Методы и формы работы с родителями в дополнительном образовании. Из опыта работы.

1
0
Материал опубликован 5 January

Методы и формы работы с родителями в дополнительном образовании.

                                                  Из опыта работы.
       Особый приоритет воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования – формирование культуры семейных отношений, родительской ответственности за воспитание детей, стимулирование их общественной инициативы, коррекция детско-родительских отношений. В муниципальном учреждении дополнительного образования «Станция юных техников г.Ртищево Саратовской области» данная работа проводится в условиях позитивного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную взаимопомощь педагогов и родителей.
        Хочу поделиться своим опытом работы по взаимодействию с семьями учащихся, которая осуществляется посредством разнообразных форм и методов. Я работаю в системе дополнительного образования пятый год, являюсь руководителем объединений художественной направленности «Фантазёры» для детей 7-12 лет и технической направленности «Техностарт» для дошкольников 5-7 лет.
      В начале учебного года в нашем учреждении традиционно проходит Неделя знакомств. Для родителей проводятся родительские собрания на которых они знакомятся с педагогом, узнают расписание занятий, здесь же демонстрируются новые направления деятельности объединения, достижения учащихся и педагога. Для ребят проводятся увлекательные игровые программы, на которых они в игровой форме узнают, чем будут заниматься в объединении.

   Согласно плана воспитательной работы в моих объединениях ежегодно проводятся традиционные праздники, совместные с педагогами, учащимися и их родителями: День матери, Новый год, Февромарт, Выпускной. В этом году к этим традиционным праздникам я добавила ещё «Здравствуй, осень!» Эти праздники готовятся очень тщательно командой педагогов, включают в себя театрализованные и танцевальные номера, и обязательно игровую программу, к которой привлекаются родители. Родители моих детей уже к этому готовы, поэтому выходят охотно и участвуют с удовольствием. Так выпускной 2024 года в младшей группе объединения «Техностарт» прошел в виде семейного праздника, который предполагал вовлеченность каждого члена семьи в конкурсно-игровую программу: здесь родители и сказку показали, и в «Бумажном» оркестре выступали, и с детьми знаниями и сноровкой померились.

          Итоговые праздники- выпускные, конечно, требуют особенно тщательной подготовки. Здесь без помощи родителей никак не обойтись. Нужно и костюмы вместе продумать и оформление зала. Часто родители сами просят организовать после торжественной части чаепитие для детей, и организация этого мероприятия целиком ложится на их плечи. В прошлом учебном году мы провели очень масштабное итоговое мероприятие для объединений художественной направленности выставку рисунков "Обретая мастерство", на которою мы пригласили родителей обучающихся. Вместе с родителями и детьми совершили виртуальные экскурсии по самым знаменитым художественным музеям мира. Мы увидели с каким интересом взрослые рассматривали работы детей, представленные на выставку, а затем внимательно слушали отзывы об этих работах нашего гостя- Архиповой Ирины Александровны, которая много лет проработала учителем изобразительного искусства в МОУ Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево. Не забываю на итоговых мероприятиях вручать благодарственные письма родителям и сертификаты об окончании учебной дополнительной программы детям. У родителей и детей проведенное мероприятие вызывало положительный эмоциональный отклик. Многие дети, изъявили желания продолжить заниматься по данной программе и в следующем учебном году.

Проведение таких совместных праздничных мероприятий:

укрепляет семейные отношения,

создаёт положительный эмоциональный настрой,

развивает командный дух,

формирует групповое единство, сплоченность.

        В своей работе широко практикую вовлечение родителей в творческую жизнь детей. Посредством интереса к творческим успехам своего ребенка, родители оказывают мне помощь в подготовке презентаций, подборе музыкального сопровождения, выразительного чтения стихов. Примером таких мероприятий могут послужить:

Муниципальный конкурс чтецов «Вифлеемская звезда»;

Муниципальный конкурс чтецов «Дедушкин орден».

      Вместе с детьми родители изготавливают поделки, рисуют рисунки к районным, областным и всероссийским конкурсам, в которых не раз мои обучающиеся становились призерами и победителями. Ежегодно организую акцию для родителей и детей «Цветущая клумба», в ходе которой я с детьми сажаю семена цветов для клумбы, а родители приносят саженцы многолетних цветов, которыми мы также оформляем цветники. Охотно откликаются родители и на благотворительные акции, в которых мы участвуем регулярно.

        Очень интересно проходят в моих объединениях Дни здоровья, к которым я также активно привлекаю родителей. Так в прошлом учебном году по инициативе Миронова Сергея Сергеевича, папы Мироновой Алины в День здоровья, обучающиеся младшей группы объединения «ТехноСтарт» вместе с родителями посетили боксёрский клуб. Там для ребят юные боксеры продемонстрировали свои умения, провели с ребятами разминку и организовали учебное занятие для гостей. Дети были просто в восторге! А родители получили полезную информацию о работе боксерского клуба.

          В этом году к организации Дня здоровья в старшей группе объединения «ТехноСтарт» были привлечены все родители. Нам нужно было нарисовать плакат «Хорошие привычки от капитана Краба». Каждая семья получила индивидуальное задание: нарисовать одну хорошую привычку, а затем мы с детьми оформили из рисунков плакат, который использовали на Дне здоровья. Персонаж- капитан Краб стал у детей очень популярным и он теперь всегда весит в нашем кабинете, а физминутки с капитаном Крабом стали у детей самыми любимыми. Иногда родители сами выступают инициаторами проведения Дней здоровья и я не боюсь отдать инициативу в их руки. Так весной 2022 учебного года родители самостоятельно организовали и провели День здоровья «Путешествие по материкам на воздушном шаре». Это была конкурсно-игровая программа на свежем воздухе которая доставила массу положительных эмоций и детям и взрослым! Ну а я, в свою очередь не забыла поблагодарить родителей благодарственными письмами.

     Привлекаю родителей к организации различных экскурсий. Они помогают мне сопровождать дошкольников по городу, а в плохую погоду организуют подвоз детей. Сами с удовольствием посещают экскурсии, выставки, участвуют в проводимых мастер-классах. Так в краеведческом музее мы шили вместе с родителями куклы-обереги.

          Методы и формы работы педагога с детьми  родители могут оценить в ходе открытых занятий, которые проводятся в объединении один-два раза в год. На этих занятиях родители видят стиль работы педагога, характер взаимоотношений всех членов коллектива, могут сравнить достижения своего ребенка с успехами других детей. Я использую разнообразные формы открытых занятий: это и «Путешествие в сказочную страну», где детям предстоит выполнить разнообразные задания, чтобы помочь Ивану Царевичу спасти Василису прекрасную; и комбинированное занятие «Снегирь», с целью знакомства с нетрадиционными методами рисования. Часто открытые занятия провожу в форме интеллектуальных игр, например, «КиССА» - красные и синие самые активные; тогда родители становятся самыми беспристрастными членами жюри.

         В дополнительном образовании, равно как и в школе, важно находить время и для индивидуальных консультаций, на которых родители  рассказывают об огорчениях и страхах, которые их тревожат. Больше всего родителей дошкольников волнуют следующие вопросы:

Адаптация ребенка в новой для него детской группе;

Умение ребёнка общаться со взрослыми;

Проблемы неусидчивости и гиперреактивности; слабой памяти; невнимательности;

Родителей школьников волнует:

Определение способностей ребенка;

Вопросы профориентации;

Влияние компьютерных игр на развитие личности ребенка;

Отсутствие интереса к учебе

       В нашем современном мире педагог может общаться и делиться информацией, достижениями с родителями через сеть интернет. У Станции юных техников создан официальный сайт организации, официальная страничка в Телеграмканале, в Одноклассниках и в Контакте, где размещается вся необходимая информация. У каждого объединения есть группа в Сферуме, где публикуются видео и фотоотчеты с занятий, ведется диалог с родителями по волнующим их вопросам. Ну и конечно очень приятно прочитать на этих страничках слова благодарности от родителей.

     Считаю, что использование разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся, позволяет мне создать атмосферу доверительного отношения, благоприятного психологического климата.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.