• называть профессии торговой сферы, уметь различать их; получить представление об их особенностях;
• устанавливать связь между определённой профессией и кругом обязанностей;
• усваивать понятия «профессии», «магазин», «продавец», «покупатель», «обязанности», ««торговля»;
•формирование интереса к различным профессиям, желания «делать открытия» в привычной среде;
Метапредметные:
• планировать действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
• уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• повышать творческую активность и самостоятельность;
• адекватно оценивать выполнение самостоятельного действия и вносить необходимые коррективы по ходу реализации, в конце действия;
• осуществлять подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• использовать коммуникативные средства для решения речевых задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• ориентироваться на позицию партнёров во взаимодействии, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение;
Личностные:
• проявлять интерес к понятию «Профессия»;
• проявлять культуру организации деятельности;
• осваивать роль ученика на основе выполнения правил работы на уроке;
• понимать значимость организации рабочего места;
• осваивать социальные роли и правила поведения;
Ресурсы урока
Для учителя:
- рабочая программа
- презентация
- магнитная азбука
Для учащихся:
- магнитная азбука
- презентация
Ход урока
Фазы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Образовательные результаты, УУД
1.Организационный момент (подготовительная фаза)
Подготовка учащихся к занятию, создание эмоционально-позитивного настроя на работу.
Учитель приветствует детей, настраивает их на успешную работу.
Учащиеся приветствуют учителя. Они улыбаются друг другу, садятся полукругом на стулья в центре класса и приветствуют друг друга
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(подготовительная фаза)
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Учитель частично сообщает детям тему занятия, подводя к её дальнейшей формулировке. Создаётся проблемная ситуация целеполагания.
Послушайте стихотворение.
-Что вы узнали о муравьях?
-Сегодня у нас на занятии необычный гость. Этот Муравьишка пришёл к нам за помощью.
В своём родном лесу они с друзьями построили большой муравейник. Но их новый дом пока совершенно пуст. Муравьишка очень расстроен. Он не знает, как сделать муравейник удобным и уютным.
-Куда для этого нужно отправиться нашему герою, вы узнаете, сложив слово из магнитных букв на доске (магазин). Сейчас вы все вместе, очень дружно, совсем как муравьишки, трудились над общим делом.
-Для чего ходят в магазины? К кому можно там обратиться за помощью? (к продавцам)
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии?
-Сегодня мы побываем в разных магазинах, и вы узнаете о профессиях, связанных с торговлей.
Слушают стихотворение о муравьях
В незнакомой лесной обители
Неприметно за годом год
Очень дружный и очень маленький
Муравьиный живёт народ.
Он серьёзный, всегда старательный.
Есть у всех там ноша своя.
Ну скажите, вы разве видели
Беззаботного муравья?
Знакомятся с героем занятия, Муравьём. Описывают муравьёв.
Составляют слово магазин из магнитных букв на доске, выкладывая по очереди по одной букве. Затем читают слово хором.
Отвечают на вопрос о цели посещения магазинов и тех, кто в них работает.
Вместе с учителем формулируют тему занятия:
«Кто работает в магазине?», узнают о предстоящей работе.
Личностные результаты:
Мотивация к обучению
Познавательные:
Формулирование проблемы, цели и задач занятия
Регулятивные: Целеполагание, умение
сохранять учебные цели и задачи
Коммуникативные:
Умение участвовать в коллективном обсуждении
3.Актуализация знаний
(подготовительная фаза)
Выявление и систематизация имеющихся знаний.
1)Задание: узнать среди разных профессий продавца
-Как узнали человека этой профессии? Что помогло?
-Нам нужно помочь Муравьишке обустроить дом. Куда мы отправимся? (в магазин). Там мы найдём всё нужное для дома.
2) Игра с мячом: Я буду называть группы предметов и бросать вам мяч, а вы – называть по одному предмету из этой группы.
- Итак, в новом доме теперь много новых и полезных вещей.
1) На слайде несколько представителей разных профессий. Ученики выбирают профессию продавца, объясняя свой выбор.
Коллективное обсуждение
2)Игра с мячом. Учащиеся называют предметы из разных групп: мебель, посуда, одежда, бытовая техника, называют предметы
Личностные:
Выбор наиболее эффективного решения проблемы
Познавательные:
Умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме
Регулятивные:
Способность принимать, сохранять и следовать учебным целям
Коммуникативные:
Организовывать и планировать учебное сотрудничество.
4.Первичное усвоение новых знаний
(технологическая фаза)
Организовать осмысленное восприятие новой информации
-Теперь Муравьишка немного проголодался, и нас ждёт поход в другой магазин.
Физминутка
- В какой магазин мы отправились? (продуктовый).
-Что здесь можно купить?
Загадки о продуктах
1. Теплый, мягкий и блестящий,
С вкусной корочкой хрустящей!
Спросим мы у детушек:
«Что же это? … (хлебушек)
2. Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?
Так вкусна на завтрак (каша)
3. Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это …(сыр)
Физминутка
Сумку в руки мы берем,
Наклоняются и берут воображаемую сумку.
В магазин с тобой идем.
Шагают на месте.
В магазине же на полке
Не шарфы и не футболки.
Поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой.
Вкусно пахнет здесь всегда,
Поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха.
В доме — вкусная еда.
«Дом» над головой.
Загадки о продуктах
Дети отгадывают загадки (хлеб, каша, сыр). Отгадки появляются на слайдах.
-Что ещё должно обязательно быть на нашем столе? (Овощи и фрукты – полезные продукты)
Личностные:
Развитие учебных мотивов, самостоятельное планирование деятельности
Познавательные:
Умение систематизировать и обобщать изученное
Регулятивные:
Способность принимать, сохранять и следовать учебным целям, осуществлять самоконтроль и взаимный контроль. Коммуникативные: Организовывать и планировать учебное сотрудничество
5. Первичная проверка понимания
(технологическая фаза)
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме
-В чём заключается работа продавца?
Слайд 16
-Как называется этот аппарат? А кто работает за кассой?
-Обратите внимание на то, как пишутся эти слова.
Говорят о том, что продавец может помочь выбрать товар, рассказать о нём подробнее, дать совет покупателю, ответить на его вопросы.
Дети называют слова касса, кассир
Личностные:
Осознание своих возможностей.
Познавательные:
Применять полученные знания
Регулятивные:
Устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные:
Слушать и слышать собеседника.
6. Первичное закрепление
(технологическая фаза)
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
- Давайте разыграем несколько ситуаций, которые иногда можно наблюдать в магазинах (разыгрывает пара детей, другие ученики помогают)
-Встречались ли в вашей жизни такие ситуации?
Проигрывание ситуации 1.
(невежливый покупатель)
Проигрывание ситуации 2.
(невежливый продавец)
Дети рассказывают о подобных случаях из своего опыта.
Личностные:
Самоопределение.
Познавательные:
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные:
Контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные:
организовывать учебное взаимодействие в паре
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция
(технологическая фаза)
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.
1.Анализирование проигранных ситуаций.
- Как вели себя покупатель и продавец в 1 случае? Во 2 случае? Кто был неправ? Как нужно было им поступить?
- Почему возникают такие ситуации?
- Как вы думаете, легко ли работать продавцом? Каким должен быть хороший продавец?
Продавец работает с людьми, он обслуживает покупателей. А это означает – «служить людям», значит быть всегда вежливым, внимательным, приветливым и очень терпеливым.
Продавец должен отлично знать свой товар и его свойства, помнить цены, размеры и расположение товаров. Значит, у него должна быть хорошая профессиональная память. Он должен уметь работать быстро и чётко.
1. Анализирование ситуаций 1 и 2
Дети обсуждаютих и делают выводы. Далее они называют по 1 свойству, которое должно быть у человека этой профессии.
Также обсуждается, как нужно вести себя в магазине.
Личностные:
Самоопределение.
Познавательные:
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные:
Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные:
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
8.Рефлексия деятельности – анализ
(рефлексивная фаза)
1. Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2. Подвести итог проделанной работы на уроке
- Наш герой Муравьишка очень благодарен нам за помощь и приглашает в свой новый дом на новоселье. Но мы слишком велики для муравейника, поэтому нам придётся превратиться в муравьишек. Это очень почётное превращение, ведь муравьи - большие труженики.
-Я вам хочу пожелать, чтобы вы были всегда также трудолюбивы, как наш гость.
Дети выбирают 1 из трёх муравьишек на слайде к этапу рефлексии.
Сначала поднимают руки ученики, которые готовы превратиться в муравьишку №1, затем те, кто выбрал №2, а потом те, кто выбрал №3.
Личностные: Оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные:
Установление причинно-следственных связей
Коммуникативные:
Умение выражать мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Регулятивные:
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Дополнительное творческое задание* - придумать и нарисовать необычный сказочный магазин.