Методическая разработка «Обобщение передового педагогического опыта работы Использование ТРИЗ – технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

4
0
Материал опубликован 10 July 2023 в группе



Аннотация

«Обобщение опыта работы «Использование ТРИЗ – технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

А.Н. Пономарева

https://www.art-talant.org/publikacii/67049-obobschenie-opyta-raboty-ispolyzovanie-triz--tehnologii-v-rabote-s-detymi-doshkolynogo-vozrasta

Исследование описывает опыт педагога в проведении дополнительного образования для детей дошкольного возраста с целью обучения в области креативного мышления.

Цель опыта - изучить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологии, обосновать значение ТРИЗ в формировании и развитии творческих способностей ребенка-дошкольника.

Педагог обращает особое внимание на выбор методик и применение нетрадиционных методов и приемов технологии ТРИЗ, которые способствуют дальнейшему использованию креативного мышления в различных видах детской деятельности, в быту и в будущей взрослой жизни детей. Значительное внимание уделяется использованию взаимодействия с учащимися на практике и их активном участии в процессе обучения. Эффективность опыта, доказывается через повышение развитии творческого потенциала в их и более интенсивное участие в мероприятиях по заинтересованности в области профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Использование нестандартных решений в различных задачах является актуальной в нашей современной жизни и найдет применение в школьных кружках и организациях, занимающихся обучением в области развития креативного мышления, а также в любом направлении дополнительного образования.

2. Теоретическая база опыта

Технология ТРИЗ направлена ​​на то, чтобы показать, как можно развивать творческие способности детей дошкольного возраста на основе теории изобретательства. Я думаю, что исследование педагога основывается на работах О. Дыбиной, Л. Белоусовой и С. Гина, которые разработали различные методы этой технологии, такие как метод каталога, метод фокального объекта и метод морфологического анализа. (см. следующее). Примеры, игры и методики, преподаваемые в курсе, помогают развивать системное мышление детей и расширять их воображение. Эти качества способствуют развитию творческого потенциала личности, позволяя оценивать настоящее и будущее, а также прогнозировать будущие события.

3. Актуальность и перспективность опыта.

После проведённого мной анализа механизмов воспитания творческой личности и имеющихся возможностей повышения уровня развитости речи и умственной активности я с уверенностью могу сделать вывод, что от нынешних технологий воспитания с подачей педагогом готовой информации необходимо для лучшего результата перейти к новой системе воспитания – самостоятельному поиску учениками ответов.

Ну а теория решения задач от Генриха Альтшуллера лишь подтверждает мои слова. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешной адаптации к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться. А всё перечисленное соответствует положениям Базового компонента.

Все дети имеют внутри себя скрытые таланты, вина за их угасание лежит лишь на плечах родителей и педагогов за отсутствие напутствий и возможности его реализации. Осознание этого факта и привело меня к использованию технологий ТРИЗ в работе с детьми.

Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте - это привить ребёнку радость творческих открытий. ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения. Однако объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования творческого мышления, воображения, речи дошкольников. Форма представления педагогического опыта - педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. В дошкольном возрасте познавательные процессы ребенка носят эмоциональный и практический характер. Все дошкольники — маленькие исследователи, которые с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Дети стараются быть активными, но важно не потерять эту мотивацию, чтобы стимулировать дальнейшее развитие. Чем обширнее и разнообразнее будет деятельность ребенка, чем она важнее для него, тем лучше она будет развиваться в соответствии с его характером, тем больше возможностей и первых творческих проявлений реализуется. Поэтому считаю важной особенностью использование методов и приемов ТРИЗ-РТВ для предоставления дошкольникам знаний об окружающем мире и развития их речи. Кроме того, у ТРИЗ много других ценностей.

Нравственное воспитание необходимо для обучения детей методам ТРИЗ. Потому что каждая идея проверяется на нравственность и реализуемость в реальных условиях.

Систематическое изучение метода Триз и его практика способствуют развитию разносторонней личности дошкольников. Дети, овладевающие методами и приемами ТРИЗ и обладающие собственным мышлением, приобретают знания посредством различных видов деятельности.

Метод обучения ТРИЗ адаптирован к интересам ребенка и представляет собой метод обучения в сотрудничестве.

Методы ТРИЗ являются идеальным инструментом для проблемного, ориентированного на развитие обучения. Они позволяют дальнейшее развитие традиционного образования.

Педагогика ТРИЗ помогает пробудить в детях стремление к самосовершенствованию. Принципиально новых открытий или изобретений в этом эксперименте нет.

Его главная ценность в том, что опыт работы с данным предметом строится на принципах естественной способности к обучению. Обучая ребенка, воспитатель должен исходить из его характера. Моя просветительская работа заключается в совершенствовании, модернизации и адаптации известных технологий к конкретным условиям.



4. Новизна опыта

В дошкольном возрасте познавательные процессы ребенка носят эмоциональный и практический характер. В связи с этим новизна моей работы заключается в следующих моментах. Обучение детей методам ТРИЗ требует нравственного воспитания на основе реальных ситуаций. Систематическое изучение и применение Метода Триз способствует всестороннему развитию характера детей. Педагогика ТРИЗ адаптирована к интересам ребенка и является педагогикой сотрудничества. Методы ТРИЗ являются идеальным инструментом для проблемного, ориентированного на развитие обучения. Они позволяют дальнейшее развитие традиционного образования. Педагогика ТРИЗ помогает пробудить в детях стремление к самосовершенствованию.

5. Адресность опыта

Опыт педагога позволяет детям узнавать об окружающей их действительности, воспринимать и познавать мир через свои органы чувств, экспериментировать, размышлять, фантазировать, находить решения проблем и находить выходы из различных ситуаций. Создан для поддержки будущих педагогов в этом процессе. Таким образом, опыт работы может быть использован для:

Воспитатели детского сада, родители.

Этот опыт помогает молодым учителям организовывать и проводить свои занятия, а опытным учителям помогает разрабатывать более продвинутые и творческие решения.

Все представленные методы и приемы могут быть использованы в качестве приложений к общеобразовательным программам.

Работать с ТРИЗ-РТВ можно следующим образом.

II.младшая, ​​средняя, ​​высшая и подготовительная группы дошкольных учреждений. Дело в том, что еще не поздно начать использовать эту технологию в дошкольных учреждениях.

Предложенные игровые материалы также можно использовать для свободной игры вне класса.

6. Трудоёмкость опыта.

Комбинация методов и приёмов технологий ТРИЗ имеет развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников. Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы как в ДОУ, так и в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй. Методику ТРИЗ называют школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям. Цель опыта - изучить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ, обосновать значение ТРИЗ в формировании и развитии творческих способностей ребенка-дошкольника. В соответствии с целью были определены следующие задачи:

изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.

- обосновать целесообразность использования ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников, раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.

- разработать методические рекомендации по использованию различных методов и приемов ТРИЗ для развития творческих способностей детей.

Для реализации намеченной цели педагог спланировала свою работу по следующим направлениям:

Работа с детьми - использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого потенциала

Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателями - обобщение опыта, поддержка в применении методов и приемов ТРИЗ.



7. Технология опыта.

Работа по системе ТРИЗ должна вестись поэтапно. Для решения триз-задачи можно выделить четыре рабочих этапа.

1. Педагоги учат детей распознавать и различать противоречия вокруг них.

2. Педагоги учат детей фантазировать и изобретать.

3. Использовать специальные приемы ТРИЗ для решения сказочных задач и придумывать разные сказки.

4. Педагоги учат детей применять полученные знания для выхода из сложных ситуаций.

Наиболее важные методы ТРИЗ, которые я использую в своей работе с детьми:

Мозговой штурм

Метод фокусировки объекта

Морфологический анализ

Как сочувствовать

Метод проб и ошибок.

игра триз и др.



8. Результативность опыта.

В ходе работы педагога дети преодолели языковой барьер и застенчивость, научились логически мыслить и более глубоко осмыслять окружающий мир, его закономерности и в целом происходящее в нём, что говорит о высокой результативности приведённого мной педагогического опыта.

9. Приложение

Базовый компонент

Програма «Впевнений старт»

Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюц- кий. Петрозаводск,!991.

Гин С.И. «Занятия ТРИЗ»

Корзун A.B. «Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск,2000.

Мурашковская И.Н. «Когда я стану волшебником». Методика для развития творческого воображения детей младшего возраста. Рига, педагогический центр «Эксперимент» , 1994.

Родари Д. «Грамматика фантазии». Введение в искусство придумывания историй. - М., Прогресс, 1978.

Шустерман З.Г. « Новые приключения Колобка или наука думать для больших и маленьких», - М., Педагогика, 1993.

Шустерман З.Г., Шустерман М.Н. «Думаем,изобретаем, открываем мир»

Яценко A.B. «Джерельце творчості. ТРВЗ» , - X.: Ранок, 2011.

«Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ», /Составители Гуткович И.Я., Костракова И.М., Сидорчук Т.А./ - Ульяновск, 1994.

http://trizinfo.by.ru/

http://www.altshuller.ru/triz/

http://www.trizland.ru

https://www.art-talant.org/publikacii/67049-obobschenie-opyta-raboty-ispolyzovanie-triz--tehnologii-v-rabote-s-detymi-doshkolynogo-vozrasta

6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации