Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий

Пояснительная записка к презентации
Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий
Введение
Современная образовательная парадигма характеризуется активной интеграцией цифровых технологий в учебный процесс. Особенно актуальным становится использование мультимедийных технологий в начальной школе, где закладываются основы познавательной деятельности. Традиционные методы обучения, безусловно, сохраняют свою ценность, но их эффективность многократно возрастает при симбиозе с инновационными цифровыми инструментами. Мультимедийные технологии предоставляют учителю уникальный арсенал для создания персонализированной, визуально насыщенной и интерактивной образовательной среды.
Нейросетевые технологии как основа инновационных методов обучения
В контексте образования нейросети становятся мощным инструментом, трансформирующим классические методы. Под нейросетью понимается скопление нейронов, способное в совокупности распознавать какие-либо явления или объекты. Это скопление обучается, действует последовательно, запоминает данные, умеет обрабатывать запросы и выдавать информацию.
Учитель может использовать текстовые нейросети (такие как YandexGPT, CopyMonkey) для создания разнообразных дидактических материалов: тематических текстов, задач, сценариев для ролевых игр, примеров для анализа. Восприятие младших школьников носит наглядно-образный характер, поэтому сервисы генерации изображений, такие как «Шедеврум», Lexica и Kandinsky 3.0, позволяют мгновенно создавать качественные иллюстрации к урокам окружающего мира, литературного чтения, русского языка. Kandinsky 3.0 позиционируется как первая нейросеть, полноценно понимающая русский язык, что упрощает взаимодействие с ней и учителю, и ученикам. Данный подход позволяет реализовать проектную деятельность: создание собственных иллюстрированных книг, комиксов, презентаций с уникальным визуальным рядом, сгенерированным по запросам учащихся. Стоит немного поинтересоваться в комбинации запросов, это поможет разнообразить ваши уроки и занятия. Позволит отличаться от стандартов, будет открыто больше возможностей.
Актуальные тенденции и расширенные возможности
Современный образовательный ландшафт продолжает стремительно меняться под влиянием технологий. Одним из ключевых трендов является развитие иммерсивного обучения с использованием технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. По сравнению с традиционными методами виртуальная реальность повышает эффективность обучения на 76% . Виртуальные лаборатории и экскурсии позволяют ученикам проводить эксперименты и исследования в безопасной и контролируемой среде, что особенно полезно для предметов с практическими опытами — биологии, химии, физики.
Параллельно с этим на государственном уровне реализуются масштабные проекты по цифровизации. В 2025 году была внедрена обновленная федеральная цифровая платформа «Моя школа 2.0», предоставляющая доступ к персонализированным образовательным маршрутам, интерактивным заданиям и видеокурсам . Это создает единое образовательное пространство и способствует выравниванию условий в различных регионах.
Однако стремительная цифровизация требует повышенного внимания к кибербезопасности. Согласно статистике, среднее образовательное учреждение подвергается более чем 2 тысячам кибератак еженедельно, а более 60% учебных организаций пострадали от программ-вымогателей в 2023 году. В связи с этим обучение основам кибергигиены становится неотъемлемой частью образовательного процесса, помогая студентам и преподавателям распознавать потенциальные угрозы.
Образовательные платформы существенно помогают учителям в подготовке к урокам, проверке. Советую использовать такие платформы: РЭШ, Учи.ру, skysmart.
При подготовке у урокам часто требуется составить игровые задания, в этом поможет: worksheets, квестодел, генераторы прописей, биоурок, krokotak, сайты по интересам. Например, руководителям театральной студии пригодится сайт Олеси Емельяновой.
При написании научных работ, статей и проектов важно, чтобы работа была уникальной, советую воспользоваться электронными библиотеками Elibrary.ru, Кибер Ленинка. Сайты архивов позволят работать с уникальными документами и фотографиями прошлого.
Для зашифровки информации можно использовать QR код.
Методы развития критического мышления и медиаграмотности
Одной из ключевых компетенций современного человека является способность критически оценивать информацию. Интернет, будучи неисчерпаемым источником знаний, одновременно представляет угрозу в виде деструктивной и недостоверной информации. Задача учителя начальных классов – сформировать у детей первичные навыки верификации информации.
Методы работы в данном направлении могут включать эвристическую беседу на основе тематических исследований, когда учитель представляет классу реальные или смоделированные примеры сомнительных сообщений («фейков»), и совместно с учениками анализируется их содержание, источник, эмоциональный окрас. Как отмечается в материалах, даже в семье может быть разный подход: «Моя мама умеет отличать фейки, а папа верит всему». Это становится отличным поводом для обсуждения. Также эффективен метод алгоритмизации, когда учащимся предлагается четкий алгоритм действий при столкновении с непроверенной информацией. Учащихся можно научить следовать простым, но эффективным правилам: не верить всему, что видишь; не читать все, что приходит в личные сообщения; не поддаваться на провокации; не копировать и не пересылать непроверенное сообщение. Этот метод позволяет структурировать знания и предоставляет детям конкретный инструмент для безопасного поведения в цифровой среде.
Заключение
Применение мультимедийных технологий и инструментов на основе искусственного интеллекта открывает перед учителем начальных классов новые горизонты для творчества и повышения эффективности обучения. Методы, основанные на использовании нейросетей для генерации контента, развития критического мышления и реализации интегративных проектов, позволяют сделать учебный процесс более гибким, персонализированным и соответствующим вызовам современного цифрового общества.
Однако важно помнить, что технология – это лишь инструмент в руках педагога. Ключевая роль по-прежнему принадлежит учителю, который направляет познавательную деятельность, формирует критическое мышление и создает гуманистическую, теплую атмосферу в классе, что особенно важно для детей младшего школьного возраста. Грамотное сочетание традиционных педагогических подходов и инновационных цифровых методов является залогом успешной подготовки учащихся к жизни в динамично меняющемся мире.
Список использованных источников
ИТ-тренды в образовании: с чем идем в 2025 год // Softline. – URL: https://softline.ru/about/blog/it-trendy-v-obrazovanii-s-chem-idem-v-2025-god (дата обращения: 28.09.2025) .
Тренды в глобальном образовании на 2025 год // Education School. – URL: https://educationschool.ru/trends-education-2025 (дата обращения: 28.09.2025) .
Цифровизация образования в России — новые шаги в июне 2025 года // Иннофаб. – URL: https://innofab.me/news/Digitalization-of-education-in-Russia (дата обращения: 28.09.2025) .
Революция в обучении: EdTech тренды 2025-2026, которые перевернут образование // Coddyschool. – URL: https://biz.coddyschool.com/blog/edtech-trends-2025-2026 (дата обращения: 28.09.2025) .