Методы и приемы развития выразительности речи на уроках литературного чтения у младших школьников при работе над малыми жанрами устного народного творчества
Методы и приемы развития выразительности речи на уроках литературного чтения у младших школьников при работе над малыми жанрами устного народного творчества
Речь человека – это отражение его общей культуры, поэтому речь должна отвечать определённым требованиям. [5]
Думаю, Вы согласитесь, что главное требование – выразительность – это умение ярко, сжато, а главное убедительно выражать свои мысли и чувства.
Актуальность исследования проблемы развития выразительной речи учащихся начальных классов, на сегодняшний день, приобретает первостепенное значение. Только развитая выразительная речь позволит учащимся свободно и эффективно общаться с окружающими людьми в различных ситуациях, точно и лаконично выражать свои мысли и чувства, понимать собеседника.
Умение выразительно говорить формируется на протяжении всех лет начального обучения. Исходным моментом обучения выразительности речи является живая, разговорная речь.
Выразительная речь – это устная речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи – интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и т. д. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем. [3, с. 3-33]
В науке не существует единого, чёткого определения понятия «выразительность», оно заменяется простым перечислением компонентов, характеризующих его. Выразительность речи – это «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя». [2, с. 182]
Выразительность речи отдельного человека зависит от нескольких условий: самостоятельность мышления, активная деятельность автора речи; неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, как он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. [4, с. 208]
Мы уже поговорили о выразительности, и теперь самое время перейти к жанрам устного народного творчества.
Жанр – это исторически сложившаяся разновидность литературных произведений, объединенных определенным набором формальных и содержательных признаков.
Возникновение жанров - процесс закономерный; он определяется и внешними социально-историческими факторами, и внутренними законами развития фольклора. [1, с.24]
Русское народное творчество прошло значительный путь исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Жанровый состав его богат и разнообразен. Он включает в себя: сказки, легенды, былины, загадки, считалки, поговорки.
Литературное чтение пробуждает у учащихся интерес, а значит, их привлекает словесное искусство и чтение произведений. Учебные программы, которые используются в школе, предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности; при анализе произведения рассматриваются тема, проблематика, нравственно - эстетическая идея, художественная форма, композиция. [6]
Особое место в развитии речи отводится пословицам и поговоркам.
Не исключено, что дети знакомятся с пословицами и поговорками других народов, в них можно заметить выражение мудрости и жизненного опыта народа. Интересный момент - пословицы и поговорки введены во все темы чтения каждого класса.
Примеры заданий (На примере пословиц и поговорок):
Задания, направленные на осознание смысла пословиц:
«Почему так говорится»
«Пословица не даром молвится»
«Пословица - всем делам помощница»
«Поговорка - цветочек, пословица - ягодка»
Эти задания помогают осознать функцию пословиц как жанра устного народного творчества, разграничить понятия «пословица» и «поговорка».
Задания, направленные на обогащение и развитие речи:
Вспомни пословицы и поговорки на темы «труд, мастерство», «лень, безделье».
Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с содержанием текста.
Типы заданий к пословицам
Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с текстом.
Соотнеси пословицы со сказкой (о семье)
«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»; «При солнышке тепло, при матери добро».
Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
«Вся семья вместе - и душа на месте». Найдите в тексте, который есть в книгах о семье, такие же пословицы. Данное задание направлено также на обогащение речи учащихся. [7]
Количество заданий по пословицам и поговоркам ограничено, их действительно не так много. Но всегда есть возможность придумать что-то новое и интересное!
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что предлагаемые задания к пословицам и поговоркам позволяют решить определенные программные задачи: запоминать и узнавать жанры, развивать речь, осознавать смысл пословиц и поговорок.
Совершенствование выразительности речи младших школьников не выделяется как самостоятельное направление в педагогической деятельности по литературному образованию, преимущественно реализуется в структуре урока литературного чтения. В целом, изучаемый на уроках литературного чтения художественный материал имеет явно выраженные возможности для совершенствования интонационной выразительности речи обучающихся, но требует применения эффективных методов и приемов, которые в методической литературе достаточно полно и разнообразно описаны. Однако, использование того или иного метода, приема должно ориентироваться на базу, представленную в учебниках по литературному чтению.
Развитие выразительности речи обеспечивается определенной последовательностью педагогической работы, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала: его неоднократное восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях.
Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже и шире его отношение к содержанию речи. Выразительная речь дополняет и обогащает речь младшего школьника. Выразительная речь усиливает действенность высказывания, поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, влияет на их чувства и воображение.
Список литературы:
Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / В.С. Бахтин. - СПб: Питер, 2013. - 191с.
Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебник для вузов по специальности «Русский язык и литература» / Б.Н. Головин. - М.: Высш. шк., 2012. – 217 с.
Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: пособие для учителей / Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение. 2010.– 160 с.
Найдёнов Б.С. Выразительность речи и чтения: пособие для учителей начальной и средней школы / Б.С. Найденов. — М.: Просвещение, 2011. — 263 с.