Методическая разработка фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

5
0
Материал опубликован 30 March 2021

Методическая разработка фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте

для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности


ФИО педагога: Носкова Анна Евгеньевна – учитель-логопед


Тема

Дифференциация звуков « Г» - «К»

Форма ООД

Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте

Возрастная группа

подготовительная к школе группа

Цель

Совершенствование умения правильно дифференцировать звуки «Г» - «К»

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

- Уточнить артикуляцию и характеристику звуков «Г» - «К», уметь сравнивать и различать эти звуки на слух и в произношении в слогах, словах (фразах).

- Совершенствовать умения проводить звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез.

- Закрепить навыки чтения слогов и слов с буквами Г, К.

- Формировать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные от существительных.

- Продолжать обучение графическому начертанию печатных букв: сочетаний согласных с гласным в прямом слоге (ГА, КА и др.)

-Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия: четкого слухового образа звуков Г и К;

-Развитие простых форм фонематического анализа: определение первого звука в слове.

-Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. -Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлога «за» со значением местоположения и направления действия.

-Продолжать обучать выполнять спокойный короткий вдох и длительный выдох с речевым сопровождением (слогов с согласными звуками).

- Формировать дружеские взаимоотношения, желание помогать другим, умение взаимодействовать в команде.

- Воспитывать у детей умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.

-Поддерживать инициативные диалоги между детьми, стимулировать их.

Оборудование и материалы

зеркала; тактильные макеты букв Г и К; предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Г, К; разрезные азбуки; наборы для составления схем; фишки.

Используемые технологии

Логоритмика

Технология проектной деятельности

Структура ООД

Этапы ООД

Пример-ная про-должи-тельность этапа/мин

Формы организации деятельности воспитанников

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Организационный

2минуты

Групповая

Педагог под музыку входит в группу, имитируя движение поезда, останавливается. Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Евгеньевна, я еду в страну Букварию на поезде, хотите поехать вместе со мной? Но со мной смогут поехать только дружные ребята. Я буду паровоз, а вы вагончики. У каждого вагончика свое имя. Посмотрите, какие мы дружные, у нас получился длинный поезд. Дети вместе с педагогом «едут на поезде», преодолевая препятствия.

Дети цепляются за поезд и называют свое имя, употребление предлога за.

Проблемная ситуация


Целеполагание

3минуты

Групповая

Вот мы с вами и приехали в страну Букварию. А кто же это нас встречает? Что же это за буквы? Это К и Г. Они плачут, потому что их стали путать. Ребята, что мы можем сделать для букв?



Дети озвучивают цель занятия: Мы поможем буквам их различать.

Совместная деятельность


20 минут

Групповая






Подгрупповая















Групповая


Акустико-артикуляционный образ звуков

Сравнительная характеристика звуков.

Проговаривание звуков, наблюдение за артикуляцией в зеркале.



Логопед: Какие это звуки, согласные или гласные?

Почему эти звуки согласные? Почему звук Г – звонкий, а звук К – глухой?




Развитие фонематического слуха

Логопед: Ребята, когда вы услышите слово, которое начинается на звук Г, нужно поднять фишку с буквой Г. А когда вы услышите слово, которое начинается на звук К, вам нужно поднять фишку с буквой К.

Логопед называет слова, хвалит за правильное выполнение задания.


Связь звуков и букв

Логопед демонстрирует детям тактильные макеты букв.

Логопед: Ребята, давайте назовем из чего можно сделать наши буквы, и как они будут называться в зависимости от материала, из которого они сделаны.

Если мы сделаем букву Г из глины – она будет глиняная; из гречки – гречневая; из гороха – гороховая; из гипса – гипсовая; из газеты – газетная.

Если мы сделаем букву К из картона – она будет картонная; каменная; кожаная; кашемировая; кофейная; кукурузная; карамельная; кирпичная.

Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на букву К. На что похожа буква К? (птица, сигнальщик). Хорошо, а на то похожа буква Г? (топор, подъемный кран, флажок, клюшка, фонарный столб, кочерга).


Логоритмика

Логопед включает музыку на аудиопроигрывателе.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Да, да, разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

Одна рука на поясе, другая изогнута


Присели, одна рука на поясе


Рисуют руками круг

Хлопают и руки вниз


Грозят

Руки вверх, соединяют над головой


Соединяют руки перед собой




Дифференциация звуков в словах, предложениях

Составление слогов ГА, КА, ГО, КО, ГУ, КУ из букв разрезной азбуки по словесной инструкции: “Какой звук нужно поставить перед звуком А, чтобы получился слог ГА” и т.д.


Игра “Пирамида”

В основании пирамиды должно быть пять квадратов (звуков), выше – четыре. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед предлагает детям выбрать картинки с соответствующим звуком и “выстроить” пирамиду. Например: гам, нога, книга и т.д.

Логопед предлагает детям сесть на поезд и отправиться обратно в детский сад

Дети хором, а затем индивидуально проговаривают звуки Г и К.

Дети наблюдают за артикуляцией звука в зеркалах, а затем характеризуют звуки Г и К с помощью логопеда.

Это согласные звуки, потому что воздух не выходит свободно, встречает преграду.

Г – звонкий, потому что рука на горлышке дрожит, а К - глухой (горло не дрожит).

Дети поднимают фишки.










Руки детей свободно ощупывают буквы и замечают разницу в плотности, качестве и фактуре материалов.



Ответы детей







Ответы детей


Дети собирают буквы Г и К из счетных палочек.




Дети совместно с логопедом выполняют логоритмику.

















Дети составляют слоги из букв разрезной азбуки





Дети делятся на две команды. Одна команда составляет “пирамиду” из слов со звуком Г, а вторая – из слов со звуком К.



Дети читают получившиеся слова.

Дети садятся по вагончикам.

Подведение итогов




Рефлексия

5 минуты

Групповая

Логопед:

В какую страну мы сегодня с вами путешествовали?

Какие звуки мы сегодня учились различать?

Какое задание вызвало у вас трудности?

Какое задание понравилось вам больше всего?

Какие слова со звуком К ты помнишь? Какие слова со звуком Г ты знаешь?

Вы молодцы, спасибо за занятие!

Высказывания детей




Список литературы:

Адаптированная основная образовательная программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №55 комбинированного вида"

Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. II период обучения / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. II период. Пособие для логопедов. 2-е изд. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 96 с. (В помощь логопеду).

Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка: Для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей. – СПб.: КАРО, 2006. – 640 с.

Сакулина Т.И. Практический материал для логоритмических занятий: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”», 2015. – 64 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации