Методы и приемы, повышающие мотивацию на уроках английского языка
Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на уроках английского языка.
Практически у каждого педагога иногда возникает проблема формирования у учащихся положительной мотивации к своему предмету. Учащиеся теряют интерес к учению, потому что они загружены большим количеством учебного материала, либо содержание учебного материала не удовлетворяет их интересам и не соответсвует их возрасту, либо у детей есть пробелы по определенному предмету, и они не справляются с этим предметом. Чтобы повысить мотивацию на своих уроках, учитель может использовать различные методы и приемы, такие как: работа с интересной и занимательной информацией, игровые приемы, ситуация успеха, инсценировки, а также стихи, рифмовки, песни, ребусы, кроссворды, интересные творческие домашние задания и т. д. Давайте рассмотрим некоторые методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на уроках английского языка.
Игровые приёмы на уроках английского языка.
Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Использование игр на уроках направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьника. Разные виды игр способствуют лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи. Одной из главных функций учебной игры является мотивационно-побудительная. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он выступает как полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. На уроках можно использовать такие игры, как "Съедобное-несъедобное", "Снежный ком", "Где спрятался звук" и т.д.
Проектная деятельность на уроках английского языка.
Выбирая современные методы обучения, прежде всего необходимо создать на уроке атмосферу свободы и комфорта во взаимодействии педагога с ребенком. Метод проектного обучения позволяет решать средствами языка задачи развития у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность, коммуникабельность, инициатива. Реализация проекта позволяет осуществлять интеграции различных видов деятельности, при этом каждый ребенок может повлиять на ход работы, внести свою творческую лепту. Ученику предоставлена возможность использовать приобретённые языковые навыки в новых реальных ситуациях. Учащиеся расширяют свой кругозор, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимая друг друга при защите проектов. Метод проектов можно использовать в конце изучения темы (раздела), как обобщающий урок. Темы проектов на уроках английского языка могут быть разными "Я и моя семья, "Мой город", "Мой дом", "Известные люди современности" и т.д.
Физминутки на уроках английского языка.
Для повышения мотивации учащихся и активизации познавательной деятельности школьников на наших уроках мы создаем благоприятную психологическую обстановку и здоровьесберегающую среду обучения за счёт физкультминуток. Жизнь ребенка немыслима без движения. Поэтому физминутки создают благоприятную почву для развития двигательтной активности детей, способствуют решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по обучению иностранному языку. Использование физкультминуток способствуют одновременному задействованию всех эмоциональных каналов восприятия, сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в физминутке речевой материал до степени автоматизма. Подкрепление вербальных действий конкретными движениями рук, тела обеспечивает формирование положительной мотивации и лучшее запоминание материала благодаря тому, что в усвоение включаются различные анализаторы. Существует огромное количество физминуток на разные темы для уроков английского языка, например, по темам "Цвета", "Числительные", "Животные", "Глаголы действия" и т.д.
Информационные технологии.
Использование на уроках английского языка новых информационных технологий - видеоматериалов и компьютерных программ - является одним из способов повышения мотивации учебной деятельности, приводит к развитию познавательной активности ребенка. Использование на уроках аудио и визуальных средств улучшает произносительные навыки, навыки диалогической и монологической речи, помогает развитию памяти и внимания, благотворно влияет на усвоение языкового материала. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Множество ресурсов предлагает глобальная сеть "Интернет". Яркие , движущиеся, "мультяшные" герои доставляют детям огромное удовольствие от общения с ними.
Стихи и песни на уроках английского языка.
Музыка и разучивание стихов могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Они сохраняются в памяти ребенка намного дольше, потому что ребенок изучает язык в таком случае с помощью проб и ошибок, экспериментирует и открывает для себя что-то новое. Стихи помогают закреплению языкового материала, совершенствованию фонетических навыков и обогащают речь речевыми образцами и лексическими единицами. Материал, представленный в стихотворной форме, усваивается детьми значительно легче благодаря рифме и ритму. На уроке можно использовать песни и стихи для отработки языкового материала и для смены вида деятельности, чтобы дети отдохнули и отвлеклись. Стишки лучше при этом читать хором. Стихотворения должны быть небольшими по объему, несложными, содержательными, интересными.
Мотивация с помощью различных способов оценки.
Учителю необходимо очень осторожно относиться к выставлению оценок учащимся. Необходимо поощрять любой маленький успех или даже просто стремление ребенка к изучению языка. Учитель должен дать понять ребенку, что он в него верит, что у него все обязательно получится в следующий раз. Ведь если ребенка только критиковать и ставить ему всегда низкие отметки, у него потеряется интерес к предмету. Учащимся 2 классов, которые только начинают изучать иностранный язык, в тетрадях можно рисовать смайлики, солнышки, писать слова "Молодец", "Умница". Ребят постарше можно хвалить прямо на уроке за правильно выполненное задание, используя слова "Well done", "Great", "Excellent".
В заключение хотелось бы сказать, что уроки английского языка предоставляют учителю большие возможности для поднятия интереса для дальнейшего его изучения. Выполняя интересные для себя игровые, музыкальные, физические и другие действия, дети усваивают параллельно иноязычный материал. При этом интерес к предмету сохраняется. Ребята с нетерпением ждут следующего урока.
Список литературы.
1.Бахталина Е.Ю. Как обучать дошкольников английскому языку. Петрозаводск, издательство КГПУ, 2005.
2.Гальскова Н.Д., Горячев А.Ю., Никитенко З.Н., Соловцова Э.И., “Обучение иностранному языку: поиск новых путей” – ИЯШ, 1989 г., № 1
3.Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку.-Мн.: Тетра Системс, 2003. - 175 с.
4.Кузовлева Н.Е. Широкая социальная мотивация и ее роль в обучении иноязычной речевой деятельности - Воронеж, 1985.250с.
5.Манилова М.Я. “Игра на уроке английского языка”, 1997 г., № 1
6.Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество России, 2000 г.
7.Павлова Е. "Способы повышения мотивации на уроках английского языка", Palmarium Academic Publishing, 2012г.
8.Рогова Г.В. О некоторых причинах снижения интереса к предмету «Иностранный язык» у школьников / ИЯШ. 1982, № 6.
9.Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации человека. 1969 - 317 с.