Урок русского языка с использованием ИКТ и игровых технологий «Правописание предлогов» (4 класс)

Тема урока: «Правописание предлогов».
Учебник Якубовская Э.В. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Авторы - составители Э.В. Якубовская; Я.В. Коршунова
Урок с использованием ИКТ и игровых технологий обучения.
Тип урока: закрепление знаний.
Раздел «СЛОВО»
Тема «Предлоги»
Цель: совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими словами.
Задачи:
1. Образовательные:
формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами;
выделять предлоги в потоке речи на слух;
формировать навыки предложного управления;
формировать знания о семантическом (смысловом) значении предлогов.
2. Коррекционно-развивающие:
развивать устную и письменную речь, фонетический слух, орфографическую зоркость
умение выполнять вербальные (словесные) инструкции;
коррекция зрительной памяти и внимания (использование плакатов)
3. Игровые.
развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, моторную неловкость, мелкую моторику;
обогащать словарный запас новой терминологией;
воспитывать мотивацию к учению.
4.Информационные технологии
повышать познавательную активность учащихся,
способствовать выработке самооценки у учащихся,
создавать комфортную среду обучения.
5.. Воспитательные:
воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
воспитывать аккуратность, усидчивость;
формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование:
Презентация «Предлоги» с изображением сказочных героев из сказки «Колобок»;
карточки (колобок) – рефлексия (оценка собственной деятельности);
карточки заданием.
Ожидаемый результат:
расширение знаний о предлоге;
отработка умения написания предлогов со словами;
оценка собственной деятельности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели.
На меня все посмотрели.
- Проверьте все ли у вас готово к уроку?
Психологический настрой на урок.
- Внимательно посмотрим на желтый круг (1-2 минуты).
- Что он вам напоминает? (Солнышко, Колобк)
- Врено, сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к Колобку.
(на партах 2 колобка – смайлика, один грустный, другой веселый)
- Покажите рисунок, кторый соответствует вашему настроению.
- Я хочу, чтобы и к концу урока у вас было хорошее настроение и радостная улыбка.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости.
- На уроке необходимо быть внимательными, проявлять смекалку, показывать свои знания и умения.
- Кто мне скажет, какое сегодня время года?
- Какой месяц?
- Какой день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели наступить завтра?
- Какое число?
- Молодцы, ребята. А сейчас придвиньте тетради. Положите их правильно на парте.
- Вспомним правила посадки при письме.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь!
Запишите дату. Классная работа. Обратите внимание на орфограммы в словах «КЛАССНАЯ РАБОТА». В слове «КЛАССНАЯ» пишется удвоенная соглассная «СС». В слове «РАБОТА» безударная гласная «А».
2. Сообщение темы урока.
Минутка чистописания.
- Посмотрите на доску и скажите, что написано на доске? (буквы)
Пп Рр Ее Дд Лл Оо Гг Ии
- Верно. На доске записаны буквы.
- Что такое буквы? (буквы мы видим и пишем)
- Что такое звуки? (звуки мы слышим и произносим)
- Назовате буквы, которые записаны на доске.
- Сколько всего букв? (8)
- В русском алфавите все буквы делятся на…? (гласные и согласные)
- Назовите только гласные буквы? (Е О И)
- Сколько гласных букв? (3)
- Теперь назовите только согласные буквы? (П Р Д Л Г)
- Сколько согласных букв? (4)
Пальчиковая гимнастика.
Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки
Распускают лепестки – раскрыть пальцы
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит. – пошевелить пальцами
Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки
Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук
- Запишите буквы в тетрадь в том порядке, в которои они даны на доске.
- Не забывайте, что в тетрадях надо писать чисто и красиво.
- Ребята, давайте попробуем соединить между собой буквы, какое слово получилось? (ПРЕДЛОГИ)
- Сегодня на уроке мы вспомним, что проходили по этой теме в 3 классе, но и обязательно узнаем что – то новое.
3. Словарная работа.
- А хорошо ли вы помните сказку про Колобка?
- Вот мы сейчас и проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (один ученик у доски, объясняет правописание). Орфограммы подчеркнуть. После объяснения – вывешиваем словарные слова на доску.
Кто из зверей Колобку по дороге повстречался: лев, медведь, крокодил?
Кто хотел первым Колобка съесть: волк, заяц, лиса?
На какое растение по форме похож колобок?
Лиса уговорила колобка сесть ей на шею, язык, зубки?
МЕДВЕДЬ, ЗАЯЦ, АРБУЗ, ЯЗЫК
- Какие мы с вами слова записали? (словарные)
- Что значит словарные слова? (написание которых нельзя проверить, их нужно запомнить)
4. Актуализация опорных знаний.
- Послушайте загадку:
В речи очень нужен я
Все слова мои друзья.
Иногда похож на букву,
Иногда похож на слог.
Вы меня узнали?
Конечно, я предлог.
- Ответьте на вопросы:
Что такое предлоги?
Какие вы знаете предлоги? Назовите их.
Как пишутся предлоги со словами?
5. Работа по теме урока.
- А помните ли вы песенку Колобка? (пропеваем песенку под видео) Что такое амбар? (постройка для хранения зерна и других продуктов питания) Что такое сусек? (место в амбаре ввиде большого ящика (ларь) в котором хранится зерно, мука)
ПОКАЗ РИСУНКА – АМБАР
На экране (доске) текст из песенки с пропущенными предлогами.
- Вставьте пропущенные слова на место. Какие это слова? (По, по, на, в, на, от, от)
Я Колобок, Колобок!
__ амбару метен,
__ сусекам скребен,
__ сметане мешен,
__ печку сажен,
__ окошке стужен,
__ дедушки ушёл,
__ бабушки ушел.
- Как называются пропущенные слова? (предлоги)
- Как предлоги пишутся со словами? (раздельно)
- Как доказать,что предлоги со словами пишутся раздельно? (Чтобы доказать, что предлоги пишутся со словами раздельно, надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово)
- Для чего нужны предлоги? (предлоги служат для связи слов в предложении)
- Задание: выпишите из данного текста предлог вместе со словом, с которым он употребляется. Как запишите эти слова? (раздельно)
По амбару, по сусекам, на сметане, в печку, на окошке, от дедушки, от бабушки.
Вывод: предлоги пишутся отдельно.
Физпауза.
Мы становимся все выше.
Достаем до самой крыши.
Широко расставим ноги,
Словно в танце - руки в боки.
Наклонимся влево, вправо.
Получается на славу.
Мы немножко будем хлопать.
Мы немножко будем топать.
Повернемся – обернемся,
И к работе все вернемся.
Работа с текстом.
Выполним следующее задание. Посмотрите на доску. На доске текст.
- Из чего состоит текст? (из предложений, связанных между собой по смыслу, расположенных в определенной последовательности)
- Из чего состоят предложения? (предложения состоят из слов связанных между собой по смыслу)
- Прочитаем данный текст?
Положила студить его ___ окошко.
Прыгнул Колобок ___ окошка___пол.
___ пола ____порог и покатился ___ дорожке.
- Что мы можем сказать о предложениях? (слова в предложениях не связаны по смыслу)
- Что пропущено в предложениях? (предлоги)
- Что нужно сделать чтобы предложение звучало красиво?
- Задание: запишите предложения, вставьте предлоги и подчеркните их.
- Как будете писать предлоги со словами? (отдельно)
Вывод: Предлоги служат для связи слов в предложении.
Работа с деформированным предложением.
Составьте предложение из отдельных слов:
В Покатился лес тропинке по (Покатился по тропинке в лес.)
Самостоятельно составьте второе предложение и запишите его, подчеркните предлог.
- Вспомним правило записи предложения. (Предложение начинаю писать с большой буквы в конце предложения ставлю точку)
Ушёл волка от Колобок (Колобок ушёл от волка.)
- Как записали предлог?
Узнавание и выделение предлога.
На карточках задание:
ВДНЕВНИКИЗПОСУДАНАДАРБУЗОТМЕБЕЛЬНАКАРТИНАПОД
- В строке найдите и обведите все слова.
- Какие буквы остались?
- Прочитайте их. (на, из, в, к, от, над, под)
- Могут ли эти буквы, слова и слоги быть отдельными словами? (нет)
- Почему? (Это предлоги, а предлоги не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-либо слову)
Игра «Распознавание предлогов на слух» (на партах конверты с карточками, на карточках написаны предлоги)
Глазки закрывайте,
Ушки напрягайте,
Задание шепотом Вам дам,
Старайся сделать его сам.
Дети достают только те предлоги которые услышат.
Текст: Перепрыгнул колобок через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на тропинку.
Ответ: через, в сени, из, с, на
- Повторим, как можно доказать, что перед нами предлог? (между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово)
С крыльца.
Ставим вопрос.
С (чего?) крыльца.
Поставим другое слово.
Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово.
6.
Обобщение.
- Ребята, представьте, если ваш одноклассник заболел, пропустил урок, как можно ему помочь? (позвонить, навестить и рассказать, что было в школе)
Давайте представим ситуация, вы пришли навестить заболевшего одноклассника, и он попросил рассказать об уроке.
Перед вами три варианта ответа. Наш урок:
1. о сказках
2. о предлогах (расскажите ему о предлогах)
3. о колобке (расскажите ему о сказке «Колобок»)
Правильно! Мы расскажем ему о предлогах.
Повторим (по получившемуся правилу):
- Что такое предлоги?
- Как пишутся предлоги со словами?
- Для чего служат предлоги?
- Могут ли предлоги употребляться самостоятельно?
- Как можно доказать, что перед нами предлог?
7. Домашнее задание.
Домашнее задание на карточках.
- Дома спишите, раскрывая скобки, вставьте пропущенные буквы.
Поч..тал Ил..я ска..ку о (колобок) и задумался. Зря колобок уб..жал из (дом). И придумал мал..чик к (сказка) свой конец.
Устно придумайте свой конец. А что придумал Илья, узнаете завтра.
8. Оценка собственной деятельности. Рефлексия.
Вернемся к нашим колобкам (грустный и веселый), которые лежат на партах. Если Вам было интересно и всё понятно, покажите, веселого, радостного колобка.
А если непонятно, то грустного колобка.
9. Стихотворение о предлоге
Чудесный выдался денёк.
А я учу предлоги.
Я должен твердо знать урок –
У нас учитель строгий.
И я шепчу, закрыв глаза,
Что значит «под»,
Что значит «за».
И «за» и «под» - предлоги.
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге.
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги.
10. Оценка деятельности.
- Ребята, вы сегодня все молодцы! Мне очень приятно, что ни одного грустного колобка не появилось.