Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Поэтическая гостиная»
Конспект НОД
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
"Поэтическая гостинная"
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать умение детей внимательно слушать новое поэтическое произведение, понимать его.
Добиваться хорошего запоминания текста стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи).
Закреплять представления детей о характерных признаках осени как времени года.
Развивающие:
Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста.
Продолжать развивать поэтический слух, мышление, зрительное внимания и восприятие, творческое воображение, речевой слух и память.
Воспитывающие:
Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Воспитывать познавательный интерес, вежливость и доброжелательность, формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения. Воспитывать любовь к поэзии, природе и природным явлениям.
Словарь сложных слов и выражений: в журавлином небе, листьев жёлтый ливень, средь лесного бора, заметелит и завьюжит.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа:
Ежедневные наблюдения за изменением погоды; целевая прогулка в осенний парк; рассматривание деревьев, листьев; прослушивание аудиозаписи «Шум леса»; фотовикторина «Узнай по листочку»; рассматривание репродукции И.И.Левитан «Золотая осень»; беседа об осени; чтение стихов об осени; загадывание загадок; рисование на тему «Осень».
Оборудование и материалы: Репродукции картин И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники»,
«Золотая осень», И.Шишкина «Золотая осень»; аудио запись, осенний венок, листья, мнемотаблица к стихотворению, портрет А.Екимцева.
Методы и приемы: игровая ситуация, отгадывание загадки, беседа, чтение стихов, использование мнемотаблицы, рассматривание картин.
Примерный ход непосредственной образовательной деятельности
- Ребята, сегодня я приглашаю вас в поэтическую гостиную.
Звучит музыка. Педагог надевает на голову венок и говорит:
- На голову венок я надеваю и угадайте в кого себя я превращаю (загадывает загадку):
«Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ….(осень)
- В моей гостиной сегодня представлены картины об осени. Многие поэты и художники воспевали красоту этого времени года. Посмотрите, какая красивая, но в тоже время разная осень на картинах И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», И.Шишкина «Золотая осень» (показывает).
Давайте с вами вспомним стихи об осени, которые мы с вами учили.
Двое детей читают стихи: К.Бальмонта «Осень», Ю. Капустиной «Фея Осень».
Педагог спрашивает:
Какое по характеру стихотворение Бальмонта? (грустное, печальное). А стихотворение Капустиной? (радостное, веселое).
- К какой картине подходит стихотворение Бальмонта «Осень»? (И.И.Левитана «Осенний день. Сокольники»)
- Какая осень на этой картине?
- А какую картину представляете, когда слушаете стихотворение Капустиной «Фея Осень»? (И.И.Левитана «Золотая осень»)
- А какая осень на этой картине?
Дети подбирают определения к слову «осень».
Динамическая пауза «Ветер по лесу летал» (с листьями).
(Координация слова с движением)
Ветер по лесу летал, Бег по кругу.
Ветер листики считал:
Вот кленовый, Руки вверх - вправо.
Вот дубовый, Руки вниз - влево.
Вот рябиновый резной, Руки вверх – влево.
Вот с березки золотой. Руки вниз – вправо.
И последний лист с осинки Присесть.
Ветер бросил на тропинку.
Упражнение на развитие речевого дыхания «Ветер и листья».
Давайте устроим листопад, сдуем листья с наших ладошек.
Нужно сделать вдох через нос, не поднимая плечи, выдохнуть через рот, сложив губы трубочкой и не раздувая щеки. (показывает)
- Сегодня я познакомлю вас со стихотворением нашего ставропольского поэта Александра Екимцева (выставляет портрет поэта). Поэт написал много стихов для детей и взрослых. Основная тема «детских» стихов А. Екимцева — ребенок и природа.
Педагог читает стихотворение без установки на запоминание.
ОСЕНЬ
А. ЕКИМЦЕВ
В журавлином небе
Ветер тучи носит.
Шепчет верба вербе:
«Осень. Снова осень!»
Листьев жёлтый ливень,
Солнце ниже сосен.
Шепчет ива иве:
«Осень. Снова осень!»
На кустарник иней
Белый плащ набросил.
Шепчет дуб осине:
«Осень. Снова осень!»
Шепчут елям ели
Средь лесного бора:
«Скоро заметелит
И завьюжит скоро!»
После чтения проводит беседу по содержанию стихотворения:
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Как вы думаете, это стихотворение грустное или веселое?
- Какие приметы осени описывает поэт?
- Какие деревья разговаривают об осени?
Проводит работу над сложными и новыми выражениями:
- Как вы понимаете такие фразы в стихотворении: в журавлином небе, листьев жёлтый ливень, средь лесного бора, скоро заметелит и завьюжит скоро?
- Какая фраза в стихотворении встречается чаще всего? («Осень. Снова осень!»)
Проводит упражнение над выразительностью речи «Скажи по-разному»:
- Скажите эту фразу весело, грустно, испуганно.
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель ещё раз читает стихотворение с установкой на запоминание, используя мнемотаблицу:
- Я еще раз прочту стихотворение А.Екимцева «Осень», а вы внимательно слушайте и запоминайте, потому что мы будем его заучивать. А поможет лучше запомнить стихотворение эта мнемотаблица.
После чтения предлагает вспомнить и произнести фразы из стихотворения соответствующие каждой картинке мнемотаблицы.
Педагог предлагает прочесть стихотворение 2-3 детям.
- Мы еще будем продолжать учить это стихотворение.
А наша поэтическая гостиная закрывается.