Методическая разработка внеклассного мероприятия «Собирал человек слова» (6 класс)

2
0
Материал опубликован 26 October 2021

Методическая разработка внеклассного мероприятия


Тема: «Собирал человек слова»

Класс: 6 класс

Цель: прививать интерес к изучению русского языка на основе

формирования образовательных компетенций (информационной, коммуникативной, рефлексивной др.)

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:


- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

воспитание морально – нравственных качеств личности: скромность, ответственность, трудолюбие

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения, выполненный творческий продукт;

формирование эстетических потребностей;

развитие речи, этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; умения работать со словарями;

- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной деятельности.

 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы

личностные универсальные учебные действия, т.е.:

учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я”;

чувства прекрасного и эстетического;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативныхзадач.


Ключевые вопросы: Кто такой В.И. Даль? Почему его имя останется в памяти потомков? Чем интересен «Толковый словарь живого великорусского языка»? С какой целью мы обращаемся к нему?

Оборудование занятия: подготовленная учителем презентация к уроку, составленные к уроку кроссворды, 4-хтомного словаря Даля, сборники сказок, раздаточный материал для выполнения заданий, «ремешки» с пословицами для работы команд, Памятка для защищающего проект

Оформление: «Информационный уголок русского языка», содержащий материал из жизни Даля, выставка, посвящённая В. Далю, выставка разнообразных словарей «Словари – наши друзья».

Форма проведения: классный час

Предварительная подготовка:

Составление кроссвордов «Пословицы», «В. И. Даль»

Подготовка презентации к уроку и к биографии Даля.

Репетиция инсценировки «Для памяти потомков»

Изготовление «ремешков» (полосок бумаги) с пословицами

Оформление стенда материалами из биографии В. И. Даля.



Раздаточный материал:

Словари Даля (4т.т.).

Сборники сказок Даля.

Карточки с пословицами («Продолжи пословицу»)

Смайлики

Пословицы и поговорки.

Кроссворды для команд.


Ход классного часа.

Вступительное слово учителя (приветствие).


1.Инициация.

1.1. Учащиеся ставят инсценировку без предварительного вступления о встрече Третьякова П. М. и В. И. Даля.

Инсценировка

Однажды в доме на Пресне появился владелец знаменитой картинной галереи П.М.Третьяков. Даль и Третьяков были знакомы уже давно, но виде­лись редко. Хозяин как всегда радушно встретил гостя.

-Владимир Иванович, - серьезным деловым тоном начал Третьяков, - а ведь я к вам по делу. Надобен нам для Московской галереи ваш портрет.

-Мой? - удивился Даль. - Стар я стал, батенька, чтоб с меня картины писать.

-Ну, это, может быть, вам кажется, а потомкам интересно будет посмотреть, каков собою был известный писатель и составитель «Толкового словаря» Владимир Иванович Даль.

-По-том-ки? - насмешливо протянул Даль. - Да разве потомки нас с вами вспомнят?

Непременно вспомнят, Владимир Иванович. О себе не скажу, не уверен, а о вас ни один русский не забудет. Так же, как и вашего словаря.

-Ой, не надо! Боюсь я таких слов, дорогой Павел Михайлович. Лучше
портрет пишите, только слов таких не надо.

-Значит, договорились, Владимир Иванович? - спросил Третьяков. -А
вы художника Василия Петрова знаете?

-Петрова? Ну, кто же не знает Петрова? Знаю и очень высоко ценю.

-Так вот ему-то я и собираюсь заказать ваш портрет.

-Право, не стоит, - упрямо повторил Даль.

Владимир Иванович, это будет галерея портретов русских писателей:
Островский, Тургенев, Достоевский... Вот и я приехал к вам. Знаю, что от
общего дела вы не отступитесь.

-Ну, если у всех такая участь, то извольте, я согласен, - улыбнулся
Даль.

Работа над портретом продолжалась медленно. Даль сидел в том самом кресле, где был написан словарь, в кожаном кресле с высокой спинкой, гля­дя, как ветер колышет посаженную им в саду лиственницу. В начале 1872 го­да портрет был закончен. Даль получился точно такой, как в жизни.

1.2.Беседа учителя с учащимися:

- О ком шла речь в сценке?

- Какой это был человек?

1.3. Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии.

- Почему сегодня говорим о Дале?(22 ноября он родился, с 2010 года этот день объявлен Всемирным Днём словаря)


2.Погружение в тему.

2.1 Знакомство с многообразием словарей русского языка по выставке «Словари – наши друзья».

2.2. Совместное определение цели и задач предстоящего классного часа. Выход на тему.

- Почему Даля В. И. будут помнить потомки? – на такой проблемный

вопрос нужно найти ответ на уроке (Составил «Толковый словарь живого великорусского языка», для этого «собирал человек слова»).


3. Формирование ожиданий.

3.1. Знакомство с результатами анкетирования родителей «Что знают родители о В. И. Дале?»

3.2. Оформление «Книги ожидания». Ребята выходят к доске и на нарисованной книге оставляют записанные на стикерах вопросы, ответы на которые они надеются найти на мероприятии, которые будут интересны и родителям.

3.3. Организация 3 рабочих групп по 6 человек

Задания и алгоритм их выполнения в группах. Знакомство с памяткой для защищающего проект.

4. Интерактивная лекция.

4.1.Выступления учащихся о фактах биографии Даля В.И.по презентации.

Выступления учащихся

1)В.И.Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в Лугани (ныне) Луганск.
Отец Владимира Ивановича, Иоганн Даль, был сыном офицера датской

королевской армии. Он преуспел в науках: рано окончил школу, учился в университете в Германии. Блестяще знал языки: немецкий, английский, французский, русский, латынь и греческий.

Слава о талантливом лингвисте дошла до русского двора, и Екатерина II пригласила Иоганна Даля в Санкт-Петербург на должность библиотекаря. Это было в середине 80-х годов XVIII века.

Молодой ученый прибыл в русскую столицу и решил остаться в Рос­сии, но он хотел выбрать самую полезную специальность, чтобы быть полез­ным России. В те годы было в стране мало врачей. Иоганн Даль решил себя посвятить медицине. С этой целью он отправился снова в Германию, где по­лучил диплом доктора медицины и, вернувшись в Россию, больше никогда ее не покидал. С тех пор и имя свое он стал писать на русский лад Иван Матве­ев, сын Даля.

Вскоре он женился на Марии Фрайтах. Молодая семья поселилась в Гатчине, где Иван Матвеевич был определен лекарем в полк, которым ко­мандовал сам Павел I.

Уволившись в отставку, Даль-отец служил затем до конца своей жизни лекарем сначала в Луганске, а затем - Николаеве.

2) Мария Ивановна Фрайтах, мать Даля, в совершенстве владела не-
мецким, русским, английским, французским языками... Увлечение языками
было общей семейной страстью.

Основная забота о детях лежала на матери, и начальное образование они получали дома. Ласковая и мягкая по натуре, всегда ровная в обращении, Мария Ивановна любила детей, но никогда не баловала их. А дети больше всего на свете боялись огорчить мать.

Мария Ивановна была веселая, добрая и шумливая хлопотунья. Все ла­дилось у нее в руках, и всему она могла научить легко и без принуждения.

Через много лет, став взрослы, Владимир Иванович Даль часто гово­рил, что всем обязан матери, приручившей его с детства ко всякой работе.

3) Жизнь Владимира Ивановича была яркой и насыщенной.

Сначала он учился в Петербургском морском кадетском корпусе, а за­тем - на медицинском факультете Дерптского университета. Служил офице­ром на флотах Черноморском и Балтийском, военным врачом в сухопутных частях русской армии, чиновником при Оренбургском военном округе. Уча­ствовал в русско-турецкой войне 1828-1829 годов, не раз отличался в сраже­ниях.

4)Когда началась война с Турцией (1828-1829 гг), русское командование закупило несколько тысяч верблюдов для перевозки военных грузов. У Владимира Ивановича был свой верблюд. Обыкновенный верблюд, с двумя горбами, мягкими лапами, с грустными глазами, теплой мордой и презри­тельно поджатыми губами. Верблюд Даля был дороже золота: он таскал по военным дорогам не простую поклажу, а записки к будущему толковому словарю, которые собирал Владимир Иванович в течение 10 лет. Верблюд был «нагружен словами».

5) Тетрадок и записных книжек во время кампании прибавилось столь­ко, что тесен стал чемодан. Даль паковал слова в тюки, навьючивал верблюда. Товарищи шутили: «Ну, Владимир Иванович, теперь пиши, не стесняйся. Эта, скотина, говорят, 20 пудов выдержит». Неожиданно верблюд пропал... Во время короткой стычки с турками Даль перевязал раненых и возвратился в обоз, где все смешалось в минуты внезапного боя. Он не нашел своего верблюда. Даль признавался потом, что осиротел с утратой своих записок.
6 )
«Осиротеть» - тяжелое слово. Так говорят, когда теряют близких.

Утрата подсказала Далю, что не увлечением были эти записки, а при­-званием. Понял, что ему без них в жизни не обойтись. К счастью, через неде­лю казаки привели отбитого у врага верблюда. Туркам не понадобились бесценные тетрадки Даля, десять лет собиравшего слова. Упакованные в тюк, они мирно покоились возле мохнатых горбов. Владимир Иванович вдруг из­немог: обнял верблюда, прижался лбом к пыльной шее и жаркой шерсти да так и стоял, ослабев.

7)Говорят, мал сокол, да на руке носить - велик верблюд, да воду возить. Золотого царского сокола любимей был Далю рыжий двугорбый верблюд-водовоз.

Даль много ездил по России, несколько раз пересекая ее с севера на юг и с запада на восток, объехал Прибалтику и Белоруссию, Молдавию и Ук­раину, Приуралье и Поволжье, Башкирию и Казахстан. И всюду, где ему случалось жить и бывать, он неизменно вел наблюдения как этнограф, натуралист, статист. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и ры­боловстве, возведении домов и судостроении; он знал многие ремесла, умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, соорудить модель корабля и изготовить тончайшие украшения из стекла.

8)Владимир Иванович знал много языков - немецкий, французский,
английский, украинский и белорусский, польский, - читал и писал по-латыни,
изучал болгарский и сербский языки, владел татарским, башкирским и казах
ским.

Известен Даль и как литератор: им издано 145 повестей и рассказов, 62 короткие истории, статьи, очерки, писал он произведения для детей, сти­хи.

Но главное дело всей жизни В. И.Даля — его знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка».


9)Кроме множества слов, Даль записал 1000 сказок и отдал их без­возмездно составителю знаменитого издания «Народные русские сказки»
Афанасьеву. Свои записи народных песен (около 300) Даль подарил собирателю Петру Киреевскому.


4.2. Слово учителя о друзьях В. И. Даля.

4.3. Викторина «Владимир Даль». Вручение «ремешков» Даля с незаконченными пословицами правильно отвечающим учащимся.

5. Проработка содержания темы классного часа.

5.1. Работа групп с пословицами, загадками.

1) «Продолжите пословицу»

Вопросы «Знатокам народной мудрости»:

Ученье в счастье украшает, (а в несчастье утешает). Поспешишь - (людей насмешишь).

Родимая сторона мать, (а чужая - мачеха).

Закончил дело — (гуляй смело).

Любишь кататься, (люби и саночки возить).

Что посеешь, (то и пожнешь).

Жизнь прожить (не поле перейти).

Вопросы «Любителям русского слова»

Не все то золото, (что блестит).

Терпенье и труд (все перетрут).

Не на пользу книги читать, (коли только вершки в них хватать).

Куй железо, (пока горячо).

Правда в огне не горит, (в воде не тонет). Семь бед - (один ответ). Пчела мала, (а и та работает).

2) (Загадывать по очереди каждой команде)

Что выше лесу? (Солнышко.)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц.)

Вся дорожка обсыпана горошком.(3везды на небе)

Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь)

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)

Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Пила.)

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
(
Книга.)

Не зверь, не птица, а нос как спица. Летит - кричит, сядет молчит; кто его
убьет, свою кровь прольет. (
Комар.)

3)«Прочитай скороговорку»

(От каждой команды выходит по одному игроку, читают скороговорку 3 раза, убыстряя темп. Кто лучше?)

От топота копыт пыль по полю летит,

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

4)«Составь пословицу»

(Каждая команда получает карточки со словами, из которых нужно составить пословицу. Кто быстрее.)

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не зная броду, не суйся в воду.


5.2. Работа групп по составлению словарных статей. Гнездо слов. Гнёзда однокоренных слов с корнями -уч-, -пт-, -лет-.

5.3 Работа в группах по составлению мини-проектов. 1 группа – поисковая работа с фразеологизмами с числовым значением;

2 группа –словарная работа: значение слова «ядро» в словаре В.Даля и Ушакова.

3 группа – работа с пословицами, мини-сочинение, объяснение значения пословицы по выбору группы

6. Рефлексия

6.1. Защита проектов. Оценка результативности работы групп.


6.2. Выразительное чтение наизусть стихотворения С. Маршака «Словарь» (учащийся)

6.3. Итоговые вопросы по теме мероприятия:

- Что нового узнали о В. И. Дале?

- О чём могли бы рассказать дома родителям о собирателе слов?

- Почему его имя останется в памяти потомков?


Что узнали нового и интересного?

Какие открытия сделали для себя?

Чему научились?

Что показалось трудным?

Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы.

7. Эмоциональная разрядка

7.1 Физкультминутки в ходе мероприятия на основе детской игры «Прилетели птицы», описанной в словаре В. И. Даля. При слове со значением «птица» машем руками, встаём на цыпочки, при произношении других существительных хлопаем

7.2.Определение эмоционального состояния в конце мероприятия с помощью смайликов.

Литература

1. В.И.Даль Воспоминания о Пушкине. Записки о Пушкине. Смерть А.С.Пушкина// А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. В 2 –х Т. Под общ. ред. В.В. Григоренко –М.: Худ. Лит. , 1974 -560с.

2. Я познаю мир: Литература: \Дет. энциклопедия /Авт.-сост. Н.В. Чудакова –М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 446с.:ил.

3. М.Булатов, В. Порудомский Собирал человек слова: повесть о В.Дале-М.:Дет.лит.,1969 -224с.

4. Даль Владимир Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4.-М.:Рус.яз., 1978 -1980 - Т.4

5. Даль Владимир Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4.-М.:Рус.яз., 1978 -1980 - Т.1

6. Даль В.И. Пословицы русского народа :Сборник. в 2х т. Т.2 /Послесл. В.Аникина –М.: Худож. лит. ,1984 -399 с.ил.

7. Даль В.И. Пословицы русского народа :Сборник. в 2х т. Т.2 /Послесл. В.Аникина –М.: Худож. лит. ,1984 -383 с.ил.

8. http://www.mirknigi.ru/tag-939.html?tn=Даль+словарь

9. http://www.goodreads.ru/books/1682859/default.aspx

10.http://www.booka.ru/search?page=27&section_id=8422





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации