12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Барабанова Наталья Сергеевна600
Россия, Ярославская обл., Углич

Урок в 5 классе. Раздел IV. Земная кора и литосфера. Рельеф Земли – 11 уроков.

Тема 1. Внутреннее строение Земли. Методы его изучения.

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли.
Обучающие задачи: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методом изучения Земли, актуализировать знания о земных оболочках.
Развивающие задачи: способствовать развитию умений выделять главное в тексте и других источниках информации, уметь работать с рисунками, таблицей, уметь создать модель из пластилина,  развивать внимание и речь.
Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке.

Формировать УУД:

Личностные: Оценивание усвояемого содержания, овладение навыками

Познавательные: Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, анализировать текст, иллюстрации.

Регулятивные: Создание модели внутреннего строения Земли.

Коммуникативные: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, работать индивидуально и в парах.

Тип Урока: общеметодологической направленности.

Оборудование к уроку: ПК, мультимедийный проектор, пластилин, яйцо, яблоко, слива, глобус.

Образовательные ресурсы: учебник Дронов В.П. География. Землеведение. 5-6 кл. : учеб.  для общеобразовательных  учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 2 е изд. – М.: Дрофа, 2013.

Структура и ход урока:

1.      Организация учащихся.

2.      Мотивация к учебной деятельности

3.      Формулирование темы урока и постановка целей и задач

4.      Актуализация опорных знаний

5.      Изучение нового материала.

6.      Закрепление знаний.

7.      Контроль полученных знаний.

8.      Рефлексия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Управленческая компетенция

Время

1

Орг. момент

Стихотворение:

С добрым утром!

Начат день,

Первым делом

гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.

 

Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе. Вовлечение учащихся в работу.

Проверяет все ли готово к уроку:

Учебник, рабочая тетрадь, маршрутный лист, пластилин, картон, нить, дополнительный  материал.

 

1мин.

2

Мотивационный

 

 

(Слайд 1)

Учитель показывает видеофрагмент №1 и предлагает угадать, о чем пойдет речь на уроке.

 

Ребята, сможем ли мы, исходя из сюжета видеоролика, сформулировать тему урока?

Что вас натолкнуло  на эту мысль?

 

Ученики   смотрят видеофрагмент и называют тему урока.

Внутреннее строение Земли. Записывают тему в маршрутный лист

Управление формулировкой темы.

 2 мин.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

3

Формулирование темы урока и постановка целей и задач

 

 

(Слайд – 1)

Тема

Цель

задачи

1.Тему мы определили. Теперь поставим цель урока. Учитывая тему и средства информации, имеющиеся у нас мы должны

Цель: углубить наши знания о внутреннем строении Земли.

Чтобы достичь изучения нашей темы мы ставим перед собой следующие задачи:

·         Выявить средства для изучения внутреннего строения Земли, имеющиеся у нас на уроке.

·         Добыть знания о внутреннем строении Земли:

- земной коре

- мантии

- ядре

·         Определить, что нам дадут знания о внутреннем строении Земли.

·         Разработать правила сохранения здоровья нашей планеты.

 

 

Отвечают на вопрос какова цель урока, записывают её в маршрутный лист

 

 

 

Средства это: видеоролик, учебник, интернет, сообщения учащихся, энциклопедии.

Управление пошаговым решением  цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3мин.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Актуализация опорных знаний

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

(Слайд – 2)

Земная кора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд – 3)

Вопросы о мантии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд – 4)

таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний.

1.Мы уже достаточно изучили нашу планету и знаем, что её возраст?

2.Её форма?

3.Средний радиус?

4. Глобус это?

 

2.Заглянем  внутрь глобуса, что там?

3.Что же нам поможет узнать, что скрывается внутри Земли?

 

4.Одним из средств информации  является

Видеофрагмент 2.Давайте его посмотрим.

4.Заполняем таблицу на карточке.

 

 

5.Кто нашел информацию о Земной коре?

·         Какая бывает земная кора?

·         Какой толщины бывает земная кора?

Земная кора под материками толстая, мощная. Состоит из 3 слоев: осадочного, гранитного и базальтового.

Под океанами кора тоньше. Она состоит из 2х слоев: осадочного и базальтового.

·         В каком состоянии она находится?

·         Какова её температура?

 

 

Видеофрагмент 11.

На слайде вопросы о мантии. Отвечаем на них и записываем ответы в таблицу.

 

6. Что означает с греческого слово «мантия»?

·         На какие слои делится мантия?

·         Какова толщина мантии?

·         В каком состоянии находится мантия?

·         Какова температура мантии?

 

Даю вам немного времени, чтобы вы сверили свои ответы с ответами  товарища по парте. Ели есть разногласия, пометьте где.

 

Перед тем, как смотреть еще один видеоролик, сформулируем вопросы, на которые вам надо искать ответ, чтобы заполнить таблицу до конца.

·         На  какие части делится ядро?

·         На какой глубине залегает ядро?

·         Какая часть ядра твердая, какая жидкая?

·         Какова температура ядра?

·         Из чего состоит ядро?

Видеофрагмент 14.

 

 Проверка таблицы по слайду.

 

8.Предлагаю рассмотреть внутреннее строение:

-Яйца

-Яблока

-Персика.

 На что больше похоже внутреннее строение Земли?

 

9.Земная кора как скорлупа яйца, выполняет какую функцию? Она защищает все то, что находится внутри Земли.

Мантия, как и белок,  покрывалом укутывает, успокаивает ядро, удерживает тепло внутри планеты.

Желток, как и ядро, источник энергии.

 

 

10.Сделаем модель Земли, из пластилина, используя данные таблицы для определения  толщины  слоев.

 

11. Учитель вставляет внутрь глобуса свою, уже заранее изготовленную модель.

 

Демонстрация моделей.

4.6 млрд лет назад.

 

Шар.

6.371 км

Модель Земли.

 

Пусто.

Средства информации.

 

 

Дети ищут информацию в разных источниках:

Видеофрагменте

Учебнике (стр.77- 78).

Справочниках.

Энциклопедии,

Интернете.

Дети заполняют таблицу

на карточке.

 

Дети отвечают на вопросы и записывают ответы в таблицу.

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы и записывают ответы в таблицу самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют вопросы о ядре.

 

 

 

 

 

 

Заполняют последнюю часть таблицы.

 

 

 

 

На яйцо.

Желток – ядро

Белок – мантия

Скорлупа – земная кора.

 

Дети обобщают полученные знания и делают выводы.

 

 

 

 

 

 

Дети делают модель внутреннего строения Земли из пластилина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Координация деятельности учащихся.

Работа в парах

1 ученик - делает шарик ядра.

2 ученик делает шарик и лепешечку для мантии. Накрывает лепешечкой яро.

1 ученик делает шарик и лепёшечку для земной коры и покрывает ей мантию

2 ученик разрезает шарик нитью.

2мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1мин+4мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин+4мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин

 

 

 

 

 

 

5мин

 

 

1мин

 

 

 

2мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5мин на модель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (Слайд- 5)

Сейсмограф

В классе есть ребята, которые выбрали дополнительный маршрут в нашем путешествии в недра Земли. Давайте заслушаем их, что они нашли по теме методы  изучения земных глубин.

Вопрос учителя.

·         Пытались ли люди пробраться вглубь Земли?

·         Как изучают ученые внутреннее строение Земли?-

·         На какие глубины Земли может опуститься человек?

·         Расскажите об изучении земной коры.

Видеофрагмент 4.

Ученики выступают с сообщениями о шахтах, нефтяных скважинах.

 

Просматривают фрагмент.

Работают с текстом учебника стр. 76.

Отвечают на вопросы.

Сейсмический метод, космический.

Шахты, скважина – 12 км

 

 

 

 

Управленческая компетенция на этапе дополнительной мотивации.

6мин

7.

Контроль полученных знаний.

(Слайд – 6)

Цели, задачи.

 

 

 

 

(Слайд – 7)

стихи

Вернемся к нашим целям и задачам урока.

Удалось ли нам их реализовать?

Одна задача о здоровье планеты  не решена.

А что может каждый из вас сделать для планеты, чтобы сохранить её здоровой?

 

Молодцы.

Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова.

- Из каких оболочек состоит Земля?

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится … (ядро),

Но ядро не от пушки.

Затем, представьте, … (мантия)

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем литосфера, … (земная кора)…

Выбрались мы на поверхность, ура!

 

Индивидуальные задания по составлению экологических плакатов, лозунгов, девиза. Демонстрация.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Вставляют нужные по смыслу слова - хором

Управление процессом оценки реализации проекта.

3мин

 

 

 

 

 

 

 

 

1мин

 

 

 

 

 

 

8

Рефлексия деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы изучили внутреннее строение нашей планеты и определи, что земля имеет три внутренние оболочки.

- Смоделировали внутреннее строение Земли.

- Мы анализировали рисунки, текст учебника, видеофрагменты, выделили особенности каждой внутренней оболочки Земли.

 

В маршрутном листе поставьте себе оценку за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1мин

9

Домашнее задание.

(Слайд – 8)

Д/З

Д/З §20, выписать в тетрадь  понятия изученные на уроке.

Задания по выбору:

1) Просмотреть видео фрагмент

 
  и подготовить рассказ.

 

2) Составить фотоколлаж о внутреннем строении Земли.

3) Ответить на вопросы 1.2.3  в рабочей  тетради на стр.49 -50.

 

 

 

 1мин

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.