Методическая разработка: "Художник-детектив" – Нестандартное домашнее задание по изобразительному искусству для 7 класса

0
0
Материал опубликован 19 September в группе

Бычкова Елена Анатольевна

Учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №24»

         Иркутская область .г.Братск.

Методическая разработка: "Художник-детектив" – Нестандартное домашнее задание по изобразительному искусству для 7 класса

Введение:

Современное образование стремится к развитию креативности, критического мышления и самостоятельности учащихся. Традиционные домашние задания по изобразительному искусству, зачастую сводящиеся к копированию или выполнению однотипных упражнений, не всегда способствуют достижению этих целей. Предлагаемая методическая разработка "Художник-детектив" представляет собой нестандартный подход к организации домашней работы, призванный вовлечь семиклассников в активный творческий процесс, развить их наблюдательность, аналитические способности и умение интерпретировать визуальную информацию.

Цель:

Развитие у учащихся 7 класса навыков анализа художественного произведения, формирование умения "читать" картину, выявлять скрытые смыслы и создавать собственные интерпретации, используя приемы изобразительного искусства.

Задачи:

Развитие наблюдательности: Стимулировать учащихся к внимательному изучению деталей, композиции, цветовой гаммы и других элементов художественного произведения.

Формирование аналитического мышления: Научить учащихся задавать вопросы к произведению, выдвигать гипотезы, искать доказательства и делать выводы.

Развитие интерпретационных навыков: Поощрять учащихся к самостоятельному осмыслению сюжета, настроения, авторского замысла и эмоционального воздействия произведения.

Стимулирование творческой активности: Предоставить учащимся возможность выразить свои наблюдения и интерпретации через различные виды художественной деятельности.

Повышение интереса к изобразительному искусству: Сделать процесс изучения искусства более увлекательным и личностно значимым.

Концепция "Художник-детектив":

Идея заключается в том, чтобы превратить ученика в настоящего "детектива", которому предстоит расследовать "тайны" художественного произведения. Вместо того, чтобы просто описывать увиденное, ученик должен задавать вопросы, искать "улики" (детали, символы, композиционные решения), строить "версии" и делать "заключения", опираясь на визуальные доказательства.

Этапы выполнения задания:

Выбор "дела" (произведения):

Учитель предлагает учащимся на выбор несколько произведений изобразительного искусства (картины, гравюры, иллюстрации) из разных эпох и стилей. Важно, чтобы произведения были достаточно информативными и допускали различные интерпретации.

Вариант: Учащиеся могут самостоятельно выбрать произведение из предложенного списка или найти его в интернете/книгах, предварительно согласовав с учителем.

"Сбор улик" (анализ произведения):

Учащийся внимательно изучает выбранное произведение.

Задания для "детектива":

"Кто главный подозреваемый?" (Кто или что является центральным объектом изображения? Какое впечатление он производит?)

"Где произошло преступление?" (Какова обстановка, место действия? Какие детали помогают это понять?)

"Когда это случилось?" (Есть ли намеки на время суток, время года, исторический период?)

"Что произошло?" (Каков сюжет произведения? Что можно предположить о событиях, которые предшествовали или последуют за изображенным моментом?)

"Какие свидетели присутствуют?" (Кто еще изображен на картине? Какова их роль? Что они "говорят" своим видом?)

"Какие улики скрыты в деталях?" (Обратить внимание на мелкие предметы, жесты, выражения лиц, символы, которые могут нести дополнительный смысл.)

"Какое настроение у места преступления?" (Цветовая гамма, освещение, композиция – как они влияют наэмоциональное восприятие картины?)

"Каков стиль работы художника?" (Какие художественные приемы использованы: реализм, импрессионизм, экспрессионизм и т.д.? Как это влияет на восприятие сюжета?)

"Построение версий" (интерпретация):

На основе собранных "улик" учащийся формулирует свои предположения о смысле произведения, авторском замысле, эмоциональном послании.

Вопросы для "детектива":

"Что хотел сказать художник?"

"Какую историю рассказывает эта картина?"

"Какие чувства она вызывает у меня?"

"Какие ассоциации возникают?"

"Есть ли в картине скрытые символы или аллегории?"

"Представление доказательств" (творческое воплощение):

Учащийся выбирает один или несколько способов представления своих "расследований" и "версий". Это может быть:

"Детективный отчет": Письменное эссе, где ученик подробно описывает свои наблюдения, задает вопросы и формулирует выводы, подкрепляя их ссылками на конкретные детали картины.

"Карта преступления": Визуальная схема или коллаж, где ключевые элементы картины обозначены как "улики", а стрелками и подписями показаны связи между ними и возможные интерпретации.

"Реконструкция событий": Создание серии эскизов или небольших рисунков, иллюстрирующих предполагаемые события до или после момента, запечатленного на картине.

"Портрет свидетеля": Рисунок или живописное изображение одного из персонажей картины, с акцентом на его эмоции и возможную роль в сюжете.

"Цветовая карта настроения": Создание цветовой композиции, передающей эмоциональное состояние, которое вызывает картина, с объяснением выбора цветов.

"Аудио-версия": Запись короткого рассказа или монолога от лица персонажа картины, или озвучивание своих мыслей и наблюдений.

"Современная интерпретация": Создание работы в другом стиле или с использованием других материалов, которая передает суть оригинального произведения, но в современном контексте.

"Презентация дела" (обсуждение):

Учащиеся представляют свои работы классу.

Происходит обсуждение, где каждый "художник-детектив" делится своими находками и интерпретациями.

Учитель выступает в роли "главного следователя", задавая наводящие вопросы, направляя дискуссию и помогая учащимся глубже понять произведение и процесс анализа.

Примеры произведений для "расследования":

"Утро в сосновом лесу" И.И. Шишкин и К.А. Савицкий (поиск "следов" медвежат, определение их настроения, "история" их появления).

"Девочка с персиками" В.А. Серов (анализ позы, взгляда, освещения, "история" момента, почему именно персики).

"Неизвестная" И.К. Крамской (попытка разгадать характер, социальный статус, настроение героини, ее историю).

"Опять двойка" Ф.П. Решетников (анализ эмоций членов семьи, предположения о причинах неудачи ученика, "дальнейшая судьба" героя).

"Сикстинская мадонна" Рафаэль (анализ композиции, взглядов, жестов, символики, интерпретация образа Богоматери).

"Подсолнухи" Винсент Ван Гог (анализ цветовой гаммы, манеры письма, эмоционального состояния художника, символическое значение подсолнухов).

Критерии оценки:

Полнота анализа: Насколько внимательно и детально изучено произведение.

Обоснованность интерпретаций: Насколько убедительны и логичны предположения, подкреплены ли они "уликами" из картины.

Креативность: Насколько оригинален и нестандартен подход к выполнению задания.

Качество исполнения: Насколько аккуратно и выразительно выполнена творческая работа.

Активность в обсуждении: Насколько учащийся вовлечен в дискуссию, умеет ли аргументировать свою точку зрения и слушать других.

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса учащихся к изобразительному искусству.

Развитие навыков анализа художественного произведения.

Формирование умения "читать" картину, выявлять скрытые смыслы и создавать собственные интерпретации.

Развитие креативности, критического мышления и самостоятельности.

Заключение:

Методическая разработка "Художник-детектив" представляет собой эффективный способ организации нестандартного домашнего задания по изобразительному искусству для 7 класса. Она позволяет вовлечь учащихся в активный творческий процесс, развить их наблюдательность, аналитические способности и умение интерпретировать визуальную информацию. Превращая ученика в "детектива", мы делаем процесс изучения искусства более увлекательным и личностно значимым, способствуя формированию всесторонне развитой личности. А самое главное, такой подход позволяет увидеть в каждом произведении не просто красивую картинку, а целую историю, полную загадок и тайн, которые предстоит разгадать. И, возможно, именно этот опыт "расследования" станет отправной точкой для дальнейшего увлечения искусством и развития творческого потенциала. Ведь умение видеть и понимать искусство – это не только знание истории и стилей, но и способность чувствовать, сопереживать и мыслить критически, что, безусловно, пригодится в любой сфере жизни.



Литература:

1.Культура – Искусство – Образование: Цикл бесед. – М.: Центр ХКО, 1993

2. Русская историческая живопись. Детская энциклопедия. Авт. Н. Яковлева. – М.: Белый город.

3. Саратовский государственный музей имени А.Н. Радищева. Альбом. Авт. сост. Л.В. Пашкова. Изд. «Советский художник», 1991

Дополнительная литература: журналы «Юный художник», «Художник», наборы репродукций с картин известных художников, комплекты открыток с репродукциями и архитектурными ансамблями.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации