12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маргарита25
Работаю учителем русского языка и литературы, увлекаюсь чтением, компьютерной графикой, фотографией и рукоделием.
Россия, Кировская обл., Белая Холуница
7

Рабочий лист на уроках литературы при изучении стихотворений как средство формирования навыков смыслового чтения

Рабочий лист на уроках литературы при изучении стихотворений

как средство формирования навыков смыслового чтения


Полуэктова Маргарита Анатольевна, учитель русского языка и литературы КОГОБУ СШ с УИОП г. Белой Холуницы


Перед современным учителем литературы стоит задача научить обучающихся навыкам смыслового чтения. А это значит – научить понимать информационную, смысловую и идейную сторону произведения.

На уроках литературы мы учим ребят понимать прочитанное, размышлять над смыслом произведения, определять главную мысль, давать характеристики героям и обсуждать их поступки.

Одним из самых сложных жанров для понимания школьников является жанр стихотворения. Большинству обучающихся трудно дается анализ и интерпретация лирики, многие не могут понять смысла произведения и увидеть подтекстовую информацию.

Одним из эффективных приемов работы по обучению анализу стихотворения считаю рабочие листы. Это инструмент для формирования у школьников умения работать с информацией, синтезировать и анализировать. Это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на уроке. Рабочий лист особенно полезен, когда у ребят нет рабочих тетрадей по предмету. Такой вид работы способствует расширению кругозора, повышению интереса и мотивации.

Рабочий лист позволяет педагогу самому определять, какие задания включить, какие вопросы сформулировать, на что обратить внимание, отталкиваясь от темы урока, его целей и задач. А обучающийся в праве самостоятельно управлять своей деятельностью, работать в том темпе, который ему удобен, высказывая собственные мысли, не подражая другим. Но применение рабочих листов может предполагать и коллективное обсуждение, работу с учебником, с дополнительной литературой и даже Интернетом.

При создании рабочих листов для уроков литературы по темам, предполагающим изучение лирики, я включаю в них задание, связанное с историей создания произведения, чтобы дети имели представление, в связи с какими событиями поэт написал стихотворение, тем самым способствую пониманию его сути. Обязательно даю несколько вопросов по содержанию стихотворения, дабы помочь обучающимся осознать тему. Также обязательны и задания, связанные с основной мыслью произведения.

Пронумеровать задания тоже считаю важным, для того чтобы помочь детям сориентироваться, выстроить определенную логику, подвести их к нужным выводам.

Вопросы о впечатлениях читателя способствуют формированию у школьников собственного мнения и помогают сформулировать личную позицию, учат интерпретации предложенного стихотворения.

Отсылки к Интернету и использование QR-кодов повышает интерес современных подростков к изучению литературы, они с воодушевлением сканируют их и выполняют нужное задание уже на своем гаджете. Так можно проверить, как усвоен материал, задав, например, тест на Google Forms.

Итак, считаю рабочий лист средством эффективного формирования навыков смыслового чтения у обучающихся, как фундамента всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС. Благодаря такому инструменту процесс взаимодействия учителя и ученика становится более увлекательным и продуктивным. Для школьников создается ситуация успеха, а это способствует повышению качества обучения.

Далее вы можете познакомиться с вариантами рабочих листов по стихотворениям Б.Пастернака «Июль», А. Фета «Шепот, робкое дыхание».

t1667311797aa.jpg t1667311797ab.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.