Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной школе «Дифференциация звуков С – Ш»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной
МДОУ № 53, учитель-логопед Москалева Лилия Викторовна
Тема: Дифференциация звуков С – Ш.
Цель: Закрепить правильное произношение звуков С – Ш, их дифференциация.
Задачи:
- характеристика звуков С – Ш с помощью символов.
- закрепление умения выделять слова с заданным звуком.
- усвоение понятия родственные слова.
- развитие умение составлять предложения из деформированного текста, читать их.
- развитие коммуникативных способностей детей.
- воспитание стремления к здоровому образу жизни.
Оборудование:
Предметные картинки со звуками С, Ш; лист А4, карандаши: простой, синий, зеленый, красный; мяч, символы для характеристики звуков, карточки для чтения, картинки с точечным массажем.
Ход занятия:
Оргмомент. Игра на внимание «Я тоже».
Ясным морозным утром ребята вышли во двор. Они взяли с собой санки и лыжи. Сначала дети катались с голы на санках. Ветер весело свистел в ушах. Потом ребята встали на лыжню. Лыжи смело скользили по снегу. Ребята звонко смеялись. Носы и щеки ярко горели на морозе. К обеду ребята довольные вернулись домой.
Сообщение темы. Загадки.
Вот гора, а у горы Глаза верят самим себе,
Две глубокие норы. А они другим людям.
В этих норах воздух ходит, И у кого они горят,
То заходит, то выходит. (нос) про того и говорят. (уши)
Отгадки НОС, УШИ. Назовите последний звук в слове НОС - (с), какой звук стоит в середине слова УШИ – (ш). Построим дом для этих двух звуков.
Дать характеристики двух звуков по способу, месту образования, по звонкости – глухости, мягкости – твердости с помощью символов. Складываем из листа А4 схематичный «домик». Помещаем две буквы С слева, Ш справа, раскладываем соответствующие символы.
Дифференцировать звуки С – Ш изолированно по карточкам: I I I I и т.д.
Дифференцировать звуки С – Ш в слогах. Игра с мячом «Наоборот».
Са – ша ша - са
Со – ша шо – со и т. д.
Дифференцировать звуки С – Ш в словах. Закрепить умение подбирать родственные слова. Из предложенных слов подобрать слова родственные словам НОС, УШИ.
Нос уши
Носик ушки
Носище ушные
Носовой ушанка
Носатый ушат
Утконос
Курносый
Переносица
Носорог
Выражения с этими словами.
Физминутка. Координации слова с движением, развитие творческого воображения, автоматизация шипящих звуков в речи. «На шоссе».
По шоссе спешат машины. Дети идут по кругу, держат в руках
- Ш-ш-ш! – шуршат спокойно шины. воображаемый руль.
И шипят со злом уже: Поворачиваются в другую сторону.
- Не спеш-ш-ши на вираже.
Еж с мешком и посошком Подражают ежику с посошком,
По шоссе идет пешком. идут медленно.
Над ежом кружится стриж: встают на цыпочки, машут
- Ты куда же, еж, спешишь? крыльями, бегут по кругу.
- Прямо в город, по шоссе Опять изображают ежика.
Тороплюсь я, как и все.
- Будь, дружок, настороже, Стоят, грозят пальчиком.
не спеши на вираже.
Разделить на команды по 3 – 4 человека. Выбери из предложенных слов слово со звуком Ш.
Мешок – лесок ремешок – носок
Пушок – кусок чашка – часто
Шутки – сутки мишка – миска
Шумно – сумка лошадка – посадка
Мыши – крысы шалаш – салат
Диф-ть звуки С – Ш в предложении.
Составить предложение из рассыпанных слов.
Нос свободно дышит.
Уши хорошо слышат.
Наши части тела здоровы.
Ребус. В н Ы о Ш с Е !
Итог. Сюрприз – картинка с точечным массажем носа по профилактике простуды. Обучить в свободное время.