Методическая разработка бинарного учебного занятия по теме «Производство ацетона»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дзержинский химический техникум имени Красной Армии»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по МДК 02.01 «Управление технологическими процессами производства органических веществ»
и дисциплине «Основы экономики»
для специальности 18.02.06 «Химическая технология органических веществ»
Тема: «Производство ацетона»
Разработчики: Абрамова И.Ю.,
Пядина Т.И.
Дзержинск
2022
Пояснительная записка
Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Занятие ведут два или несколько педагогов. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Бинарная технология урока позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной учебной деятельности.
Цель проведения бинарного занятия: помочь обучающимся по специальности 18.02.06 «Химическая технология органических веществ» выявить связь дисциплины «Основы экономики» с дисциплинами профессионального цикла; подготовить к защите курсовых и дипломного проектов.
Дисциплина «Основы экономики» является частью основной профессиональной образовательной программы, а МДК 02.01 «Управление технологическими процессами производства органических веществ» - частью профессионального модуля в соответствии с ФГОС по специальности 18.02.06 «Химическая технология органических веществ».
Бинарное занятие включает следующие этапы:
1 Подготовительный этап
2 Ход занятия
3 Подведение итогов, рефлексия
Занятие предназначено для студентов 2 курса специальности 18.02.06 «Химическая технология органических веществ».
Подготовительный этап
На этапе подготовки к занятию необходимо:
1 Разработать задания.
2 Разделить студентов на группы, назначить капитанов.
3 Дать студентам задания в соответствии с их ролями:
«Дзержинский завод по производству ацетона»
- генеральный директор – готовит выступление – объявление тендера
- сотрудник отдела маркетинга – готовит выступление с презентацией о предприятии и выпускаемой им продукции – ацетоне
- сотрудник отдела производства – готовит выступление с презентацией о технологиях производства изопропилового спирта
«Снабхим» и «Химреагент»
- генеральные директора – готовят шаблоны презентаций, распределяют задачи по поиску информации об изопропиловом спирте между участниками команды
4 Подготовить раздаточный материал.
5 Составить технологическую карту учебного занятия. (Приложение 1)
Ход занятия
Организационный момент
Слово преподавателя:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, потому что оно объединяет две дисциплины: «Основы экономики» и МДК 02.01. Основная цель нашего занятия: показать вам, что экономика тесно связана с дисциплинами профессионального цикла. Сегодня мы продолжим изучать реакции окисления. Тема занятия: «Производство ацетона»
Фронтальный опрос
Вопросы по теме предыдущего занятия «Процессы окисления»:
1. Что называется реакциями окисления?
2. Какие продукты используются в качестве окислительных агентов?
3. Как классифицируются реакции окисления по механизму протекания?
4. Какое оборудование используется в процессах?
5. Возможно ли использование катализаторов в процессах окисления?
Постановка проблемной ситуации и проведение тендера
Слово преподавателя:
- Как вы знаете, любое производство начинается с сырья. Сегодня мы с вами рассматриваем производство ацетона окислением изопропилового спирта. Сырьем является изопропанол (изопропиловый спирт). Он должен соответствовать требованиям ГОСТа. Получить его можно несколькими методами. Но вместо того, чтобы изучать ГОСТ, мы проведем с вами деловую игру. Для этого вы были разделены на 3 команды: «Дзержинский завод по производству ацетона», «Снабхим», «Химреагент». В каждой команде есть капитан – генеральный директор.
Слово генерального директора «Дзержинского завода по производству ацетона»:
- Добрый день! Я, (ФИО), генеральный директор «Дзержинского завода по производству ацетона». Вынужден сообщить о банкротстве нашего поставщика изопропилового спирта. В связи с этим, я объявляю закрытый тендер на поставку сырья для нашего завода. Мы ищем надежного поставщика качественной продукции, чтобы предложить ему выгодный контракт. Выбирать поставщика будем по следующим критериям:
- качество сырья;
- технология изготовления сырья;
- опыт работы и сотрудничества организации с другими компаниями;
- отзывы об организации;
- цены на продукцию;
- количество сырья для первой закупки;
- сроки поставки;
- регулярность поставок.
- Наш сотрудник маркетингового отдела расскажет подробнее о нашем заводе и о выпускаемой продукции.
Участник команды «Дзержинский завод по производству ацетона» выступает с презентацией.
Слово генерального директора «Дзержинского завода по производству ацетона»:
- Для поддержания высокого качества нашей продукции изопропиловый спирт так же должен быть качественным. О технологиях производства изопропилового спирта расскажет наш сотрудник производственного отдела.
Участник команды «Дзержинский завод по производству ацетона» выступает с презентацией.
Слово преподавателя:
- Компаниям ООО «Снабхим» и ООО «Химреагент» предлагается поучаствовать в тендере на закупку сырья. Время на подготовку коммерческих предложений компаний – 30 минут. Затем представители обоих компаний выступят со своими предложениями, а генеральный директор «Дзержинского завода по производству ацетона» выберет лучшее из них. Для контроля деятельности компаний и подготовки коммерческих предложений, к каждой компании будет приставлен сотрудник «Дзержинского завода по производству ацетона».
После подготовки команд слово предоставляется участникам «Снабхим» и «Химреагент».
Команда «Дзержинский завод по производству ацетона» оценивает участников тендера по ранее перечисленным критериям (Приложение 2), после чего слово предоставляется генеральному директору, который озвучивает название компании-победителя.
Закрепление материала
Закрепление материала проходит в форме игры «Alias». Преподаватель дает студенту карточку с термином (Приложение 3) так, чтобы этот термин больше никто не видел. Студент должен объяснить, что за слово на карточке, не употребляя при этом само слово и однокоренные слова. Остальные студенты отгадывают слово.
Подведение итогов и выдача домашнего задания
Преподаватели благодарят студентов за работу и выставляют оценки за урок по критериям:
Студент не работал на занятии, не ответил на вопросы преподавателя, не принимал участие в работе команд и в заключительной игре – оценка «неудовлетворительно».
Студент слабо проявил себя на занятии, не ответил на вопросы преподавателя или не принимал участие в работе команд или не участвовал в заключительной игре – оценка «удовлетворительно».
Студент принимал участие в тендере и игре, но неверно отвечал на вопросы преподавателя – оценка «хорошо».
Студент принимал активное участие в подготовке и проведении тендера, верно отвечал на вопросы преподавателя, участвовал в заключительной игре – оценка «отлично».
В конце занятия студентам выдается домашнее задание и предлагается заполнить форму рефлексии (Приложение 4).
Приложение 1
Технологическая карта бинарного учебного занятия
Дисциплина/МДК: МДК 02.01. «Управление технологическими процессами производства органических веществ», «Основы экономики»
Тема занятия: «Производство ацетона»
Форма занятия: изучение нового материала
Группа: ТОВ 21-11-20
Дата: 05.04.2022
Время проведения, аудитория: ауд.416, 10.00
Проводит преподаватель: Абрамова И.Ю., Пядина Т.И.
Цели занятия:
Обучающие цели:
-закрепление, систематизация и применение полученных знаний, умений
-освоение ПК по специальности:
ПК 2.1. Подготавливать исходное сырье и материалы.
ПК 2.3. Выполнять требования промышленной и экологической безопасности и охраны труда.
Воспитательные цели:
-воспитание интереса к выбранной профессии;
-воспитание чувства ответственности и добросовестности.
Развивающие цели:
-развитие у студентов аналитического мышления;
-обеспечение прочного усвоения знаний по дисциплинам профессионального цикла и общепрофессиональным дисциплинам;
-подготовка к защите курсового и дипломного проекта;
-развитие навыков публичного выступления.
Оборудование: ноутбуки 3 шт., доска ИКТ, калькуляторы 3 шт.
План учебного занятия:
Этап | Время |
1. Организационный этап 2. Фронтальный опрос по изученному материалу 3. Постановка проблемной ситуации 4. Проведение тендера 5. Закрепление материала в игровой форме 6. Подведение итогов, выдача домашнего задания | 5 мин. 10 мин. 5 мин. 50 мин. 10 мин. 10 мин. |
Итого | 90 мин |
Продолжительность учебного занятия: 90 минут.
Ход занятия
Этап | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Средства | Результат |
1.Организационный этап | Приветствует обучающихся; Проверяет присутствующих на занятии; Сообщает тему, цели, задачи учебного занятия | Приветствуют преподавателя; Осознают тему, цели и задачи учебного занятия | Журнал посещаемости | Обучающиеся подготовлены к учебному занятию |
2. Фронтальный опрос | Задает вопросы студентам по изученному материалу; Выдает бонусные очки | Отвечают на вопросы преподавателя | Вопросы для опроса | Обучающие актуализировали знания по ранее изученной теме |
4. Постановка проблемной ситуации | Описывает проблемную ситуацию; Делит студентов на команды | Осознают проблему; Делятся на группы | | Обучающиеся разделены на группы и готовы к выполнению задания |
5. Проведение тендера | Контролирует ход проведения тендера и работу отдельных студентов | Работают в командах; Готовят предложения; Выступают с подготовленными презентациями; Делают выводы | Презентации, раздаточный материал, схемы производств, ноутбуки, калькуляторы | Обучающиеся выполнили задание, получили новые знания и умения |
6. Закрепление материала в форме игры «Alias» | Раздает карточки со словами; Выдает бонусные очки | Описывают слова на карточках с помощью других слов; Отгадывают описываемые слова | Карточки со словами | Обучающие активизировали навык творческого мышления |
7. Подведение итогов, выдача домашнего задания | Озвучивает итоги занятия; Отвечает на вопросы студентов; Выдает домашнее задание; Проводит рефлексию | Задают вопросы; Записывают домашнее задание; Делятся впечатлениями | Листы для проведения рефлексии | Сформированы умения по организации групповой работы, умения правильно выражать свои мысли в устной форме. Сформированы общекультурные, профессиональные и социальные компетенции по изучаемым дисциплинам. |
| ООО «Снабхим» | ООО «Химреагент» |
Качество сырья | | |
Технология изготовления | | |
Опыт работы | | |
Отзывы об организации | | |
Цена | | |
Количество сырья для первой закупки | | |
Сроки поставки | | |
Регулярность поставок | | |
| ООО «Снабхим» | ООО «Химреагент» |
Качество сырья | | |
Технология изготовления | | |
Опыт работы | | |
Отзывы об организации | | |
Цена | | |
Количество сырья для первой закупки | | |
Сроки поставки | | |
Регулярность поставок | | |
Приложение 3
тендер | оборудование |
сырье | технология |
цена | катализатор |
качество | стабилизатор |
абсорбер | компрессор |
производство | прибыль |
Приложение 4
Это занятие показалось мне… Мне понравилось… Своей работой я доволен/не доволен, потому что… |
Это занятие показалось мне… Мне понравилось… Своей работой я доволен/не доволен, потому что… |
Это занятие показалось мне… Мне понравилось… Своей работой я доволен/не доволен, потому что… |
Это занятие показалось мне… Мне понравилось… Своей работой я доволен/не доволен, потому что… |
Это занятие показалось мне… Мне понравилось… Своей работой я доволен/не доволен, потому что… |
Это занятие показалось мне… Мне понравилось… Своей работой я доволен/не доволен, потому что… |