12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хафизова Рима Гафурбаевна23
Россия, Коми респ., Усинск

Методическая разработка
DOCX / 63.76 Кб

/data/files/e1600199993.docx (Методическая разработка)Управление образования администрации

муниципального образования городского округа «Усинск»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Решение задач на совместную работу в 5-6 классе»

Учитель математики

Рима Гафурбаевна

Хафизова

2020



ВВЕДЕНИЕ

В ФГОС ООО в пункте «Математика» говорится, о знаниях и умениях на базовом уровне, ученики должны: «решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы». Задачи на совместную работу являются неотъемлемой частью изучения курса математики 5-11 классов. Часто с ними приходится сталкиваться и в повседневной жизни, значит, теме решения задач и задачам на совместную работу должно быть уделено достаточное количество времени.

Однако, как показывает практика, при решении таких задач у учащихся часто возникают трудности, связанные с непониманием смысла самой задачи.

Все вышесказанное обосновывает актуальность разработки данной темы.

В данной работе я рассмотрю понятие задачи и видов задач на совместную работу в курсе математики 5-6 класса.

Все задачи на работу можно условно разделить на две группы:

задачи, в которых выполняемый объем работы известен или его нужно определить (например, количество изготовленных деталей, количество гектар вспаханной земли, объем бассейна и т.д.);

задачи, в которых вообще не сказано, какая работа выполняется или эта работа задана неявно (в таких задачах зачастую задано только время).

Задачи на работу также делятся на два типа:

- задачи, в которых выполняется раздельная работа - эти задачи решаются аналогично задачам на движение;

- задачи на совместную работу.

В дальнейшем, под задачей на совместную работу будем понимать

такие задачи, в которых несколько объектов или субъектов (людей, бригад, коллективов, насосов, тракторов и т.д.) выполняют одну и ту же работу вместе, при этом с отличными друг от друга скоростями.

Решить математическую задачу – это значит найти такую последовательность общих положений математики (определений, правил, законов, формул), применяя которые к условиям задачи (промежуточным результатам решения), получаем то, что требуется в задаче, – её ответ.

Н.Л. Стефанова выделяет в процессе решения задачи четыре основных этапа:

1.Анализ. Решение любой текстовой задачи начинается с анализа. Одна из трудностей анализа текста задачи состоит в том, что текст неодинаково воспринимается и понимается разными людьми. Существует несколько задач, созданных на основе этого текста: задача, которую имел в виду автор; задача, которую «перевел» для себя ребёнок; задача, которую воспринял учитель. И совсем необязательно, что они совпадают.



Фактически процесс решения задач должен начинаться с создания одной и той же задачи. Чем меньше ребёнок, тем выше субъективность его индивидуального опыта в области математики, а значит, тем более значима работа с текстом.

Цель этапа – выделить объективное содержание задачи, условие, заключение, выполнить краткую запись, чертеж, схему, если это понадобится решающему.

2. Поиск решения задачи.

Цель этапа – создание плана решения, который можно представить в виде устного или письменного текста, а также в виде модели или поисковой схемы.

3. Реализация плана решения с обоснованием.

Проверка решения задачи и запись ответа. Проверка может быть проведена по смыслу: могут ли существовать объекты с описанными и полученными свойствами; проверка правильности выполнения логических и математических операций и т.д.

Этот этап предполагает обобщение и систематизацию полученного опыта, рефлексию, осознание того, как и с помощью каких процедур была решена данная задача. В некоторых случаях проводится исследование задачи (другие методы и способы решения, единственность или не существование объекта).

Четвертый этап может быть частично рассмотрен в начале второго этапа, что может помочь нахождению способа решения. При решении задачи, человек, решающий задачу, может многократно возвращаться к одному из этапов.

Выполнение всех четырех этапов необходимо воспитывать у ребёнка. Ответ на четвертый вопрос теста предполагает не только выполнение требования, поставленного в задаче, но и исследовательскую работу.

Итак, процесс решения задачи по Н.Л. Стефановой включает:

анализ текста;

поиск решения;

реализацию плана;

проверку и запись ответа.

Во время решения задач на совместную работу нужно ответить на следующие вопросы (рассмотрим на примере рабочих):

Что принято за время выполнения работы первым рабочим?

Что принято за время выполнения работы вторым рабочим?

Какова производительность труда первого рабочего?

Какова производительность труда второго рабочего?

Чему равна совместная производительность труда?



Чему равно время, за которое выполнят задание, работая вместе?

Ответить на эти вопросы можно, как в виде составления математической модели, так и с помощью таблицы.

Рассмотрим задачу: Мастер может изготовить 360 деталей за 6 дней, а ученик - за 12 дней. За сколько дней мастер и ученик могут изготовить это количество деталей, работая одновременно?

Решение.

Сначала найдём производительность мастера и ученика по отдельности, далее, найдём их общую производительность, затем сможем найти время, за которое они вместе смогут сделать всю работу.

1) 360:6 = 60 (дет.) – производительность мастера за один день.

2) 360:12 = 30 (дет.) – производительность ученика за один день.

3) 30+60 = 90 (дет.) – производительность мастера и ученика за один день, если они будут работать вместе.

4) 360:90 = 4 (дня) – количество дней, которое нужно мастеру и ученику на совместное изготовление всего количества деталей.

Ответ: 4 дня.

Однажды на уроке изучения темы: «Задачи на совместную работу», после решения задачи рассмотренной выше, я предложила своим ученикам решить старинную задачу из математической рукописи ХVII века:

« Два плотника рядились двор ставить. И говорит первый:

- Только бы мне одному двор ставить, то я бы поставил в 3 года.

А другой молвил:

- Я бы поставил его в шесть лет.

Оба решили сообща ставить двор. Сколь долго они ставили двор?»

Мнения в классе разделились. Одни ребята утверждали, что оба плотника вместе будут строить дом 3+6=9 лет. Другие возражали – так быть не может: вместе плотники должны построить дом быстрее, а не дольше, чем каждый из них в отдельности. Вскоре все поняли, что время совместной работы плотников не может быть больше трех. Но как его найти?

Затруднение, возникшее у ребят, связано с тем, что при совместной работе

складывается не время работы, а часть работы, которую делают ее участники. Например, из условия задачи о плотниках следует, что первый плотник выполнит за 1 год t1600199954aa.gif часть всей работы, а второй - t1600199954ab.gifчасть. Значит, вместе за год они выполняют t1600199954aa.gif + t1600199954ab.gif = t1600199954ac.gif часть всей работы, и чтобы поставить двор, им потребуется столько времени, сколько раз по t1600199954ac.gif содержится в целой единице: 1: t1600199954ac.gif= 2(года).


Итак, при решении задач на совместную работу вся выполненная работа принимается за 1 – «целое», а часть работы, выполненная за единицу времени (час, минута, год и т.д.), находиться по формуле: р=1: t, где р – искомая часть работы, а t – время работы. Соответственно, t = 1: р.

Рассмотрим теперь, как используется этот прием при решении различных задач на совместную работу.

Задача 1. В городе есть водоем. Одна из труб может заполнить его за 4ч, вторая за 8ч, а третья – за 24ч. За сколько времени наполниться водоем, если открыть сразу 3 трубы?

Решение:

1: 4 = t1600199954ad.gif(водоема) – наполниться через I трубу за 1 час.

1: 8 = t1600199954ae.gif (водоема) – наполниться через Iтрубу за 1 час.

1:24 = t1600199954af.gif(водоема) – наполниться через I I I трубу за 1 час.

t1600199954ad.gif+ t1600199954ae.gif + t1600199954af.gif = t1600199954ag.gif (водоема) – наполниться через 3 трубы за 1 час.

1: t1600199954ag.gif = t1600199954ah.gif =2t1600199954ai.gif(ч).

Ответ: через 3 трубы, работающие одновременно, водоем наполниться

За 2t1600199954ai.gifч.

Задача 2. Два пешехода вышли одновременно из двух поселков навстречу друг другу. Один пешеход может пройти весь путь за 3ч, а другой – за 4t1600199954ad.gifч. Через, сколько времени они встретятся?

Решение:

Это тоже задача на «совместную работу», хотя, строго говоря, никто не работает. Но можно считать, что «работа» пешеходов – это прохождение пути. Поэтому весь путь принимается за «единицу» и вычисляется часть пути, пройденная каждым пешеходом.

1:3 = t1600199954aa.gif(расстояния) – проходит I пешеход за 1ч.

1: 4t1600199954ad.gif = 1: t1600199954aj.gif = 1 * t1600199954ak.gif (расстояния) – проходит I I пешеход за 1ч.

t1600199954aa.gif+ t1600199954ak.gif = t1600199954al.gif (расстояния) – сближаются оба пешехода за 1ч.

1: t1600199954al.gif = 1* t1600199954am.gif = t1600199954am.gif = 1t1600199954an.gif(ч).

Ответ: пешеходы встретятся через 1t1600199954an.gif ч.

Задача 3. Бассейн заполниться через 2 трубы за 3t1600199954aa.gif ч. Если открыть одну первую трубу, то бассейн наполниться за 6 ч. За сколько времени наполниться бассейн через одну вторую трубу?


Решение:

1: 6 =t1600199954ab.gif(бассейна)- наполниться через I трубу за 1 час.

1: 3t1600199954aa.gif = 1: t1600199954ao.gif =1* t1600199954ap.gif = 1t1600199954an.gif(ч)(бассейна) - наполниться через обе трубы вместе за 1 час.

t1600199954ap.gif- t1600199954ab.gif = t1600199954aq.gif =t1600199954ar.gif(бассейна) - наполниться через I I трубу за 1 час.

1: t1600199954ar.gif = 1* t1600199954as.gif = t1600199954as.gif = 7t1600199954ac.gif(ч).

Ответ: бассейн наполниться через одну вторую трубу за 7t1600199954ac.gif ч.

Задача 4. Чтобы выкачать из цистерны нефть, поставили два насоса различной мощности. Если бы действовали оба насоса, то цистерна оказалась бы пуста через 12мин. Оба действовали в течение 4мин, после чего работал только второй насос, который через 24мин выкачал всю остальную нефть. За сколько минут каждый насос, действуя один, мог выкачать всю нефть?

Решение:

1:12 = t1600199954at.gif(цистерны) – выкачивают два насоса за 1 мин.

t1600199954at.gif* 4 = t1600199954au.gif = t1600199954aa.gif(цистерны) – выкачали два насоса за 4 мин.

1 - t1600199954aa.gif = t1600199954av.gif (цистерны) – выкачал I I насос за 24мин.

t1600199954av.gif: 24 = t1600199954aw.gif (цистерны) – выкачивает I I насос за 1 мин.

t1600199954at.gif- t1600199954aw.gif = t1600199954ax.gif =t1600199954ay.gif (цистерны) – выкачивает I насос за 1 мин.

1: t1600199954aw.gif = 1* 36 = 36(мин).

1: t1600199954ay.gif = 1*18 = 18 (мин).

Ответ: один первый насос выкачивает нефть за 36(мин), а один второй – за 18 мин.


Тема: «Задачи на совместную работу».

(Системно - деятельностный подход)

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать способность к решению задач на совместную работу по формуле и с использованием таблицы в простейших случаях;

2) повторить и закрепить понятие степени числа, сравнение дробей, приведение их к наименьшему общему знаменателю, тренировать способность к доказательству высказываний.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: 1) включить учащихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока: решаем задачи на работу.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Ребята, с какими задачами мы работали на прошлых уроках? (С задачами на дроби.)

Какая формула объединяет все три задачи? (Формула произведения.)

При решении, каких задач использовалась формула произведения? (Задачи на движение, стоимость, работу.)

Молодцы! Сегодня мы начнём работать с задачами на работу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: действия с дробями и смешанными числами, сравнение дробей, решение задач на работу при известном объёме выполненной работы;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: решить задачу на совместную работу при неизвестном объёме выполненной работы.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1.Найдите значение выражений:

t1600199954az.gif; t1600199954ba.gif; t1600199954bb.gif; t1600199954bc.gif.

(t1600199954bd.gif; 3; 2; t1600199954be.gif.)

Назовите полученные числа в порядке возрастания. (t1600199954bd.gif; t1600199954be.gif; 2; 3.)

Вычислите сумму всех полученных чисел. (6.)

Придумайте дроби, в которых знаменатель больше числителя на 6. (Например, t1600199954bf.gif, t1600199954bg.gif.)


Сравните дроби t1600199954bf.gif и t1600199954bg.gif, используя перекрестное правило.

(t1600199954bf.gif < t1600199954bg.gif 65 < 77)

Какие еще способы сравнения дробей вы знаете?

2. Решите задачу 1:

На фарфоровом заводе мастер расписывает 6 тарелок за 3 часа, а его ученик – только за 6 часов. За сколько часов мастер и его ученик распишут эти тарелки, работая вместе?

Что вы использовали при решении задачи? (Формулу работы: A = рt.)

3. Индивидуальное задание.

Решите задачу: 2

На фарфоровом заводе мастер может расписать чайный сервиз за 3 часа, а его ученик – за 6 часов. За сколько часов они его распишут, работая вместе?

Решение задачи вызовет затруднение.

Вы смогли решить задачу? (Нет.)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: решение задачи при неизвестном объёме работы;

2) согласовать цель и тему урока: научиться решать задачи на совместную работу.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Почему вы решили первую задачу?

Что общего в задачах? (Задачи на работу.)

Чем отличаются задачи? (В первой задаче известна работа и время, которое затрачивает мастер и ученик на выполнении работы, во второй задаче известно время, которое будет затрачено на выполнение работы, работа не известна.)

Почему вы не смогли решить вторую задачу? (Не понятно, что принять за работу.)

Какими задачами мы сегодня будем заниматься? (Задачами на работу.)

В чём их особенность? (Не известна работа, которую должны выполнить.)

Какая цель урока? (Научиться решать задачи на работу, в которых не известна работа.)

Чтобы научиться решать задачи, что необходимо иметь? (Алгоритм решения задачи.)

Сформулируйте тему урока. (Задачи на работу.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Что является объектом работы? (Сервиз.)

Кто выполняет эту работу? (Мастер и его ученик.)

Как они её выполняют? (Вместе).

Каждый из них выполняет? (Только какую- то часть этой работы.)


А раз каждый выполняет только часть работы, вся работа, чем является? (Целым.)

Как мы обозначаем целое? (1.)

На доске: A = 1.

Скорость работы обозначим буквой p.

Запишите формулу работы в новых обозначениях. (Учащиеся предлагают свои варианты.)

На доске:1 = pt.

Выразите из формулы производительность и время. (Учащиеся предлагают свои варианты).

На доске:

p = t1600199954bh.gif

t = t1600199954bi.gif

Что вы можете сказать о производительности и времени? (Т. к. их произведение равно 1, они взаимно обратные.)

Составим таблицу по условию задачи:


p

t

A

Мастер

t1600199954bd.gif

t1600199954bj.gif

3 ч

1

Ученик

t1600199954bk.gif

t1600199954bl.gif

6 ч

1

Вместе

t1600199954bm.gif

t1600199954bn.gif

t1600199954bo.gif

?

t1600199954bp.gif

2 ч

t1600199954bq.gif

1

Что мы можем найти? (Производительность мастера и ученика.)

Какой следующий шаг? (Общую производительность.)

t1600199954br.gifКак можно найти время? (Можно работу разделить на производительность.)

1 : t1600199954bn.gif = 2 (ч)

Можно использовать, что производительность и время взаимно обратные? (Да, т.к. производительность равна t1600199954bn.gif, обратное число равно 2, т.е. время равно 2 ч.)

Ответ: потребуется 2 часа.


Каким алгоритмом мы пользовались?

1. Прочитать задачу.

2. Принять всю работу за 1.

3. Заполнить по условию таблицу (можно без таблицы)

4. Заполнить пустые места в таблице, используя формулу работы (можно без таблицы)

5. Записать ответ.

(Составление таблиц при решении задач отнимает много времени у учащихся 5-6 классов, поэтому чаще решаем задач без таблиц).

Какую часть цели мы достигли? (Мы построили алгоритм для решения задачи).

Какую цель мы ещё поставили? (Научиться решать задачи.)

Для достижения этой цели, что необходимо? (Тренироваться в решении задач).

5. Первичное закрепление.

Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Задача 3 (решить у доски),

В городе есть водоем. Одна из труб может заполнить его за 4ч, вторая за 8ч, а третья – за 24ч. За сколько времени наполниться водоем, если открыть сразу 3 трубы?

Решение:

1: 4 = t1600199954ad.gif(водоема) – наполниться через I трубу за 1 час.

1: 8 = t1600199954ae.gif (водоема) – наполниться через I I трубу за 1 час.

1:24 = t1600199954af.gif(водоема) – наполниться через I I I трубу за 1 час.

t1600199954ad.gif+ t1600199954ae.gif + t1600199954af.gif = t1600199954ag.gif (водоема) – наполниться через 3 трубы за 1 час.

1: t1600199954ag.gif = t1600199954ah.gif =2t1600199954ai.gif(ч).

Ответ: через 3 трубы, работающие одновременно, водоем наполниться

за 2t1600199954ai.gifч.

Задача 4 - решают в парах, обсуждая ее решение. (Для проверки заготовить образец решения).

Водоем наполняется двумя трубами за 5 часов, а через одну первую трубу – за 6часов. Через сколько времени будет наполнен водоем, если открыть только одну вторую трубу?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Задача 5.

Для разравнивания дороги поставлены две грейдерные машины различной мощности. Первая машина может выполнить всю работу за 36 дней, а вторая – за 45 дней. За сколько дней выполнят всю работу обе машины, работая совместно?


Учащиеся проверяют по подробному образцу, фиксируют правильность решения, исправляют ошибки, учитель проводит анализ ошибок.

7. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: 1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: решение задачи на движение с использованием метода, выведенного на уроке;

2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: перевод с математического языка на русский язык, работа с алгебраическими дробями, приведение дробей к новым знаменателям.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Задача на движение решаем по алгоритму (у доски)

Два пешехода вышли одновременно из двух поселков навстречу друг другу. Один пешеход может пройти весь путь за 3ч, а другой – за 4t1600199954ad.gifч. Через, сколько времени они встретятся?

Решение:

Это тоже задача на «совместную работу», хотя, строго говоря, никто не работает. Но можно считать, что «работа» пешеходов – это прохождение пути. Поэтому весь путь принимается за «единицу» и вычисляется часть пути, пройденная каждым пешеходом.

1:3 = t1600199954aa.gif(расстояния) – проходит I пешеход за 1ч.

1: 4t1600199954ad.gif = 1: t1600199954aj.gif = 1 * t1600199954ak.gif (расстояния) – проходит I I пешеход за 1ч.

t1600199954aa.gif+ t1600199954ak.gif = t1600199954al.gif (расстояния) – сближаются оба пешехода за 1ч.

1: t1600199954al.gif = 1* t1600199954am.gif = t1600199954am.gif = 1t1600199954an.gif(ч).

Ответ: пешеходы встретятся через 1t1600199954an.gif ч.

8. Рефлексия деятельности на уроке

Цель этапа: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: формулы нахождения производительности труда и времени, алгоритм решения задач на совместную работу;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 8:

Чему был посвящён сегодняшний урока?

Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?

Какие знания использовали для достижения цели?

В чём преимущество нового способа?

Всё ли у вас получалось?

В чём были затруднения?

Как вы выходили из затруднений?

Оцените себя: насколько для вас эффективно прошёл сегодняшний урок?

Домашнее задание.



Список литературы:

1.Балл Г.А. Теория учебных задач.

2.Петерсон Л.Г. Математика 5кл. Учебник.

3.Бунимович Е. А. Математика 5кл. Учебник.

4. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи.

5. Стефанова Л.Н. Этапы решения задач.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.