Методическая разработка «Игровые технологии в образовательном процессе на уроках логопедии»
В последнее время количество детей с нарушениями навыков чтения и письма неуклонно растет. У них отмечаются недостаточная сформированность высших психических функций, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций. Снижена познавательная активность в целом. Поэтому на логопедических занятиях актуальным является использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся ─ игровых технологий. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребенка, в том числе для воспитания и развития его эмоциональных качеств.
Эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются игровые технологии.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
• обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
• диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
• терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
• коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
• развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
На логопедических занятиях используются:
дидактические,
настольно-печатные,
словесные,
коррекционно-развивающие,
игры с движениями,
сюжетные,
ролевые игры,
игры-драматизации.
Главными педагогическими задачами при работе с обучающимися с нарушениями речи являются следующие:
Развитие мелкой моторики мышц кистей;
Развитие координационных способностей;
Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;
Формирование фонетического слуха;
Развитие устной речи;
Формирование четкости артикуляции;
Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.
Для формирования мотивации речевой деятельности обучающихся используются такие приемы, как:
поощрения;
беседы;
рассказы;
эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
создание проблемной ситуации;
демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;
встречи со сказочными героями;
использование кукол, атрибутов и элементов костюмов разных персонажей.
Я широко применяю игры на этапе обследования, индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. В моей практике встречаются словесные, настольно – печатные, подвижные, дыхательные, пальчиковые, логоритмические, игры с мячом, творческие, компьютерные. Я использую сказочных персонажей и сюрпризные моменты. На индивидуальных занятиях при автоматизации звуков мы играем в звуковые коробочки, автоматизируя поставленный звук, шипим как добрый змей, закрепляя звук «ш», выращиваем волшебный цветик – семицветик, работая над введением в речь звука «р», и приветствуем звуковых улиток. На групповых и подгрупповых занятиях мы собираем урожай, закрепляя словарь и элементы грамматического строя по лексической теме «фрукты», путешествуем с Язычком, уделяя внимание артикуляционной гимнастике и развитию речевого аппарата, встречаем Лунтика, который вовлекает в игровые задания детей на протяжении всей непосредственно – образовательной деятельности, играем в дидактические настольные игры и превращаемся в разные буквы, что является профилактикой дисграфии. Мы расширяем границы группового помещения и проводим интегрированные занятия, это позволяет сделать их ещё более насыщенным и интересным. В своей практике я использую творческие игры. Игры с элементами театрализации вызывают живой интерес у обучающихся и позволяют решать логопедические задачи.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с речевым недоразвитием высок процент тех, у кого имеются проблемы с общей и мелкой моторикой, длительным выдохом, развитием артикуляционного аппарата. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и логоритмические игры.
В процессе игр обучающиеся начинают понимать, что они могут успешно выполнять игровое действие, они радуются успеху, испытывают удовлетворение от успешного выполнения игровых заданий, учатся проигрывать. У них появляется настойчивость, возникает желание повторить игру, развиваются творческие способности.
Эффективность игр зависит от того, насколько они интересны по содержанию, насколько затрагивают значимые для обучающихся стороны жизни и деятельности. Проводить игры надо систематически, постепенно усложняя задания, содержание и правила. В каждую игру обязательно добавляется дополнительное творческое задание.
Игровые технологии, которые используются на логопедических занятиях, увеличивают и расширяют образовательные и коррекционные возможности. Так как в игре происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. Примером игровых технологий, которые может использовать учитель-логопед, могут быть обучающие игры с правилами. Обучающиеся перестраиваются с игровой деятельности на учебную, которая является в школе ведущей. Благодаря игровой форме обучения повышается работоспособность обучающихся, они испытывают положительные эмоции, с интересом начинают выполнять задания, повышается их внимание, и материал лучше усваивается и запоминается. Ребенок вовлекается в процесс обучения и развивается интеллектуально и творчески. Под игрой в данном случае мы понимаем взаимодействие игроков, действия которых ограничены установленными правилами и направлены на достижение определенной цели. В своей практике использую игру «Калейдоскоп букв», которая позволяет познакомить обучающихся с письменными буквами, развивать внимание, память и скорость реакции.
В коррекции звукопроизношения особое место отводят артикуляционной гимнастике, потому что с ее помощью удается подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
Чтобы гимнастика не была скучным и утомительным занятием для ребенка, ее можно проводить с использованием игровых приемов. Можно использовать картинки к определенным упражнениям (рисунок чашки к упражнению «Чашечка», картинку часов к упражнению «Часики» и т.д.).
При переходе к постановке звука, используются методы, основанные на звукоподражании («Дети, давайте научим змейку шипеть – ш-ш-ш-ш-ш-ш» и т.д.). При постановке звука механическим способом, логопедический зонд «превращается» в волшебную палочку, с помощью которой мы помогаем ребенку произносить звук правильно.
Важнейшим условием правильной речи является длительный выдох. Для развития речевого дыхания используются следующие игры: «Сдуй снежинку», «Устрой листопад», «Футбол», «Разгони тучки» и т.д.
Также важны упражнения для развития мелкой моторики:
1.Игры с пластилином – детям младшего возраста достаточно мять его и лепить фигуры одного цвета; а постарше уже необходимо задание посложнее – многоцветные фигуры.
2.Сортировка предметов по величине – смешать два вида предметов (бусины-пуговицы, горох-фасоль, ракушки-камушки, желуди-каштаны) и попросить отделить их друг от друга. И постепенно усложнять задание.
3.Упражнение с сыпучими веществами – научить ребенка пересыпать крупу, горох, песок из одной посуды в другую (стакан, бутылку) с помощью ложки, воронки. Далее усложнить задание, например, в песок добавить еще мелкие игрушки и сначала выбрать игрушки, а после пересыпать песок.
4.Катание шариков – ребенок катает ладонью или пальцами шарики по столу, между ладонями.
Очень важны упражнения на развитие слухового восприятия, фонематического слуха:
1.ПЕРВЫЙ ЗВУК – предложить назвать первый звук в именах героев любимой сказки, мультфильмов.
2.ХЛОПОК – выговаривать поочередно разные звуки – пусть ребенок хлопнет в ладоши, когда услышит заданный вами.
3.НАЙДИ СХОДСТВА – произнести несколько слов с одним и тем же хорошо различимым звуком и спросить у ребенка, что общего между ними.
4.УГАДАЙ ПРЕДМЕТ – загадать звук – пусть ребенок назовет начинающийся с него овощ/фрукт/игрушку.
5.ПОТЕРЯННЫЙ ЗВУК – произнести предложение так, чтобы в одном из слов «потерялся» первый звук, и предложить ребенку назвать его.
6.ВЕРНО-НЕВЕРНО – показать ребенку картинку, назвать ее изображение и повторить это слово, вначале произнести один из звуков правильно, а потом – неправильно и пусть он обозначит, какой вариант верный.
Также необходимо использовать регулярно пальчиковые игры:
1.ЧЕЛОВЕЧЕК – Взять ручки ребенка в свои руки и прикладывать его пальчики поочередно к глазкам, бровкам, носику, ротику, овалу лица, ручкам, ножкам и туловищу, не спеша, четко проговаривая слова: «Точка, точка, два крючочка. Носик, ротик, оборотик. Ручки, ножки, огуречик. Получился человечек».
2.ПАЛЬЧИКИ – Загибать по очереди пальчики. Первый пальчик хочет спать, а второй – уж лег в кровать. Третий пальчик прикорнул, а четвертый вдруг уснул. Встали пальчики. Ура! Пальчикам гулять пора (расправить все пальчики).
3.СТЕНКА – Стенка, стенка (похлопать ручками малыша по его щечкам). Потолок (похлопать по лобику). Две ступеньки (провести пальчиками по губкам). Дзинь – звонок! (нажать пальчиком на носик). Вместо носика в следующий раз можно нажать на ушко или другую часть тела малыша.
4.КОМАРИКИ – Дарики-дударики. Летели комарики (хлопать в ладоши). Вились, вились, вились (пальчики сложить в щепотку). И в носик вцепились (схватить ребенка за нос). Можно вцепиться в ручку, ножку.
5.ЦВЕТОЧЕК – Сложить не плотно ладонь к ладони. Солнце поднимается. Цветочек распускается (пальцы ладони расходятся). Солнышко садится. Цветочек спать ложится (пальцы смыкаются). Бай-бай!
6.КОШКА – Взять кулачок малыша в свою ладонь, раскрыть пальчики, водить пальцем по ладони, стучать по ней пальцем, затем загибать по очереди пальчики. Кулачок, а в нем ладошка. На ладошку села кошка. Начала считать мышат, Раз, два, три, четыре, пять. Но мышата испугались и по норкам разбежались.
6.ПАЛЬЧИКИ – Раз, два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши). Вышли пальчики гулять (расправить пальцы рук). Раз, два, три, четыре, пять (хлопать). В домик спрятались опять (сжать пальцы рук).
7.ЗАЙКА – Зайка, зайка! Где твой носик? Вот здесь. Вот здесь (показать пальчиком носик). Зайка, зайка! Где твой хвостик? Вот здесь. Вот здесь (показать место хвостика). Где твои лапки? Коготки-царапки. Вот здесь. Вот здесь. Зайка, зайка! А где ушки? Ушки зайки – на макушке (пошевелить пальцами рук на голове).
8.ВОДИЧКА – Водичка, водичка! Умой мое личико! (провести ладонями по лицу). Чтоб глазки блестели (помигать глазами). Чтоб щечки горели (похлопать по щекам). Чтоб кусались зубки (прикоснуться к зубам). Чтоб смеялись губки (улыбнуться).
9.СОРОКА-БЕЛОБОКА – Водить пальцем по ладони ребенка и загибать пальчики. Сорока — белобока утром печку топила. Сорока — белобока деткам кашку варила. По избе скакала, на стол накрывала. Деток кормила, деткам говорила: «Этому кашки дам, и этому кашки дам. И этому тоже дам. А этому – не дам. Он дров не рубил. Печку не топил. Кашку не варил. Ваню не кормил».
Игровые технологии могут помочь педагогам и при работе с родителями. Многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка выполнять логопедические рекомендации в домашних условиях. Однако, навык без тренировки – не закрепляется, а что может быть лучше для речевого навыка, чем игра. Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, ему необходимо чувствовать поддержку, одобрение, заинтересованность взрослых. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным. Родителям не приходится изучать методические рекомендации, они просто играют со своим ребенком и тем самым помогают своим детям осваивать школьные навыки. Это помогает решать задачу привлечения родителей к совместной деятельности и непрерывного коррекционного воздействия на речь.
Для успешного обучения и воспитания детей с особенностями в развитии необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность и творческий потенциал личности. Одним из эффективных средств и методов пробуждения живого интереса как раз и является игра.