Презентация «Методы личностно-ориентированного обучения и воспитания в коррекционной школе»

1
0
Материал опубликован 14 April 2023 в группе

«МЕТОДЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ» Подготовила учитель: Сукуватая Ю.Э.

План Определение личностно-ориентированного обучения. Цель личностно-ориентированного обучения. Подходы личностно-ориентированного обучения. Правила воспитания личностно-ориентированного обучения. Модель личностно-ориентированного занятия. Рекомендации к проведению занятий.

Определение личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно-ориентированного обучения. Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что их воспитанники более всего нуждаются в выработке этих механизмов.

Подходы личностно-ориентированного обучения Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: - разноуровневый; - дифференцированный; - индивидуальный; - субъективно-личностный.

Подходы личностно-ориентированного обучения Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебно- воспитательного процесса при которой каждый ученик имеет возможность овладеть материалом на разном уровне в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.

Подходы личностно-ориентированного обучения Эта структура включает в себя следующие подсистемы: -  индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся  в темпераменте, характере, способностях. -  психологические характеристики (мышление, воображение, память),   внимание, воля,   чувство, эмоции. -  опыт, включающий знания, умения, привычки.

Подходы личностно-ориентированного обучения В книге В.В. Воронковой «Обучение и воспитание во вспомогательной школе» даётся классификация умственных способностей детей по степени усвоения учебного материала.

Подходы личностно-ориентированного обучения Педагог должен условно делить класс на группы. Группы определяются следующими факторами: возможностями детей усваивать учебный материал, однородностью возникающих трудностей и причинами лежащими в основе этих трудностей. Таких групп может быть от одной до четырёх. Задача учителя состоит в том, что бы исправить дефект недоразвития, помочь ребёнку.

Подходы личностно-ориентированного обучения Принято выделять два основных вида дифференцированного обучения: 1) это внешняя дифференциация, или часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного-воспитательного процесса для различных групп обучаемых, в том числе и для воспитанников со сниженным интеллектом. То есть, наша школа-интернат уже в целом осуществляет дифференцированный процесс: она является коррекционной школой; здесь созданы условия обучения и воспитания (коррекционные программы, планы, образовательная среда, комплекс методических, социально- психологических организационно-управленческих мероприятий) с учётом особенностей детского контингента;

Подходы личностно-ориентированного обучения 2) существует и внутренняя дифференциация как  форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (обычно учащиеся делятся на сильных, средних, слабых - отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями). Внутренняя дифференциация есть важнейшее средство реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, воспитания, коррекции.

Подходы личностно-ориентированного обучения Сущность индивидуального подхода  состоит в учете индиви­дуальных особенностей учащихся в воспитательном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических  возможностей.  Индивидуальный подход предполагает организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, воспитания и условий жизни, в которых он находится. Следовательно, индивидуальный подход к аномальным детям предполагает всестороннее изучение педагогом каждого ребенка, выяснения причины характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, условий развития ребенка до школы, а также выяснение особенностей его психического и физического развития, характера, интересов, наклонностей.

Подходы личностно-ориентированного обучения Основными направлениями работы при реализации индивидуального подхода являются: •создание  комфортных  ощущений    у  ребенка  в  процессе  коррекционно – развивающей работы ( каждое мероприятие должно приносить положительные эмоции, ребенок в школу  должен с удовольствием); •социально-бытовая  адаптация  детей  с  ограниченными  возможностями здоровья (подразумевает комфортную обстановку в  классе и школе в целом);

Подходы личностно-ориентированного обучения •формирование  вербальных  и  невербальных  навыков  ком­муникации; •коррекция эмоциональной сферы поведения детей (в связи с  этим  нужно  было  подобрать  такие  методы  работы,  чтобы  дети смогли поверить в свои силы, в то, что в школе им рады, изменить их эмоциональный настрой); •учет  индивидуальных  способностей  и  возможностей.

Подходы личностно-ориентированного обучения Принципы индивидуальной работы: •установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель – воспитуемый – класс; • уважение самооценки личности ученика; •вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления  его  способностей  и качеств  характера (первоначально  я  сделала основной упор на  творческие способности, привлечение детей  к творческой деятельности. 

Подходы личностно-ориентированного обучения Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.

Правила воспитания личностно-ориентированного обучения. 1. Выбирать только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников. 2. Строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника. 3. Поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка. 4. Формировать положительную самооценку ребёнка.

Правила воспитания личностно-ориентированного обучения. 5. Понимать, принимать, любить ребёнка доброй, но требовательной любовью. 6. Жить интересами, переживаниями ребёнка. 7. Следить за своим поведением, чтобы быть образцом для детей.

Правила воспитания личностно-ориентированного обучения. 8. Искренне радоваться каждому успеху своего воспитанника. 9. Учитывать состояние и настроение воспитанника. 10. Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребёнка.

Модель личностно-ориентированного занятия. Модель личностно-ориентированного занятия: 1. Первичная задача педагога: определить чему я буду учить, что воспитывать, что развивать. 2. Создание проблемной ситуации. Возникновение состояния «хочу решить проблему» у ребенка. 3. Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей.

Модель личностно-ориентированного занятия. 4. Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия. 5. Управлением самостоятельным поиском. 6. Совместное подведение итогов.

Рекомендации к проведению занятий. Кроме того необходимо придерживаться рекомендаций к проведению занятия: 1. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении занятия. 2. Использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы. 3. Создавать атмосферу заинтересованности каждого ребенка.

Рекомендации к проведению занятий. 4. Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. 5. Использовать различные сенсорные каналы при объяснении нового материала. 6. Поощрять стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные. 7. Применять задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

Рекомендации к проведению занятий. 8. Создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. 9. Использовать парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей. 10. Проводить с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.) 11. Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Заключение Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что правильная реализация принципа личностно-ориентированного подхода способствует достижению основной цели коррекционной школы- подготовки учащихся к посильному участию в производительном труде и в общественной жизни.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации