Методическая разработка фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Методическая разработка фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте
для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
ФИО педагога: Носкова Анна Евгеньевна – учитель-логопед
Тема | Дифференциация звуков « Г» - «К» | ||||
Форма ООД | Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте | Возрастная группа | подготовительная к школе группа | ||
Цель | Совершенствование умения правильно дифференцировать звуки «Г» - «К» | ||||
Задачи | Коррекционно-образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | ||
- Уточнить артикуляцию и характеристику звуков «Г» - «К», уметь сравнивать и различать эти звуки на слух и в произношении в слогах, словах (фразах). - Совершенствовать умения проводить звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез. - Закрепить навыки чтения слогов и слов с буквами Г, К. - Формировать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные от существительных. - Продолжать обучение графическому начертанию печатных букв: сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (ГА, КА и др.) | -Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия: четкого слухового образа звуков Г и К; -Развитие простых форм фонематического анализа: определение первого звука в слове. -Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. -Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлога «за» со значением местоположения и направления действия. -Продолжать обучать выполнять спокойный короткий вдох и длительный выдох с речевым сопровождением (слогов с согласными звуками). | - Формировать дружеские взаимоотношения, желание помогать другим, умение взаимодействовать в команде. - Воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи. -Поддерживать инициативные диалоги между детьми, стимулировать их. | |||
Оборудование и материалы | зеркала; тактильные макеты букв Г и К; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Г, К; разрезные азбуки; наборы для составления схем; фишки. | ||||
Используемые технологии | Логоритмика Технология проектной деятельности |
Структура ООД
Этапы ООД | Пример-ная про-должи-тельность этапа/мин | Формы организации деятельности воспитанников | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитанников | ||
Организационный | 2минуты | Групповая | Педагог под музыку входит в группу, имитируя движение поезда, останавливается. Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Евгеньевна, я еду в страну Букварию на поезде, хотите поехать вместе со мной? Но со мной смогут поехать только дружные ребята. Я буду паровоз, а вы вагончики. У каждого вагончика свое имя. Посмотрите, какие мы дружные, у нас получился длинный поезд. Дети вместе с педагогом «едут на поезде», преодолевая препятствия. | Дети цепляются за поезд и называют свое имя, употребление предлога за. | ||
Проблемная ситуация Целеполагание | 3минуты | Групповая | Вот мы с вами и приехали в страну Букварию. А кто же это нас встречает? Что же это за буквы? Это К и Г. Они плачут, потому что их стали путать. Ребята, что мы можем сделать для букв? | Дети озвучивают цель занятия: Мы поможем буквам их различать. | ||
Совместная деятельность | 20 минут | Групповая Подгрупповая Групповая | Акустико-артикуляционный образ звуков Сравнительная характеристика звуков. Проговаривание звуков, наблюдение за артикуляцией в зеркале. Логопед: Какие это звуки, согласные или гласные? Почему эти звуки согласные? Почему звук Г – звонкий, а звук К – глухой? Развитие фонематического слуха Логопед: Ребята, когда вы услышите слово, которое начинается на звук Г, нужно поднять фишку с буквой Г. А когда вы услышите слово, которое начинается на звук К, вам нужно поднять фишку с буквой К. Логопед называет слова, хвалит за правильное выполнение задания. Связь звуков и букв Логопед демонстрирует детям тактильные макеты букв. Логопед: Ребята, давайте назовем из чего можно сделать наши буквы, и как они будут называться в зависимости от материала, из которого они сделаны. Если мы сделаем букву Г из глины – она будет глиняная; из гречки – гречневая; из гороха – гороховая; из гипса – гипсовая; из газеты – газетная. Если мы сделаем букву К из картона – она будет картонная; каменная; кожаная; кашемировая; кофейная; кукурузная; карамельная; кирпичная. Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на букву К. На что похожа буква К? (птица, сигнальщик). Хорошо, а на то похожа буква Г? (топор, подъемный кран, флажок, клюшка, фонарный столб, кочерга). Логоритмика Логопед включает музыку на аудиопроигрывателе.
Дифференциация звуков в словах, предложениях Составление слогов ГА, КА, ГО, КО, ГУ, КУ из букв разрезной азбуки по словесной инструкции: “Какой звук нужно поставить перед звуком А, чтобы получился слог ГА” и т.д. Игра “Пирамида” В основании пирамиды должно быть пять квадратов (звуков), выше – четыре. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед предлагает детям выбрать картинки с соответствующим звуком и “выстроить” пирамиду. Например: гам, нога, книга и т.д. Логопед предлагает детям сесть на поезд и отправиться обратно в детский сад | Дети хором, а затем индивидуально проговаривают звуки Г и К. Дети наблюдают за артикуляцией звука в зеркалах, а затем характеризуют звуки Г и К с помощью логопеда. Это согласные звуки, потому что воздух не выходит свободно, встречает преграду. Г – звонкий, потому что рука на горлышке дрожит, а К - глухой (горло не дрожит). Дети поднимают фишки. Руки детей свободно ощупывают буквы и замечают разницу в плотности, качестве и фактуре материалов. Ответы детей Ответы детей Дети собирают буквы Г и К из счетных палочек. Дети совместно с логопедом выполняют логоритмику. Дети составляют слоги из букв разрезной азбуки Дети делятся на две команды. Одна команда составляет “пирамиду” из слов со звуком Г, а вторая – из слов со звуком К. Дети читают получившиеся слова. Дети садятся по вагончикам. | ||
Подведение итогов Рефлексия | 5 минуты | Групповая | Логопед: В какую страну мы сегодня с вами путешествовали? Какие звуки мы сегодня учились различать? Какое задание вызвало у вас трудности? Какое задание понравилось вам больше всего? Какие слова со звуком К ты помнишь? Какие слова со звуком Г ты знаешь? Вы молодцы, спасибо за занятие! | Высказывания детей |
Адаптированная основная образовательная программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №55 комбинированного вида"
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. II период обучения / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. II период. Пособие для логопедов. 2-е изд. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 96 с. (В помощь логопеду).
Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка: Для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей. – СПб.: КАРО, 2006. – 640 с.
Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”», 2015. – 64 с.