12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Большакова Анастасия Павловна886
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Тема урока: «Правописание предлогов».

Учебник Якубовская Э.В. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Авторы - составители Э.В. Якубовская; Я.В. Коршунова

Урок с использованием ИКТ и игровых технологий обучения.

Тип урока: закрепление знаний.

Раздел «СЛОВО»

Тема «Предлоги»

Цель: совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими словами.

Задачи:

1. Образовательные:

формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами;

выделять предлоги в потоке речи на слух;

формировать навыки предложного управления;

формировать знания о семантическом (смысловом) значении предлогов.

2. Коррекционно-развивающие:

развивать устную и письменную речь, фонетический слух, орфографическую зоркость

умение выполнять вербальные (словесные) инструкции;

коррекция зрительной памяти и внимания (использование плакатов)

3. Игровые.

развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, моторную неловкость, мелкую моторику;

обогащать словарный запас новой терминологией;

воспитывать мотивацию к учению.

4.Информационные технологии

повышать познавательную активность учащихся,

способствовать выработке самооценки у учащихся,

создавать комфортную среду обучения.

5.. Воспитательные:

воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

воспитывать аккуратность, усидчивость;

формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование:

Презентация «Предлоги» с изображением сказочных героев из сказки «Колобок»;

карточки (колобок) – рефлексия (оценка собственной деятельности);

карточки заданием.

Ожидаемый результат:

расширение знаний о предлоге;

отработка умения написания предлогов со словами;

оценка собственной деятельности.























Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Все за парты тихо сели.

На меня все посмотрели.

- Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Психологический настрой на урок.

- Внимательно посмотрим на желтый круг (1-2 минуты).

- Что он вам напоминает? (Солнышко, Колобк)

- Врено, сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к Колобку.

(на партах 2 колобка – смайлика, один грустный, другой веселый)

- Покажите рисунок, кторый соответствует вашему настроению.

- Я хочу, чтобы и к концу урока у вас было хорошее настроение и радостная улыбка.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.

- На уроке необходимо быть внимательными, проявлять смекалку, показывать свои знания и умения.

- Кто мне скажет, какое сегодня время года?

- Какой месяц?

- Какой день недели?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели наступить завтра?

- Какое число?

- Молодцы, ребята. А сейчас придвиньте тетради. Положите их правильно на парте.

- Вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь!

Запишите дату. Классная работа. Обратите внимание на орфограммы в словах «КЛАССНАЯ РАБОТА». В слове «КЛАССНАЯ» пишется удвоенная соглассная «СС». В слове «РАБОТА» безударная гласная «А».

2. Сообщение темы урока.

Минутка чистописания.

- Посмотрите на доску и скажите, что написано на доске? (буквы)

Пп Рр Ее Дд Лл Оо Гг Ии

- Верно. На доске записаны буквы.

- Что такое буквы? (буквы мы видим и пишем)

- Что такое звуки? (звуки мы слышим и произносим)

- Назовате буквы, которые записаны на доске.

- Сколько всего букв? (8)

- В русском алфавите все буквы делятся на…? (гласные и согласные)

- Назовите только гласные буквы? (Е О И)

- Сколько гласных букв? (3)

- Теперь назовите только согласные буквы? (П Р Д Л Г)

- Сколько согласных букв? (4)


Пальчиковая гимнастика.


Наши нежные цветки – 
пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки  – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

- Запишите буквы в тетрадь в том порядке, в которои они даны на доске.

- Не забывайте, что в тетрадях надо писать чисто и красиво.

- Ребята, давайте попробуем соединить между собой буквы, какое слово получилось? (ПРЕДЛОГИ)

- Сегодня на уроке мы вспомним, что проходили по этой теме в 3 классе, но и обязательно узнаем что – то новое.

3. Словарная работа.

- А хорошо ли вы помните сказку про Колобка?

- Вот мы сейчас и проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (один ученик у доски, объясняет правописание). Орфограммы подчеркнуть. После объяснения – вывешиваем словарные слова на доску.

Кто из зверей Колобку по дороге повстречался: лев, медведь, крокодил?

Кто хотел первым Колобка съесть: волк, заяц, лиса?

На какое растение по форме похож колобок?

Лиса уговорила колобка сесть ей на шею, язык, зубки?

МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, АРБУЗ, ЯЗЫК

- Какие мы с вами слова записали? (словарные)

- Что значит словарные слова? (написание которых нельзя проверить, их нужно запомнить)

4. Актуализация опорных знаний.

- Послушайте загадку:

В речи очень нужен я

Все слова мои друзья.

Иногда похож на букву,

Иногда похож на слог.

Вы меня узнали?

Конечно, я предлог.

t1666984526aa.png

- Ответьте на вопросы:

Что такое предлоги?

t1666984526ab.png

Какие вы знаете предлоги? Назовите их.

Как пишутся предлоги со словами?

t1666984526ac.png

5. Работа по теме урока.

- А помните ли вы песенку Колобка? (пропеваем песенку под видео) Что такое амбар? (постройка для хранения зерна и других продуктов питания) Что такое сусек? (место в амбаре ввиде большого ящика (ларь) в котором хранится зерно, мука)

ПОКАЗ РИСУНКА – АМБАР

На экране (доске) текст из песенки с пропущенными предлогами.

- Вставьте пропущенные слова на место. Какие это слова? (По, по, на, в, на, от, от)

Я Колобок, Колобок!

__ амбару метен,

__ сусекам скребен,

__ сметане мешен,

__ печку сажен,

__ окошке стужен,

__ дедушки ушёл,

__ бабушки ушел.

- Как называются пропущенные слова? (предлоги)

- Как предлоги пишутся со словами? (раздельно)

- Как доказать,что предлоги со словами пишутся раздельно? (Чтобы доказать, что предлоги пишутся со словами раздельно, надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово)

- Для чего нужны предлоги? (предлоги служат для связи слов в предложении)

- Задание: выпишите из данного текста предлог вместе со словом, с которым он употребляется. Как запишите эти слова? (раздельно)

По амбару, по сусекам, на сметане, в печку, на окошке, от дедушки, от бабушки.

Вывод: предлоги пишутся отдельно.

t1666984526ac.png

Физпауза.

Мы становимся все выше.

Достаем до самой крыши.

Широко расставим ноги,

Словно в танце - руки в боки.

Наклонимся влево, вправо.

Получается на славу.

Мы немножко будем хлопать.

Мы немножко будем топать.

Повернемся – обернемся,

И к работе все вернемся.

Работа с текстом.

Выполним следующее задание. Посмотрите на доску. На доске текст.

- Из чего состоит текст? (из предложений, связанных между собой по смыслу, расположенных в определенной последовательности)

- Из чего состоят предложения? (предложения состоят из слов связанных между собой по смыслу)

- Прочитаем данный текст?

Положила студить его ___ окошко.

Прыгнул Колобок ___ окошка___пол.

___ пола ____порог и покатился ___ дорожке.

- Что мы можем сказать о предложениях? (слова в предложениях не связаны по смыслу)

- Что пропущено в предложениях? (предлоги)

- Что нужно сделать чтобы предложение звучало красиво?

- Задание: запишите предложения, вставьте предлоги и подчеркните их.

- Как будете писать предлоги со словами? (отдельно)

Вывод: Предлоги служат для связи слов в предложении.

t1666984526ad.png

Работа с деформированным предложением.

Составьте предложение из отдельных слов:

В Покатился лес тропинке по (Покатился по тропинке в лес.)

Самостоятельно составьте второе предложение и запишите его, подчеркните предлог.

- Вспомним правило записи предложения. (Предложение начинаю писать с большой буквы в конце предложения ставлю точку)

Ушёл волка от Колобок (Колобок ушёл от волка.)

- Как записали предлог?

Узнавание и выделение предлога.

На карточках задание:

ВДНЕВНИКИЗПОСУДАНАДАРБУЗОТМЕБЕЛЬНАКАРТИНАПОД

- В строке найдите и обведите все слова.

- Какие буквы остались?

- Прочитайте их. (на, из, в, к, от, над, под)

- Могут ли эти буквы, слова и слоги быть отдельными словами? (нет)

- Почему? (Это предлоги, а предлоги не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-либо слову)

t1666984526ae.png

Игра «Распознавание предлогов на слух» (на партах конверты с карточками, на карточках написаны предлоги)

Глазки закрывайте,

Ушки напрягайте,

Задание шепотом Вам дам,

Старайся сделать его сам.

Дети достают только те предлоги которые услышат.

Текст: Перепрыгнул колобок через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на тропинку.

Ответ: через, в сени, из, с, на

- Повторим, как можно доказать, что перед нами предлог? (между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово)

С крыльца.

Ставим вопрос.

С (чего?) крыльца.

Поставим другое слово.

t1666984526af.gif

Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.



С (высокого) крыльца.





6.

Обобщение.

- Ребята, представьте, если ваш одноклассник заболел, пропустил урок, как можно ему помочь? (позвонить, навестить и рассказать, что было в школе)

Давайте представим ситуация, вы пришли навестить заболевшего одноклассника, и он попросил рассказать об уроке.

Перед вами три варианта ответа. Наш урок:

1. о сказках

2. о предлогах (расскажите ему о предлогах)

3. о колобке (расскажите ему о сказке «Колобок»)

Правильно! Мы расскажем ему о предлогах.

Повторим (по получившемуся правилу):

- Что такое предлоги?

- Как пишутся предлоги со словами?

- Для чего служат предлоги?

- Могут ли предлоги употребляться самостоятельно?

- Как можно доказать, что перед нами предлог?

7. Домашнее задание.

Домашнее задание на карточках.

- Дома спишите, раскрывая скобки, вставьте пропущенные буквы.

Поч..тал Ил..я ска..ку о (колобок) и задумался. Зря колобок уб..жал из (дом). И придумал мал..чик к (сказка) свой конец.

Устно придумайте свой конец. А что придумал Илья, узнаете завтра.

8. Оценка собственной деятельности. Рефлексия.

Вернемся к нашим колобкам (грустный и веселый), которые лежат на партах. Если Вам было интересно и всё понятно, покажите, веселого, радостного колобка.

А если непонятно, то грустного колобка.

9. Стихотворение о предлоге

Чудесный выдался денёк.

А я учу предлоги.

Я должен твердо знать урок –

У нас учитель строгий.

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги.

Что значит «под»,

Что значит «за».

И «за» и «под» - предлоги.

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге.

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги.


10. Оценка деятельности.

- Ребята, вы сегодня все молодцы! Мне очень приятно, что ни одного грустного колобка не появилось.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.