12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Галина Ивановна9382
Обучаю юных моряков (лоция, устройство судна, судовые устройства и системы, история флота, морские узлы и т.д.). Педагог ДО высшей кв. категории, Почетный работник общего образования РФ, общий, педагогический стаж и стаж работы в одном учреждении 34 года.
Россия, Пермский край, Березники
Материал размещён в группе «"Флот во славу России" »

Управление образования администрации г.Березники

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский центр "Каскад"

Методическая разработка исторической викторины

«В окопах Сталинграда»,

посвященной 77-летию победы советских войск в Сталинградской битве, произошедшей в ходе Великой Отечественной войны


Возраст детей: 12-17 лет

Автор

Кузнецова Галина Ивановна,

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»


Березники, 2020

1. Общие положения.

1.1 Настоящее Положение исторической викторины «В окопах Сталинграда», посвященной 77-летию победы советских войск в Сталинградской битве, произошедшей в ходе Великой Отечественной войны, (далее – Положение) определяет статус, цели и порядок проведения викторины (далее – викторины).

1.2 Цели и задачи викторины:

Основной целью организации викторины является создание благоприятных условий для реализации интеллектуального потенциала подростков, для формирования уважительного отношения к историческому наследию России.

Задачи:

  • совершенствование и расширение знаний по истории Великой Отечественной войны, в частности истории Сталинградской битвы;
  • стимулирование самостоятельной познавательной, исследовательской деятельности учащихся;
  • привлечение внимания подростков к углубленному изучению школьных предметов (истории), а также использование в учебной сфере современных информационных технологий;
  • развития творческих способностей у подростков.

1.3 Викторина организуется и проводится педагогами объединений МАУ ДО Детско-юношеский центр «Каскад».

1.4 Организатор и координатор викторины: Кузнецова Галина Ивановна

Контакты:

Телефон: 8ххххххххх E-mail: galina.kuzneczova.72@mail.ru

Подготовка наградных материалов – Кузнецова Г.И.

1.5. С целью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции викторина в 2020г. проводится в заочном формате. При небольшой коррекции правил может быть проведена в формате очной игры «Что? Где? Когда?» по командам.

2. Участники.

Викторина «В окопах Сталинграда», посвященная 77-летию победы советских войск в Сталинградской битве, проводится для обучающихся МАУ ДО Детско-юношеский центр «Каскад», по 3 возрастным группам: 1 группа – 6-7 классы общеобразовательных учреждений, 2 группа - 8-9 классы, 3 группа - 10-11 классы, студенты ПУ и техникумов (до 18 лет включительно).


3. Порядок проведения викторины.

Сроки проведения:

I этап – с 02 февраля по 22 февраля (включительно) 2020 года. Педагогам-кураторам рассылается информация о сроках проведения Викторины и условиях участия. Потенциальные участники знакомятся с Положением и заданиями (Приложение 1) Викторины, выполняют задания, формируют ответы в специальном бланке (Приложение 2), указывают список источников на обороте бланка, согласно требованиям к оформлению, пишут отзыв. Педагог-куратор отправляет бланки координатору викторины в печатном или электронном виде (скан или фото бланка, списка), (адрес почты указан в разделе «контакты», п.1.4). В электронном виде файлы бланков называются по фамилии участника, например: Иванов1, Иванов2. /2 файл – список источников/ Бланки направляются одной папкой, в сопроводительном письме следует указать количество участников по возрастным группам. В течение 2 дней получить от координатора подтверждение, если подтверждение не поступило, повторить отправку или связаться с координатором.

II этап – с 23 февраля по 1 марта (включительно) 2020 года. – подведение итогов. Оформление и рассылка результатов и наградных материалов.


4. Подведение итогов Викторины и определение победителей

4.1 Подведение итогов викторины проводится индивидуально по каждому участнику в соответствии с возрастной группой.

4.2 В результате проведения викторины определяется только личное первенство участников. Число баллов определяется с учетом количества правильно выполненных заданий. Выставленные баллы являются окончательными. Работы не рецензируются.

4.3 Победителями считаются участники, награжденные дипломами 1-ой, 2-ой и 3-ей степени. Остальным участникам вручаются Сертификаты для портфолио.

4.4 Педагогам-кураторам победителей вручаются Благодарственные письма за подготовку победителя. Педагогам-кураторам, подготовившим не менее 5 участников вручаются Благодарственные письма за подготовку участников викторины, независимо от наличия призовых мест.

4.5 Правильные ответы на задания предоставляются по запросу педагога, курирующего работу участника.

Примечания:

В данном варианте разработки для участия в педагогическом конкурсе «Героям слава!» правильные ответы выделены в тексте викторины жирным подчеркнутым шрифтом.Для оценки членами жюри конкурса «Героям слава!» прилагаю образцы отзывов участников Викторины-2020г.


Список литературы и Интернет-источников,

использованных при разработке викторины

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007г.
  2. Великая Отечественная война. 1941-1945. Краткий научно-популярный очерк. Под ред. чл.-кор. АН СССР ген.-лейт. П.А.Жилина. М.: «Политиздат», 1973г., 542с.
  3. Жуков Г.К.. Воспоминания и размышления. В 3-х т. Т.2. М.: «Изд-во Агенства печати Новости», 1988г., 327с.
  4. Падерин И.Г. Волгоград: Страницы героической защиты города-героя, 1942-1943г.г., М.: «Политиздат», 1980г., 175с.
  5. Таборко В.А. Летопись Великой Отечественной войны: 1941-1945. Т.12. Краткая иллюстрированная история для юношества. Предисл.П.А.Жилина. М.: «Молодая гвардия», 1985г., 334с.Энциклопедический словарь юного историка: Отечественная история. Сост. В.Б.Перхавка. М.: «Педагогика-Пресс», 1997г., 584с.
  6. www.stalingrad.ws
  7. www.battle.wolgadmin.ru


Приложение 1

Вопросы викторины «В окопах Сталинграда», посвященной 77-летию победы советских войск в Сталинградской битве, произошедшей в ходе

Великой Отечественной войны.

Каждый правильный ответ на вопросы 1-20 оценивается в 1 балл, вопрос 21 – до 5 баллов.

1. В ходе Сталинградской битвы произошёл «коренной перелом» в Великой Отечественной войне. Укажите дату окончания этой битвы.

а) 1 февраля 1943 года

б) 2 февраля 1943 года

в) 20 февраля 1943 года

г) 2 марта 1943 года

2. На втором этапе Сталинградской битвы советские войска провели операцию по окружению и уничтожению немецких войск. Укажите кодовое название этой операции.

а) «Венера»

б) «Нептун»

в) «Сатурн»

г) «Уран»

3. Сталинградской битве посвящено множество художественных произведений: рассказов, стихотворений, повестей, картин, художественных и документальных фильмов. Из ниже приведённых кинолент укажите ту, которая не посвящена этой битве.

а) «Великий перелом»

б) «В трудный час»

в) «Горячий снег»

г) «Дни и ночи»

4. Василий Зайцев – снайпер герой Сталинградской битвы. На его счету множество убитых солдат вермахта из снайперской винтовки, в том числе и более десятка снайперов. Какое число смертей принесла винтовка Василия Григорьевича в ходе Сталинградского сражения?

а) 225

б) 315

в) 337

г) 412

5. Этот немецкий военачальник командовал одной из армий в Сталинградском сражении. Его армия была окружена и разбита, а сам он был взят в плен. Был одним из главных свидетелей в Нюрнбергском процессе. Укажите этого военачальника.

а) Петре Думитреску

б) Ганс фон Зальмут

в) Фридрих Паулюс

г) Вольфрам фон Рихтгофен

6. Количество ступеней от подножья Мамаева кургана до его вершины соответствует количеству дней Сталинградской битвы. Сколько дней длилась эта битва?

а) 200 дней

б) 400 дней

в) 700 дней

г) 900 дней

7. В состав немецких войск, участвовавших в Сталинградской битве, входил один из воздушных флотов «Люфтваффе». Укажите этот флот.

а) 1-й воздушный флот

б) 2-й воздушный флот

в) 3-й воздушный флот

г) 4-й воздушный флот

8. Укажите танк времён Великой Отечественной войны в составе Красной армии, который не мог принимать участие в Сталинградской битве.

а) ИС-2

б) КВ-1

в) М3 «Стюарт»

г) Т-34

9. Александр Родимцев – герой Сталинграда. В ходе Сталинградской битвы он командовал гвардейской дивизией, входившей в состав одной армий Сталинградского фронта. Укажите номер этой дивизии.

а) 1-я

б) 5-я

в) 13-я

г) 27-я

10. За месяц до начала Сталинградского сражения Красная армия потерпела несколько крупных поражений от немецких войск. В связи с этим Иосифом Сталиным был подписан знаменитый «Приказ №227». Какое «народное» название носил этот приказ?

а) «Дави фашиста»

б) «Всё для фронта, всё для победы!»

в) «Ни шагу назад!»

г) «Родина-мать зовёт!»

11. Укажите композицию, которая не входит в памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».

а) горельеф «Память поколений»

б) «Стена плача»

в) «Площадь скорби»

г) «Площадь Стоявших насмерть»

12. За время II мировой войны вермахт провел четыре крупные операции, которые носили «цветовое» название. Из ниже перечисленных выберете ту, которая относилась к Сталинградскому сражению.

а) «Желтый вариант»

б) «Зеленый вариант»

в) «Красный вариант»

г) «Синий вариант»

13. Сталинградский фронт был образован в середине июля 1942 года, в него входили общевойсковые армии, воздушная армия и военная речная флотилия. Укажите номер армии, которая не входила в состав Сталинградского фронта и не принимала участие в Сталинградском сражении.

а) 61-я

б) 62-я

в) 63-я

г) 64-я

14. Оборона знаменитого «дома Павлова» проходила с 23 сентября по 25 ноября 1942 года. Изначально захватил и укрепился в этом доме сержант Яков Павлов с тремя солдатами, поэтому в историю этот дом вошёл как «дом Павлова». Какую награду получил за свой подвиг в Сталинграде Яков Федотович Павлов уже после войны?

а) Звание «Герой Советского Союза»

б) Медаль «За боевые заслуги»

в) Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

г) Орден Суворова III степени;

15. Кто из нижеперечисленных советских военачальников не командовал Сталинградским фронтом?

а) Василий Николаевич Гордов

б) Андрей Иванович Ерёменко

в) Георгий Константинович Жуков

г) Семён Константинович Тимошенко

16. Волжская военная флотилия внесла весомый вклад в победу в Сталинградской битве. Она (флотилия) оказывала огневую поддержку, переправляла части Красной Армии оружие, боеприпасы и продовольствие, высаживала десанты и т.д. Изначально флотилия базировалась под Сталинградом, но в начале весны 1942 года база была перенесена в другой город. Укажите этот город.

а) Казань

б) Самара

в) Саратов

г) Ульяновск

17. В конце декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Сталинграда», она вручалась всем участникам обороны города. Медаль изготовлялась из латуни, которая соединялась с пятиконечной колодкой обтянутой шёлковой муаровой лентой оливкового цвета с продольной полоской шириной 2 мм. Какого цвета была эта продольная полоска?

а) Голубая

б) Зелёная

в) Красная

г) Синяя

18. Мельница Гергардта входила в «……» узел обороны наряду с домом Павлова и Заболотного. Своё «имя» узел получил по названию улицы, где располагались здания. Как назывался этот узел?

а) Костромской

б) Пензенский

в) Пермский

г) Советский

19. Для вывода из окружения 6-й армии в ходе Сталинградской битвы. Командование вермахта разработало операцию «…… гроза». Как называлась эта гроза?

а) Зимняя

б) Весенняя

в) Летняя

г) Осенняя

20. Какая из ниже приведенных скульптур не находится на горе Мамаев Курган?

а) t1614847787aa.gif б) t1614847787ab.gif

в) t1614847787ac.gif г) t1614847787ad.gif

21. Напиши короткий отзыв о своей работе по данной викторине. Что ты узнал нового, необычного? Что поразило тебя? О каких фактах, событиях, людях тебе захотелось бы рассказать родителям или сверстникам?

Приложение 2

БЛАНК ОТВЕТОВ

исторической викторины «В окопах Сталинграда»,

посвященной 77-летию победы советских войск в Сталинградской битве, произошедшей в ходе Великой Отечественной войны


_______________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество полностью /печатными буквами/, школа, класс


________________________________________________________________________________

объединение, ФИО педагога-куратора


Номер вопроса

Вариант ответа

Номер вопроса

Вариант ответа

Номер вопроса

Вариант ответа

Номер вопроса

Вариант ответа

1


6


11


16


2


7


12


17


3


8


13


18


4


9


14


19


5


10


15


20


21. Отзыв _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Количество правильных ответов ________ Отзыв _____ Итого ______ Место ________

/заполняется координатором викторины/

Приложение 3

Отзывы участников

(стилистика авторов сохранена)

О. Светлана, 14 лет: Мы в школе по истории «проходили» Великую Отечественную войну, в ДЮЦ «Каскад» нам по истории флота рассказывают, что-то я и сама читала. В моей семье нет уже живых ветеранов войны, но я знаю, что мой прадед (по маминой линии) умер от голода в Ленинграде, а еще один прадед воевал в пехоте под Курском и Орлом. К сожалению, у нас не сохранились даже их фотографии. Но я точно знаю – то, что сделало их поколение – надо ПОМНИТЬ! Когда я маме сказала, что буду участвовать в викторине про Сталинград, она даже прослезилась, оказывается, когда она была пионеркой, их отряд переписывался с ветеранами 62-й армии, и сам отряд боролся за право носить имя «Героев-панфиловцев». Четыре человека с учительницей даже ездили на встречу с ветеранами в Волгоград на День Победы. Вот как этот конкурс близко коснулся и моей семьи. А еще у меня два брата – старший и младший, и я НЕ ХОЧУ, чтобы им пришлось воевать.

И. Дмитрий, 16 лет: Очень интересно было участвовать в этом новом конкурсе. Волгоград (Сталинград) – не чужой для меня город, хотя я там ни разу не был. Мой прадед защищал Сталинград, а после войны вернулся туда, где были похоронены все его товарищи (из отделения в живых остался он один). Он поселился в хуторе Большом Серафимовического района Волгоградской области, где жили два его однополчанина. Мама рассказывала (а она в детстве несколько раз ездила к нему на летние каникулы), что он возил её на Мамаев Курган, к Дому Павлова, мельнице, показывал, где шли бои его части. У неё осталось много фотографий с тех поездок (целый альбом): и Озеро слёз (где мать склонилась над телом сына, точнее только частью), и Зал Воинской славы, панорама, многие другие памятники… Мне было 2 года, когда прадед умер, я его не видел, знаю только по рассказам. Он войну закончил в Польше (был ранен, а пока лечился, война закончилась), имел несколько боевых медалей. Ему я посвятил несколько стихотворений, которые вошли в ежегодные сборники ДЮЦ «Каскад»«Далёкий сорок пятый…».

Ш. Анастасия, 13 лет: Мне всегда очень нравится участвовать в Ваших конкурсах и викторинах! Всегда столько для себя открываешь… А потом, участие в этих викторинах и олимпиадах по истории флота стало для меня уже каким-то талисманом. Я очень хотела побывать на Черном море, но у родителей не было возможности съездить туда. Я в 2018г. поучаствовала в олимпиаде «Субтропики России» (про Сочи) - и в тот же год летом мы поехали туда всей семьей!!! Теперь я загадала побывать в Волгограде, своими глазами посмотреть на все памятники, про которые Вы даже не спрашивали (Памятник в виде фигуры объятого пламенем человека морскому пехотинцу Михаилу Паникахе; Памятник Ване Федорову; Дом Павлова, Музей-панорама и мемориальный комплекс «Сталинградская битва»; Зал Воинской Славы и другие). Конечно, если позволит эпидемиологическая обстановка. А еще мне попалась информация, что даже во Франции есть объекты, названные в честь Сталинграда. Так, например, в Париже есть станция метро, площадь и бульвар с названием «Сталинград»; в Лионе есть бракант «Сталинград».

А еще мне очень обидно за тружеников тыла – их вообще не так давно приравняли к ветеранам ВОВ, а раньше вообще не считалось – ведь работали все… Давайте сделаем конкурс про тех, без кого Победы могло и не быть! Мой прадед (по рассказам мамы) 9 мая, когда приходил с Вечного огня всегда вставал на колени перед бабушкой, целовал ей руки, плакал… Потому что ЭТИ руки шили гимнастерки, перевязывали раненых, стирали бинты, сушили на печке ломтики картошки и вязали носки, чтобы послать на фронт посылочку. А еще такие же женские (и даже детские руки) вытачивали снаряды, без лошадей пахали землю, и даже заработанные копейки собирали на строительство танка или самолета! Спасибо им за Победу!


Опубликовано в группе «"Флот во славу России" »


Комментарии (4)

Юлия Васильевна Воробьева, 04.03.21 в 16:32 2Ответить Пожаловаться
Замечательный материал! Спасибо большое Вам, Галина Ивановна!
Кузнецова Галина Ивановна, 04.03.21 в 17:31 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Васильевна, за добрые слова! Буду рада, если Вам пригодится!
Горячева Наталья Валерьевна, 04.03.21 в 17:09 1Ответить Пожаловаться
Прекрасно выполненная викторина! Особенно тронули отзывы детей!
Каких хороших моряков Вы воспитываете! Настоящих ГРАЖДАН нашей большой страны!!!Большое спасибо!!!
Кузнецова Галина Ивановна, 04.03.21 в 17:39 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Валерьевна, мне очень приятно... Одно из достижений, которым я могу гордиться за 32года работы в нашем учреждении - это то, что у меня нет "уклонистов" . Не буду врать, что все с радостью идут служить, но, по крайней мере, никто не пытался "отмазаться".
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.