесиках, как ролики? Как бы мы ходили по квартире (домашние тапочки тоже на колесиках), в магазин, в детский сад? Какие ситуации бы произошли, что хорошего и что плохого в таком новшестве?  

Когда ребенок научится легко включать необычные или фантастические идеи в реальную окружающую жизнь, приступайте к составлению небольших творческих рассказов, сюжетную линию, подсказать и раскрыть некоторые возможные ситуации, развить сюжет.

Давайте рассмотрим на знакомых примерах

Все знают сказку К. И. Чуковского про Федору, от которой ушла посуда. Гуляющая по полям посуда – это сказочная ситуация. Можно не читать детям сразу всю сказку, прочитать середину, когда посуда уже идет по полям, разбивается. Вот и получается: у нас есть система – посуда, подсистема – ее осколки, надсистема – поля. Что могло произойти раньше, почему посуда гуляет по полям? Вот теперь вы с детьми уходите в прошлое и рассуждаете, кто или что довело посуду до похода по полям.

Когда все дети выскажут множество своих вариантов, можно почитать им авторский текст и сравнить его с рассуждениями детей.

Дальше можно почитать о будущем, а можно самим подумать, что же будет с посудой, с Федорой в будущем. А потом опять сравнить с авторским текстом. Непременно в конце необходимо прочитать весь текст полностью. При такой работе с произведением, дети его хорошо запоминают. В обсуждении у них активизируется речь, формируются навыки суждения, умозаключения; развиваются воображение и речь. Если предложить детям и дальше зарисовывать придуманные варианты сказки, то может получиться собственная книга по мотивам произведения К. И. Чуковского.

Аналогично можно рассмотреть Федору. Для привлечения большего интереса и изменений можно в надсистеме в будущем, когда Федора уже пошла за посудой, ввести что-то свое, например, впереди – море или лес, или пожар. Как будут развиваться события дальше. Так появляется еще один вариант знакомого произведения.

Таким приемом хорошо рассматривать незнакомые детям произведения. В этом случае детям интересно – угадают они авторский вариант или нет. Если же вы рассматриваете знакомые произведения, то можно с детьми договориться о том, что мы придумываем новую сказку. Дети с удовольствием идут на это.

Изменяя надсистему, или что-то в подсистеме, вы получите массу новых вариантов по одному только знакомому произведению. Это не обязательно может быть рассказ. Это может быть мультфильм, хорошо знакомый всем детям. Так интересно предполагать, что произойдет с героями мультсериала дальше. Вспомнить, что было с героями раньше. Очень интересен, на мой взгляд, мультсериал  «Приключения Смешариков». С героями могут происходить различные приключения и происшествия, которых нет в мультфильме, но их можно придумать, используя этих персонажей: Ежика, Копатыча, Нюшу и других.

Примером этого варианта можно найти множество. Основные фантастические произведения, волшебные сказки построены по этому методу.

Например, «Человек – амфибия» А. Беляева. Мальчику Ихтиандру в детстве (прошлое) были вшиты жабры (изменение в подсистеме). И жизнь человека в будущем изменилась, стала совсем не похожа на жизнь обыкновенных людей.

Аналогичный пример по роману Г. Уэллса «Человек – невидимка». Изменение в настоящем в подсистеме (стал невидимым) породили массу неожиданных ситуаций в обществе (надсистеме, изменения в характере (подсистеме) самого героя. Хотя в обоих произведениях окружающая обстановка (надсистема)реальная, характерная для этого времени и этого места.

В сказке Р. Киплинга «Маугли» изменения произошли в экране – прошлое надсистемы. Реальный маленький ребенок был перенесен в совершенно чуждую для него среду обитания.

Рассмотрите любую волшебную сказку, и вы увидите с детьми, где произошли изменения, которые сделали реальную жизнь сказочной, необычной.

В сказке Г. -Х. Андерсена «Снежная Королева» – маленький осколок, попавший в грудь Кая, повлек за собой все приключения Герды.

Неугомонный характер Колобка (маленькое изменение в подсистеме – умение двигаться) привело его к необычайным приключениям. В ведь весь остальной лес был реальный, совсем не сказочный.

В повести-сказке Л.Лангина «Старик Хоттабыч», в обычной жизни советского пионера внезапно появляется джинн, просидевший в кувшине три с половиной тысячи лет и освобожденный Волькой Костыльковым из заточения. Благодарный джинн окружает своего спасителя чудесами и неожиданными, не всегда приятными, ситуациями.

Для самых маленьких – серия рассказов Эдуарда Успенского про девочку Веру и обезьянку Анфису, которую принес папа для своей дочки. Анфиса участвует в повседневных делах своей маленькой хозяйки и даже посещает детский сад.

Например, в основе повести М.Булгакова «Собачье сердце» лежит фантастическая идея о превращении пса в человека в результате операции, замене некоторых органов. И далее все действие происходит в условиях реальной жизни России 20-х годов прошлого столетия.

В рассказе В.Катаева «Цветик-семицветик», действие раскручивается вокруг волшебного цветка, исполняющего желания, полученного в подарок девочкой Женей.

Хорошей иллюстрацией упрощенного Метода снежного кома для малышей является мультфильм «Варежка». Обычная детская варежка периодически превращается в щенка, который вписывается в реальную жизнь девочки: его можно гладить, с ним можно гулять и играть, он даже принимает участие в собачьих соревнованиях.



Обучение детей сочинению сказок и рассказов

Вы можете тоже научить своего ребенка составлять небольшие фантастические или сказочные рассказы по Методу снежного кома.

Сначала привнесите нереальную ситуацию в вашу реальную жизнь. За основу можно взять прочитанное произведение или мультфильм. Предложите представить, что будет, если у вас дома поселится домовенок Кузька? Какие изменения произойдут в вашей жизни? По каким признакам вы можете узнать, что у вас поселился домовенок? Он будет поддерживать порядок, убирая по ночам забытые игрушки, помогать по хозяйству маме, оставлять маленькие следы и т.п.

А если у вас появится ковер-самолет? Откуда он может появиться? Как вы его сможете использовать? Какие события могут произойти в вашей жизни при наличии ковра-самолета?

С ребенком старше 4 лет желательно записывать схемами или  зарисовывать получившиеся рассказы.

Постепенно усложняйте сюжеты, приучайте к соблюдению структуры повествования: любое произведение должно иметь начало, основную часть и окончание

Как написать сказку с детьми: простой алгоритм

Для составления рассказа придерживайтесь упрощенного алгоритма:

1. Выбрать исходную ситуацию и фантастическую идею, которая будет разворачиваться в данных условиях.

Например: мальчик находит волшебную лампу с Джином.

2. Поместить эту идею в условия реальной жизни, представить, что она уже реализовалась.

Придумайте имя главного героя (мальчика); где и как он нашел волшебную лампу; как узнал, что она волшебная; как состоялась первая встреча с Джином из лампы.

3. Производить последующие действия в других реальных жизненных условиях, переходя последовательно (по цепочке) от одной области действительности к другой.

Возможные для рассмотрения (раскручивания слоев реальности) области действительности:

Потребности: сон, еда, одежда, безопасность и др.

Жилище: дом, комнаты, мебель, поведение в быту и др.;

Семья: отношения с родственниками, знакомство и т.п.

Общество: общение, средства массовой информации и др.

Культура, искусство, спорт, экономика, политика и др.

Природа, экология, животный мир и т.п.

Планетарные явления, погода, климат и т.п. 

На исходную ситуацию начинайте накручивать слои реальности:

Что может Джин? Как мальчик поступил с лампой? Как устроил Джина в доме? Рассказал ли своим родителям, как они отреагировали на Джина? Какие ситуации складывались на улице, в школе, в общественных местах? И т.д.

С ребенком от 5-6 лет можно изготовить рукописную книгу на основе собственного рассказа.

На первых этапах используйте готовые сказочные или фантастические идеи из книг, мультфильмов, презентаций. Впоследствии можно будет придумывать свои собственные идеи, сюжеты, темы. Основная задача, на которую обязательно нужно обращать внимание – последовательное развитие сюжетной линии, создание «снежного кома» последствий. Не нужно к исходной фантастической идее добавлять новые. Каждый слой реальности будет САМ создавать необычные ситуации.

Сочинительство, игры и упражнения с использованием метода снежного кома формируют причинно-следственное мышление, навыки системного прогнозирования, способствует развитию творческого воображения и сильного мышления. И если перед вами стоит вопрос: «Как написать сказку с детьми?», попробуйте раскрутить небольшие «снежные комки», из 4-5-6 слоев, а потом поделитесь вашим творчеством!





Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 15.11.20 в 13:05 0Ответить Пожаловаться
Очень полезный ресурс! Благодарю за распространение опыта!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.