Статья «Рабочий лист на уроках литературы при изучении стихотворений как средство формирования навыков смыслового чтения»

7
0
Материал опубликован 1 November 2022

Рабочий лист на уроках литературы при изучении стихотворений

как средство формирования навыков смыслового чтения


Полуэктова Маргарита Анатольевна, учитель русского языка и литературы КОГОБУ СШ с УИОП г. Белой Холуницы


Перед современным учителем литературы стоит задача научить обучающихся навыкам смыслового чтения. А это значит – научить понимать информационную, смысловую и идейную сторону произведения.

На уроках литературы мы учим ребят понимать прочитанное, размышлять над смыслом произведения, определять главную мысль, давать характеристики героям и обсуждать их поступки.

Одним из самых сложных жанров для понимания школьников является жанр стихотворения. Большинству обучающихся трудно дается анализ и интерпретация лирики, многие не могут понять смысла произведения и увидеть подтекстовую информацию.

Одним из эффективных приемов работы по обучению анализу стихотворения считаю рабочие листы. Это инструмент для формирования у школьников умения работать с информацией, синтезировать и анализировать. Это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на уроке. Рабочий лист особенно полезен, когда у ребят нет рабочих тетрадей по предмету. Такой вид работы способствует расширению кругозора, повышению интереса и мотивации.

Рабочий лист позволяет педагогу самому определять, какие задания включить, какие вопросы сформулировать, на что обратить внимание, отталкиваясь от темы урока, его целей и задач. А обучающийся в праве самостоятельно управлять своей деятельностью, работать в том темпе, который ему удобен, высказывая собственные мысли, не подражая другим. Но применение рабочих листов может предполагать и коллективное обсуждение, работу с учебником, с дополнительной литературой и даже Интернетом.

При создании рабочих листов для уроков литературы по темам, предполагающим изучение лирики, я включаю в них задание, связанное с историей создания произведения, чтобы дети имели представление, в связи с какими событиями поэт написал стихотворение, тем самым способствую пониманию его сути. Обязательно даю несколько вопросов по содержанию стихотворения, дабы помочь обучающимся осознать тему. Также обязательны и задания, связанные с основной мыслью произведения.

Пронумеровать задания тоже считаю важным, для того чтобы помочь детям сориентироваться, выстроить определенную логику, подвести их к нужным выводам.

Вопросы о впечатлениях читателя способствуют формированию у школьников собственного мнения и помогают сформулировать личную позицию, учат интерпретации предложенного стихотворения.

Отсылки к Интернету и использование QR-кодов повышает интерес современных подростков к изучению литературы, они с воодушевлением сканируют их и выполняют нужное задание уже на своем гаджете. Так можно проверить, как усвоен материал, задав, например, тест на Google Forms.

Итак, считаю рабочий лист средством эффективного формирования навыков смыслового чтения у обучающихся, как фундамента всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС. Благодаря такому инструменту процесс взаимодействия учителя и ученика становится более увлекательным и продуктивным. Для школьников создается ситуация успеха, а это способствует повышению качества обучения.

Далее вы можете познакомиться с вариантами рабочих листов по стихотворениям Б.Пастернака «Июль», А. Фета «Шепот, робкое дыхание».

t1667311797aa.jpg t1667311797ab.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации