Методическая разработка к наглядно- дидактическому пособию по обучению грамоте «Жучки»

4
0
Материал опубликован 11 November 2020 в группе



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №71» города Костромы









Методическая разработка

к наглядно- дидактическому пособию по обучению грамоте

«Жучки»





Составила:

учитель-логопед

Лоханина С.Б.







Кострома

2020г.






Пояснительная записка.


Мотивация к обучению в школе не может возникнуть у детей старшего дошкольного возраста сама по себе. Особенно у детей с общим недоразвитием речи. Эффективность формирования мотивации к обучению у ребенка подготовительной к школе группе полностью зависит от правильной организации образовательного процесса.

Занятия для данного возраста должны быть приближены к школьным. Они должны носить учебно-тренирующий характер. Но при этом существенно отличатся по форме организации. Главным на этих занятиях должно стать игровое дидактическое упражнение.

Мною было создано наглядно-дидактическое пособие «Жучки» для использования на занятиях по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Это пособие включает в себя ряд игр и упражнений: на умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, на развитие зрительной и слуховой памяти, на закрепление графического образа буквы. Способствует воспитанию у старших дошкольников звуковой культуры речи, общему речевому развитию детей, помогает овладеть всем богатством родного языка.

Интерес к изучению букв создается путем использования, игровых заданий, поисковых задач. Эти приемы активизируют детей и способствуют формированию различать звук и букву.

В организованной образовательной деятельности по обучению грамоте продолжается совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается; развитием речевых навыков и формированием углубленных представлений о первоначальных лингвистических понятиях, что такое «слово», «предложение». Формирование элементарного осознания явлений языка и речи, обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.


Наглядно-дидактическое пособие «Жучки» решает следующие задачи:


Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку

Развивать зрительную память (запомнить графическое изображение буквы). Профилактика дисграфии

Автоматизировать звуко-буквенные связи

Развивать фонематический слух. Распознавать звуки русского языка, классифицировать их, анализируя звуковой состав слова (фонетический разбор)

Обогащать словарный запас (предмет, признак, действие …)

Развивать внимание, воображение

Развивать связную речь (монологические и диалогические формы)

Формировать умение отвечать на вопросы распространенными предложениями

Вырабатывать умение самостоятельно делать выводы

Воспитывать любовь к чтению и грамматике


Результативность детской деятельности:


- положительное отношение к занятиям по обучению грамоте,

- умение ориентироваться на листе бумаги в клетку,

- сформированность первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;

- умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов;

- интонационная выразительность, дикция, сила голоса, темп речи;

- умение использовать навык в словообразовании и словоизменении, в правильном построении предложений;

-приобретение первичных навыков чтения и письма;

- успешность ребенка в творческом самовыражении.


Использование данного пособия на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения (дислексии) и письма (дисграфии).

Дети становятся любознательными, творчески активными, приобретают навык самостоятельной деятельности, проявляют больший интерес к занятию.

Применение на практике показывает положительную динамику.




Описание наглядно-дидактического пособия «Жучки»

Пособие по изготовлению очень простое, но несет емкую обучающую нагрузку. Оно оформлено в виде картонного планшета размером с тетрадный лист, разлинованный в клетку. В правом верхнем углу планшета (в игре «полянка жучка») остается пустая клетка для «жучка». В остальных клетках в свободном порядке размещены все буквы алфавита, восклицательный и вопросительный знаки. «Полянки» и «жучки» выдаются каждому ребенку индивидуально.

«Жучок» перемещается по своей «полянке» строго по словесной инструкции (три клетки вправо и две клетки вниз, «жучок» нашел букву Г). Клетка, на которой стоит жучок не считается. Ребенок, четко выполняя словесную инструкцию логопеда, должен поставить «жучка» на задуманную педагогом букву. В игре загадываются только те буквы, с которыми дети познакомились заранее (с графическим изображением буквы знакомимся только после изучения характеристики звука). С увеличением количества изученных букв, возрастает сложность заданий.



Содержание (варианты работ)

Игры на уровне звука-буквы (с помощью ребенка по инструкции педагога «жучок» находит букву)

дать характеристику звука

назвать все элементы буквы

поставить «жучка» на букву по описанию элементов заданной буквы

придумать слова с заданным звуком в разных позициях

придумать слова с заданным звуком на тему (овощи, животные и т.д.)

отгадай слово по гласным (животные…)

Игры на уровне слога («жучок» задумывает две буквы, сначала выполняется инструкция по первой букве, дети букву запоминают. Затем инструкция продолжается с клетки предыдущей буквы. Дети запоминают вторую букву, и складывают из них слог).

придумать с заданным слогом слова самостоятельно, по темам

назвать, каким по счету заданный слог стоит в слове

Игры на уровне слова

сложить из найденных «жучком» букв слово(1вариант -ребенок может записать буквы, найденные «жучком», 2 вариант - может запомнить буквы), учитывая индивидуальные возможности ребенка

дать фонематический анализ слова

задания на словообразование, на словоизменение

придумать с отгаданным словом предложение

восклицательные и вопросительные предложения

На протяжении изучения алфавита, графическое изображение букв находится перед глазами у детей, что способствует хорошему запоминанию правильного расположения буквы в пространстве.




Дидактическое пособие по обучению грамоте «Жучки» при изучении буквы является наглядной опорой для лучшего запоминания графического образа буквы и правильного её расположения в пространстве.

Благодаря пособию, проводимые игры и упражнения приобретают сказочный и интригующий характер. У детей возрастает интерес к занятиям по обучению грамоте, продуктивность сознания. Они быстрее овладевают практическими умениями и навыками. Повышается качество знаний дошкольников.

Методическая разработка пособия «Жучки» дает возможность применения дидактического метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению и письму с детьми дошкольного возраста.



















































t1605118313aa.jpg











t1605118313ab.jpg

t1605118313ac.jpg

t1605118313ad.jpg

t1605118313ae.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.