12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Гребенюк16
1

Статья на тему «Дидактическая игра как средство интеллектуальной подготовки ребенка к школе»

Методическая разработка.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Актуальность проблемы: Сформированность у ребенка интеллектуальной сферы играет важнейшую роль для его успешного обучения в школе. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять предъявляемые школой требования, показать себя с самой лучшей стороны способствует проявлению активности в отборе и запоминании необходимой информации, успешной и быстрой адаптации в школе.

Успешное решение задач развития личности ребенка в дошкольном возрасте, повышение эффективности обучения в школе во многом зависит от того, насколько правильно организована работа по подготовке детей к школе. Для успешного решения этой задачи от воспитателя требуется умение определить уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути воспитательной работы.

Интеллектуальная готовность как психолого-педагогическая проблема исследовалась в рамках психологической готовности (Л.А.Венгер, А.Н.Запорожец, Л.И.Божович, Н.Н. Поддьяков, О.М.Дьяченко, Л.С.Выготский, Ю.З.Гильбух, А.П.Усова, Д.Г.Эльконин).

Теоретические основы формирования интеллектуальных умений дошкольников широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, В.Ф. Паламарчук, С.Л. Рубинштейн, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др).

При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала.

Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс развивающих занятий.

Как указывает ряд исследователей (Н.Г. Белоус, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, Л.С. Славина, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Урунтаева, Г.И. Щукина и др.), система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе образовательно-воспитательной работы, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности.

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре.

Как показывают исследования А.К.Бондаренко, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, М.Монтесори, З.А. Михайловой, А.А. Смоленцовой, А.А. Столяра, Б. И. Никитина, Ф.Фребеля, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова и др. именно использование дидактической игры в процессе развития дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, стимулирует развитие интеллекта.

Интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению как педагогическая проблема.

Одна из важнейших задач современного воспитания ребенка дошкольного возраста – развитие его ума, формирование таких умений и навыков, которые позволяют легко усваивать новое. Интеллектуальное развитие ребенка охватывает широкий круг взаимосвязанных задач, от решения которых зависит готовность ребенка к обучению в школе. У детей дошкольного возраста необходимо формировать правильные представления о доступные явления окружающей действительности; развивать любознательность и познавательный интерес, а также мыслительные процессы, воображение, память и речь; способствовать обучению способов познавательной деятельности, благодаря которым ребенок приобретает знания .

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений педагогической науки. Особое место в подготовке ребенка к школе занимает интеллектуальная готовность.

В психологическом словаре дается следующая тратовка интеллекта - Интеллект (от лат. intellectus «ощущение», «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок» или ум — 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способностей; 2)система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения ; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме» (см. Инсайт). Понятие интеллекта, как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам [37].

Интеллект- специфическая форма организации индивидуального (умственного) опыта дошкольника, что обеспечивает возможность продуктивного восприятия, понимания и объяснения того, что происходит. Формировать его необходимо с рождения.

На протяжении веков, исследователи разработали разнообразные теории развития интеллекта человека.

В российской психологии XX в. исследования интеллекта. развивались в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. М. Русалов), когнитивных стилей (М. А. Холодная), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О. К. Тихомиров), как «способности действовать в уме» (Я. А. Пономарев). В последние годы развиваются такие новые области исследований, как особенности имплицитных (или обыденных) теорий И. (Р. Стернберг), регуляторные структуры (А. Пажес), связь И. и креативности (Е. Торренс) и др.

Самое фундаментальное исследование по направлению интеллектуального развития человека принадлежит швейцарскому психологу Ж. Пиаже. В своих трудах он дал собственное определение интеллекта. Интеллект – это прогрессирующая возвратность мобильных психических структур. Таким образом, интеллект является состоянием равновесия, к которому тянутся все последовательно расположенные приспособления сенсомоторного и когнитивного порядка, так же как и все ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма со средой [2].

«Хотя интеллект и не занимает центрального положения в детской психике, хотя важнейшие процессы внутренней жизни ребенка мало связаны с его интеллектом, однако нельзя отрицать того, что именно постепенное развитие интеллекта открывает перед ребенком дальнейшие ступени в его созревании. Вернее сказать, рост интеллекта не столько является здесь главным фактором, сколько важнейшим симптомом перемен в ребенке. Если бы интеллект развивался слишком рано, он мешал бы ребенку оставаться ребенком, развивая в нем ранний и потому ненужный, а иногда и пагубный критицизм. С другой стороны, чем дальше развивается дитя, тем яснее выступает могучее влияние интеллектуального роста на ряд функций» [66, с. 244].

Почва для всего последующего развития интеллекта закладывается до 3-х лет, когда развивается фундаментальная способность мозга принимать внешние сигналы, создавать образы предметов и запоминать их, утверждает Глен Доман - американский детский врач и психолог, автор оригинальных технологий раннего обучения детей. Именно он подчеркивает, что потенциал, заложенный в первые 5 лет жизни, человек никогда не может превзойти [30, с.7].

Проблему интеллектуального развития исследовала Л.Г. Нисканен. Она указывала, что интеллектуальное развитие связано с двумя категориями явлений: во-первых, имеет место накопление фонда знаний. Таким образом, знания – необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики интеллектуального развития важны те операции, с помощью которых приобретаются знания, накапливаются хорошо отработаны и прочно закрепленные приемы, которые можно отнести к интеллектуальным умениям.

Л.Г. Нисканен рассматривает в этой связи такие особенности интеллектуальной деятельности, как:

скорость (или, соответственно, медленнность) усвоения;

тесную связь (или, соответственно, разрозненность) наглядных и отвлеченных компонентов мышления;

гибкость мыслительного процесса (легкость или, соответственно, трудность перестройки работы, приспособление к условиям задач);

разный уровень аналитико-синтетической деятельности [30, c.92].

Основными, базовыми качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность

В научной литературе, под уровнем интеллекта подразумевают уровень развития интеллектуальных способностей в соответствии с возрастным развитием.

Интеллектуальное развитие ребёнка характеризуется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Согласно фундаментальным положениям культурно-исторической теории формирования высших психических функций, интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребенка системы понятий [11, с.31].

Неоднозначность подхода многих исследователей к структуре и видам интеллектуальных способностей, а также отсутствие в имеющихся программах четко обозначенных разработанных комплексных задач развития интеллектуальных способностей, адаптивный уровень работы практиков массовых ДОУ по данному направлению, привели к необходимости четкой структуризации и классификации интеллектуальных способностей.

Согласно исследованиям В.Г. Яфаевой существует следующая классификация интеллектуальных способностей:

Мыслительные процессы (анализ; синтез; сравнение; классификация; обобщение; абстрагирование).

Решение элементарных интеллектуальных задач.

Наглядное моделирование.

Гибкость мыслительных действий.

Пространственное восприятие.

Креативность (творческое воображение).

Оперативная память (способность запоминания и воспроизведения информации: конкретной, символической, семантической, поведенческой).

Вербальная гибкость (способность реагирования на вопрос в пределах ограниченного времени, скорость переключения, подбора нужных слов, богатство и разнообразие словаря и пр.).

Система когнитивных (познавательных) параметров (идентификация; интроспекция; импликация; трансформация).

Символическое опосредование (отношение одного понятия к другому, познаваемое через третье, и пр.).

Логические операции (логическое оперирование в вербальном плане; относительность понятий; выделение логических отношений между понятиями и пр.) [63].

В работах крупнейших отечественных и зарубежных психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.М. Поддякова, Ж. Пиаже выделяются две стороны процесса развития интеллекта в онтогенезе:

1.обогащение содержания интеллекта (овладение ребенком новыми действиями и качественные изменения этих действий);

2. смена стадий мыслительной деятельности [62].

Своеобразие процесса развития интеллектуальных способностей заключается в том, что это полимотивированная деятельность, которая одновременно отвечает внутренним познавательным и внешним социальным мотивам деятельности ребенка - субъекта. В связи с этим, организацию процесса развития интеллектуальных способностей детей 5-7 лет необходимо вести не только лишь в зоне ближайшего развития детей с опорой на достигнутый, актуальный уровень сформированности интеллектуальных способностей, а пытаться приподнимать завесу зоны более отдаленного развития, благодаря чему и происходит саморазвитие интеллектуально-творческой деятельности ребенка.

Целенаправленное управление интеллектуальным развитием дошкольников возможно лишь при знании воспитателем возрастных особенностей детей и соотнесении с ними индивидуально-познавательных особенностей каждого отдельно взятого ребенка, выявленных педагогом при мониторинге уровня сформированности интеллектуальных способностей [31].

Ж. Пиаже выделяет 4 стадии развития интеллекта.

Первая (сенсомоторная стадия) занимает период времени от рождения до полутора-двух лет, и представляет собой этап подготовки и функционирования сенсорного, практического доречевого интеллекта. У него появляются первые представления о внешнем мире.В этом и состоит перцептивная деятельность ребенка.

Вторая (дооперациональная стадия), (от 2 до 7-8 лет) определяется как этап предпонятийной и интуитивной мысли.

Третья (стадия конкретных операций) продолжается от 7-8 лет до 11-12, является этапом конкретных операций. На данном этапе появляются структуры формально-логических операций или рефлексивный интеллект.

Четвертая (стадия формальных операций), после 12 лет. [43].

Развитие интеллекта зависит от двух групп факторов:

1)врожденных (наследственно-генетические , хромосомные аномалии).

2) социальные.

У дошкольника ведущую роль в его интеллектуальной жизни играет роль практического взаимодействия с предметами. Этот опыт дополняется зрительными представлениями, направляя словно – речевое развитие. Тем не менее развитие интеллекта осуществляется по мере овладения всеми тремя формами представления информации: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. То есть подача информации должна осуществляться разными способами (визуально-пространственными, чувственно-сенсорными, словесно-символическими). Предпочтение одного из способов подачи информации ведет к формированию поверхностного представления о мире. Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного «языка» представления информации на другой и обратно. Для формирования объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия необходимо познакомить дошкольника с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значение вещей, жестов, слов, событий и т.п. Но эти значения не разрознены, а объединены в определённые структуры.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению [7, с. 46].

Д.Б. Эльконин еще в 60-е годы указывал, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции дошкольника [62, с.198].

Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» [14, с.233].

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных исследований. В комплексной структуре готовности ребенка к школьному обучению принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А. Венгер [11], В.З. Антонюк [3], М.В. Бойкиной [8], Т.Б. Шкоркиной [61], Я.Я. Коломинского [35], Н.С. Михеевой [42], и др.) - общая готовность, интеллектуальная готовность, психологическая готовность, социальная готовность, физическая готовность, речевая готовность, волевая готовность [42, с.17].

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций [28, с.74].

Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое развитие, познавательная

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе - это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующегося на наглядно-образном мышлении и являющегося естественным его продолжением. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам [12].

Готовя ребенка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитать ребенка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения .

Говорить так, чтобы другие понимали, - одно из важнейших школьных требований. К 6-7 годам дети говорят много, но речь их ситуативна. Они не затрудняют себя полным описанием, а обходятся обрывками, дополняя элементами действия все, что упущено в рассказе. К первому классу у ребенка должно быть развито внимание. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность [30].

Современная ситуация в образовании напрямую связана с тенденциями к вариативности и дифференциации. Вариативность образования проявляется в том, что школьники учатся по разным учебным планам, программам и учебникам. Для наглядности представим показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению. Готовность к учебной деятельности складывается из многих компонентов. Образный компонент – это способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета, а также зрительная память на образной основе. Вербальный компонент – это способность перечислять различные свойства предметов; слуховая память на речевой основе; развитие мыслительных операций классификации, сериации, анализа.

Подготовку ребёнка к школе нередко взрослые понимают как накопление им определённой суммы знаний и поэтому стараются обучать его чтению, письму, счёту, в общем, дать ему, так сказать, как можно больше «умных» сведений. Но не только это определяет успех учёбы. Главное – подготовить ребёнка к учебному труду. Школа ждёт не столько «образованного» ребёнка, сколько психологически подготовленного к учебной деятельности. Следовательно, он должен быть усидчивым, внимательным, проявлять усилие воли, терпение, настойчивость и, конечно, обладать трудолюбием. Ребёнок, поступающий в школу, должен достичь определённого уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами. Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых чётко сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребёнка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т.е. качественных особенностях детского мышления [14]. Эта идея затем получила своё подтверждение и развитие в работах крупных детских психологов А.В. Запорожца, К.К. Платонова [23].

Наиболее значимыми с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире. Ребёнок должен научиться целенаправленно, наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, развития, выделять главное и второстепенное.

К старшему дошкольному возрасту, дети осваивают рациональные способы обследования свойств явлений и предметов. Эти способы, основанные на усвоении и применении детьми сенсорных эталонов, позволяют анализировать сложную форму предметов, пространственные отношения, пропорции, сочетание цветов. Опыт показывает, что ребёнок, неспособный следить за ходом рассуждения педагога, является неготовым к школе. Знания обеспечивают ребёнку определённый кругозор, миропонимание, опираясь на которые, учитель может успешно решать задачи обучения. Старший дошкольник приобретает правильные ориентировки в разных областях действительности: в мире живой и неживой природы, предметов и социальных явлений [25].

Быть готовым к школьному обучению – значит обладать умением обобщать в соответствующих категориях предметы и явления окружающей действительности (живая природа, предметный и социальный мир и т.д.). Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений. Необходимо отметить, что важно не столько их расширение, сколько углубление, т.е. осознание, систематизация и умение оперировать ими. Это и есть показатели, с позиции которых воспитатель может оценивать уровень освоения знаний будущими школьниками.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.

К 6-7 годам ребенок должен:

знать свой адрес, название города, где он живет;

знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают;

хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках;

знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных;

должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении;

иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться;

уметь высказывать собственные суждения, делать выводы [25].

Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.

Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребенок должен:

1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.

2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.

3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений [65].

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

Интеллектуальная готовность к школе - это не умение читать, считать, писать буквы, как думают большинство родителей. Особенно, если эти навыки тренируют у ребенка с 3-х лет. О развитом интеллекте ребенка говорит любознательный и пытливый ум. Об интеллектуальной готовности ребенка к школе говорит умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Кроме этого сюда входит и познавательная активность, которая также определяет готовность ребенка к школе, его желание получать новые знания. А также когнитивные умения: концентрировать и удерживать внимание и развитие слуховой и зрительной памяти. Если когнитивные способности неразвиты, то ребенок не готов к школе.

На уроке очень важно уметь концентрировать внимание, не отвлекаться на другие раздражители, которых будет очень много. Ребенок готов к школе, если он способен, не утомляясь, удержать внимание на решение поставленной задачи в течение 15-20 минут. Ребенок должен уметь запоминать и удерживать в памяти полученную недавно слуховую и зрительную информацию и связывать, и анализировать ее с тем, что ему объясняют сейчас. Ребенок должен делать и изучать не только то, что ему интересно, но и то, что ново для него. Любопытство, любознательность, желание узнавать новое важные составляющие успешного обучения.

Особо хочется уделить внимание запоминанию и заучиванию. В наших школах часто практикуется механическое заучивание без понимания смысла процесса. Это очень вредно для самого обучающего процесса, так как не приводит к накоплению знаний. Ребенок получает положительную отметку, но в дальнейшем это приводит к забыванию материала, а самое главное, это не развивает мышление и личность ребенка в целом. Это большая ошибка учителей, лучше пусть ребенок расскажет своими словами, что он понял, чем механически оттарабанит зазубренное из учебника [30].

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема интеллектуального развития детей дошкольного возраста во все времена была актуальной и требовала соответствующих исследований психологов и педагогов. Наиболее благоприятный период для развития интеллекта ребенка – это возраст от рождения до шести-семи лет. Это то время, когда взрослым необходимо развивать память, мышление, восприятие, внимание, воображение ребенка. Доказано, что показателями интеллектуального развития ребенка являются: вопросы, суждения, особенности восприятия и выполнения заданий, содержание и формы игр, характер общение с взрослыми и сверстниками. В мыслительном процессе выделяют: суждение, понимание, размышление, интеллектуальные чувства.

Педагогическая помощь детского сада в интеллектуальной подготовке ребёнка к школьному обучению.

 

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе начального образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя:

Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам [9, с.192].

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Современные психологи (Л.А. Венгер, С.П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников [11, с.18].

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них «качеств общественности», умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети “домашние”, не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности.

Педагогические предпосылки включения ребёнка в коллектив класса и школы складываются у старших дошкольников в результате их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада [20].

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников.

Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребёнка. Возьмём для примера медлительного ребёнка, который не сразу включаются в занятия, игру. Воспитатель может избрать для них такую тактику поведения: чаще давать поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд; общаться как можно быть жизнерадостнее. Таким образом, воспитание — двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребёнок. Цель его — объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов [9, с.196].

Личностный подход педагога к дошкольнику в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детым в быту, игре, труде, учебной деятельности. Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. Иными словами, воспитатель должен находить убедительные доводы, побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению трудностей.

На первом месте при подготовке детей к школе стоят всё-таки занятия, так как обучение на занятиях помогает детям освоить ряд элементов учебной деятельности: умение внимательно слушать и точно следовать указаниям, подчинять свои действия правилам, осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку. При этом важно учитывать целостность и гармонию всех форм мышления; понимать процесс познания с точки зрения самодвижения, саморазвития ребёнка, стараться, чтобы ребёнок был внимателен не только к содержанию материала, но и к процессу развития понятий, к способам и формам организации познавательной деятельности. Также педагогу необходимо учитывать эмоциональное отношение ребёнка к изучаемому материалу, поддерживать в нем любознательность и интерес. И, конечно, непосредственное отношение к предстоящей учёбе имеют развивающиеся к концу дошкольного возраста черты произвольности умственной и практической деятельности, навыки коллективного поведения и сотрудничества [24, с.35].

Решение проблемы подготовки к школе на занятиях в детском саду предполагает систематическую рабу с детьми по четырем направлениям:

- подготовка к обучению грамоте;

- математическая подготовка;

- подготовка к письму;

- психологический практикум.

Содержание работы воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе, таким образом, включает в себя следующее:

1. формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

2. формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности). Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки). Для этого дети должны знать о моральных нормах поведения в коллективе;

4. формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает его более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Основной целью занятий является формирование у детей знаний и умений, однако, не менее важно воспитать в ребенке любознательность, операционные стороны мышления, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилие и волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Таким образом, очевидно, что задачи умственного развития ребенка должны решаться в тесной взаимосвязи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.

Развитие активного мышления дошкольников на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. А нужно это для того, что интерес к занятию связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.

Плохо, когда педагог проводит занятия без эмоций, по одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер. Воспитатель показал, объяснил — ребёнок повторил. В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятий дошкольники не пытаются не используют полученные знания и умения в практической деятельности.

Немаловажно учить каждого ребёнка действовать согласованно со сверстниками, принимать общую цель деятельности, выдерживать общий темп, проявлять интерес к работе других и к общим результатам. Это помогает детям впоследствии быстрее привыкнуть к новым условиям школьного обучения. (Это и спортивные соревнования, и ручной коллективный труд, и совместная работа на занятиях) [27].

Очень важно развивать у дошкольников интерес к окружающему, пытливость, любознательность. Но нужно помнить, что будущий школьник – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Вот этим факелом и является познавательный интерес к миру, и зажечь его надо в дошкольные годы. Для того чтобы развить у детей интерес к окружающему, пытливость, любознательность, нужно использовать занятия с экспериментированием, подталкивающие детей к активной поисковой деятельности. Где они могут длительно сосредоточиваться на интересующей их проблеме: изучать жизнь насекомых, экспериментировать с водой, с песком, с предметами, придумывать новые конструкции. При этом они задают много вопросов, пытаются самостоятельно найти решение, высказывают оригинальные догадки, предположения, иными словами, проявляют творческое отношение к объекту и процессу познания. А это и является главным мотивом учёбы в школе [39].

Интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку, и снижает активность. Необходимо постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой коллективной работы. Использовать игровые приёмы, например: «Что предмет расскажет о себе?». Принимая на себя роль предмета, ребёнок от его имени рассказывает, какой он, что умеет делать и даже какой у него характер (мяч – весёлый, карандаш – трудолюбивый, ножницы – смелые и т.д.). Большой интерес у детей вызывают проблемные ситуации типа «Нравится, – не нравится. Что можно изменить?». В таких ситуациях дети, рассматривая знакомый предмет, сначала рассказывают о тех его свойствах, функциях, которые им нравятся, а затем, посмотрев на предмет с другой стороны, выясняют, какие на их взгляд, он имеет недостатки, что их не удовлетворяет в нём, что нужно изменить, чтобы предмет стал лучше. После этого ребята придумывают новый предмет, у которого нет указанных недостатков, (например: автомобиль – его достоинства и недостатки, затем изобретение нового автомобиля, с которым им хотелось бы играть) [48].

Показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению – это целостность мыслительного процесса, единство образного и вербального компонентов мышления, а также саморазвитие детского мышления. Это саморазвитие происходит в том случае, когда каждый «шаг» мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образуются новые устойчивые ясные знания, с другой – ясное знание служит основой возникновения развития новых познаний. Задачу развития познавательной активности детей, творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важнейшей в подготовке к школе [63].

В последний год пребывания ребёнка в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.

Воспитатель, работая с детьми но занятиях, должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их; привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий, направленных на подготовку ребёнка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам [44, с.82].

Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи [48, с.26].

Значение сюжетно-ролевых и дидактических игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-ролевые игры оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника, а дидактические игры с правилами связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.

Уже младших дошкольников нужно учить производить выбор по образцу: перед ребенком ставится проблема из ряда однородных предметов выбрать аналог по образцу. Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образом родители подводят ребёнка к самостоятельным обобщениям: опираясь на непосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материале элементы логического мышления. Группировка по образцу становится предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в основе всего школьного обучения.

Помимо готовности к обучению в школе, дошкольнику необходим известный запас сведений об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о началах моральных норм поведения.

Особое место при работе с детьми в детском саду занимает сообщение им знаний и формирование навыков, традиционно относящимся собственно к школьным — грамоте и математике. Овладение детьми грамоте и математике происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету. Овладение грамотой — это сложная умственная деятельность, которая требует определенной зрелости многих психических функций ребёнка. Поэтому к письму дошкольников надо готовить задолго до того, как они начнут осуществлять все функции письма.

Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в детском саду составляет основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности. В подготовительной группе детей учат рисовать центральную линию при изображении симметричных форм. Идет подготовка к тому, чтобы в 1-м классе дети легко овладели на уроке изобразительного искусства при построении рисунка применять вспомогательные линии: вертикаль, горизонталь, наклонную касательную, оси симметрии, прорисовывать невидимую часть предметов. Занятия по рисованию, лепке, аппликации способствуют подготовке к урокам ИЗО, математики, труда. При письме и рисовании вырабатывается навык правильного положения корпуса, рук, умения держать ручку, карандаш. Задачи эстетического воспитания в детском саду разнообразны. Они включают формирование у ребёнка представлений о мире искусства, воспитание эстетических чувств и отношений, а также разнообразных навыков художественной деятельности. На занятиях ИЗО осуществляется задача всестороннего развития личности, формируются и закрепляются умения, навыки, необходимые в учебной деятельности: дошкольники овладевают умениями слушать, запоминать и последовательно выполнять задания; подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения; укладываться во времени; оценивать свою работу; находить и исправлять ошибки, доводить работу до конца; держать в порядке рабочее место, инструменты, материалы [41, с.21].

Показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению – это целостность мыслительного процесса, единство образного и вербального компонентов мышления, а также саморазвитие детского мышления. Это саморазвитие происходит в том случае, когда каждый «шаг» мышления, с одной стороны, что-то проясняет, образуются новые устойчивые ясные знания, с другой – ясное знание служит основой возникновения развития новых познаний. Задачу развития познавательной активности детей, творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важнейшей в подготовке к школе.

 

Методические особенности организации и проведения дидактических игр для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, то есть всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности.

Большое влияние на развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста, в связи со спецификой возрастных особенностей, оказывают дидактические игры. В связи с тем, что дидактические игры связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся, они оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника, В них происходит проигрывание будущими школьниками ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т.е. в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.

Как показывают исследования А.К.Бондаренко, Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, М.Монтесори, З.А. Михайловой, А.А. Смоленцовой, А.А. Столяра, Б. И. Никитина, Ф.Фребеля, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова и др. именно использование дидактической игры в процессе развития дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, стимулирует развитие интеллекта.

Согласно научных определений, понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие восприятия, памяти, мышления, то есть всех умственных способностей. Некорректно рассуждать о развитии детского интеллекта в целом заострив своё внимание лишь на одном показателе.

В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать. Это во многом будет определять успешность ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.

Для достижения цели, в процессе интеллектуального развития старших дошкольников, и подготовки их к школе, образовательная деятельность воспитателя, должна быть запланирована с учетом технологии управления интеллектуальным развитием дошкольников, составляющими элементами системы которой являются:

- конкретизация цели, задач, методов и способов достижения поставленной цели;

- систематический мониторинг ситуации;

- коррекция ситуации и принятие управленческого решения.

Необходимо учитывать, что нарушение данного алгоритма приводит к сбоям в организации педагогического процесса и снижению уровня развития интеллектуальной подготовки старших дошкольников.

При планировании образовательно-воспитательного процесса, воспитатель должен обладать компетенциями развития интеллектуальной сферы каждого ребенка группы. С учетом его индивидуальных особенностей организовывать разнообразные виды деятельности для достижения цели – подготовке ребенка к школьному обучению.

Образоватльная деятельность наиболее эффективно осуществляется в процессе применения дидактических игр. У детей формируется умение слушать и о воспринимать информацию, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, достигать необходимых результатов в разных видах деятельности, анализировать и оценивать итог своей работы. В связи с тем, что учебная деятельность детей в процессе дидактических игр носит коллективный характер, это предоставляет ребенку возможность изучать и сравнивать правильность и успешность своих результатов с достижениями других детей, анализировать собственные ошибки и критически оценивать успехи .

Воспитателю необходимо помнить, что ведущая цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которую дошкольник решает посредством выполнения игровой задачи. Ребенок не осознает всей важности происходящего процесса, а просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

Все многообразие дидактических игр в дошкольной педагогике можно распределить на три основных вида: игры с предметами (игрушками), игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры [2, с. 24].

Сложность игрой с тем, что она является свободной детей. сохранить эту и непринужденность. Продуктивное учителя с в игры чаще в случае взрослым на себя из ролей, к через свою роль [32].

В процессе теоретического анализа исследований по игровой деятельности старших дошкольников, мы пришли к выводу, что исследователи следующие психолого-педагогического сопровождения деятельности детей, необходимо и при организации игр с интеллектуального развития:

Ненавязчивая стимуляция и поддержка игровой деятельности [16].

Создание специальных игровых ситуаций и обеспечение ребёнка игрушками. Быть обыграть текущую ситуацию. Игровые действия при этом быть выразительными, адекватными возможностям ребёнка [5].

Демократичность в игровом с ребёнком [23].

Признание добровольности условием ребёнка в игру и её дальнейшего развёртывания, от требуется от форм навязывания и к деятельности. придерживаться ролей организатора среды, демонстратора, наблюдателя, и эмпатического собеседника, партнёра, если - генератора идеи [29].

Уважительное отношение к игре ребёнка и к ребёнку [31].

Ребенок выбирать «глупую», «примитивную» с зрения игру. Но это ребёнка, на который он право. Ребёнок вряд ли играть в то, что не для него никакого смысла. В этой взрослый постараться эту игру, стать её и лишь после партнёрских отношений показать её модификации, т.к. игра может быть слишком бедна и монотонна[33].

Необходимо быть чрезвычайно к ребёнка, его к игре и игрушкам. недопустимы критики к малыша, необоснованное детской игры [5].

Адекватность игр уровню и развития ребёнка. ребёнок со задатками. Генетические причины, и определяют его индивидуального развития. темперамента малыша, и стороны психики проявляются в его с окружением. Умение замечать и характерные поведения ребёнка помочь взрослым удержаться от и подталкивания его к неинтересным играм (в силу их или привлекательности) [62].

Оптимальная организация игровой среды. оборудования среды для ребёнка [1].

Для реализации задач интеллектуального развития и подготовки детей к школе, согласно ФГОС ДО, в группе должны быть организованны функциональные модули [1].

Обязательно наличие функционального модуля для настольно-печатных и развивающих игр. В данном уголке, каждый ребенок, независимо от уровня развития и здоровья в индивидуальном темпе, может оптимально реализовать и развивать свои способности.

Вся работа игрового модуля должна быть направлена на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Согласно методических требований по организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, в подготовительной группе, необходимо наличие дидактических игр, способствующих развитию различных операций мышления - внимания, восприятия, памяти, речи, общей и мелкой моторики. Это такие игры как - интерактивные игрушки, пазлы, головоломки, лабиринты, лото, шахматы, шашки, мозаики, игры на магнитах, раскраски, конструкторы и строительные блоки; мягкие, пластмассовые и деревянные 3-D конструкторы.

В педагогической литературе определены следующие требования к подбору дидактических игр. Дидактические игры должны:

быть доступными дошкольникам и отражать реальную картину окружающего мира;

обеспечивать возможность индивидуальной или коллективной организации игры;

обеспечивать возможность самостоятельного контроля правильности выполнения задания;

материалы для игры должны соответствовать педагогическим требованиям и соответствовать гигиеническим нормам [5].

Для детей дошкольного возраста, руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

Подготовка дидактической игры включает в себя: выяснения соответствия отобранной игры программным требованиям; подбор игры в соответствии с запланированными задачами воспитания и обучения; определение благоприятного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; подбор необходимого дидактического материала; подготовка к игре самого воспитателя; стимулирование детей к игре; обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Для проведения дидактической игры необходимо: ознакомление детей с содержанием игры и дидактическим материалом, используемым в игре, объяснения правил игры.

Анализ проведенной игры необходим для выявления особенностей ее проведения [8].

При организации игровой деятельности детей воспитателю необходимо помнить, что дидактическая игра является, прежде всего, самостоятельной деятельностью детей, это и определяет характер ее руководства.

В процессе руководства дидактической игрой, воспитатель применяет прямое и косвенное руководство деятельностью детей. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство педагога в игру детей. Косвенное руководство педагог осуществляет исключительно в форме намеков и советов, исключается жесткая регламентация действий [12].

При организации игровой деятельности, воспитателю необходимо помнить, что интеллектуальное развитие детей состоит не только в обогащении их знаниями, но и в целесообразном использовании полученных знаний в разных жизненных ситуациях.

Образовательная деятельность в группе, в процессе использования дидактических игр, должна быть направленна на стимулирование познавательной активности ребенка, поиску, выбору и использованию имеющихся знаний для решения конкретной задачи. Чем увлекательнее для ребенка данная деятельность, какое эмоциональное воздействие она произвела, тем больший эффект она окажет.

Согласно механизму усвоения и закрепления знаний и выработке умений, в образовательном процессе необходимо многократное использование определенных упражнений. В качестве упражнений, в дошкольном учреждении, выступают дидактические игры. Так как ведущим методическим принципом дидактической игры является их многократное повторение – это обязательное условие достижения цели. Для поддержания интереса детей к игре, необходимо систематически изменять игровые ситуации и игровые задания.

В течении дня, детям старшего дошкольного возраста можно предложить дидактические игры, которые по смыслу связаны с учебной программой по ознакомлению с окружающим миром, родному языку, с развитием элементарных математических представлений и другими видами деятельности. В процессе игр, необходимо учить детей отгадыванию загадок, нахождению частей предмета и его составление. Игры можно проводить как со всей группой, так и с отдельными детьми. В непогоду дети охотно будут играть в настольные игры (пазлы, шашки, шахматы, игры-лабиринты, игры с кубиками, настольный хоккей и тому подобное).

Игры забавы популярны и у старших детей, их развлекают и привлекают «Бродилки», «Монополия», «Элементарные опыты» и другие. Воспитателю необходимо отнестись вдумчиво к содержанию этих игр, позаботиться, чтобы они не только развлекали, но и обогащали интеллект ребенка. Уровень игр значительно возрастает при условии, целесообразного руководства игрой воспитателем. Можно проводить с детьми дидактические игры, содержание которых достаточно разнообразно. Сочетание дидактических игр с другими видами игр дает возможность достичь значительного успеха во всестороннем развитии детей.

Интеллектуальное воспитание детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, по и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребенка тогда, когда позволяет открывать, создавать, рассуждать, спорить.

Деятельность должна ставить ребенка «перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения конкретной новой задачи». Чем интереснее такая деятельность, чем больше эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста, воспитатель широко использует дидактические игры, применяет во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагает детям несложные мыслительные задачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что грамотное методическое сопровождение педагогического процесса в дошкольном учреждениии, позволит воспитателю более эффективно осуществлять интеллектуальную подготовку дошкольника к школе посредством дидактической игры.


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Ирина Игоревна Блинова, 13.02.24 в 22:15 4Ответить Пожаловаться
Добрый вечер! У Вас в работе большое количество ссылок на литературу, квадратные скобки с цифрами, номером источника в списке литературы, а где же сам список этой литературы?

Отредактировано 13-02-2024 22:17

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.