Методическая разработка «Коллективное творческое дело "Пасхальное дерево" — мотивация к познанию»

5
0
Материал опубликован 4 January 2023

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА

МБУДО

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г.ГОРЛОВКА







Методическая разработка к участию в конкурсе

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»

«Коллективное творческое дело «Пасхальное дерево» - мотивация к познанию"







Автор разработки: Радивил Лилия Владимировна

преподаватель высшей категории

МБУДО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г.ГОРЛОВКА

Донецкая Народная Республика















Горловка

2023

СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка



- актуальность методики;

- признаки коллективного творческого дела;

- виды коллективного творческого дела.



Цели и задачи занятий с применением коллективного творческого дела

- образовательные;

- развивающие;

- воспитательные.



Основные этапы осуществления «Коллективного творческого дела «Пасхальное дерево».

- подготовительный;

- планирование работы, дела;

- выполнение дела;

- контроль выполнения коллективного дела;

- проведение общего дела;

- подведение итогов.

Фотоматериал о проведении занятия «Коллективное творческое дело «Пасхальное дерево»

Список использованной литературы





I. Пояснительная записка



Одним из важных средств методики мотивации на уроках изобразительного искусства является коллективное творческое дело. Методика не нова, но очень актуальна в современном мире, когда живое общение стало редким явлением, оно имеет вид смайликов, гиф и прочего. В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел», которая известна широким кругам педагогической общественности. Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общей поисковой работы, дает толчок и открывает развития личности.

Основной отличительный признак коллективного творческого дела - это общая практическая значимость. Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные. Каждый из этих видов обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.

Художественно-эстетические коллективные творческие дела имеют особые воспитательные возможности. Главные из них - развитие эстетической стороны жизни наших детей, приобщение к искусству, как составной части духовной культуры. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у обучающихся художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к искусству, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души и единое творческое мышление.

Наиболее эффективны художественно-эстетические коллективные творческие дела,  организация которых предусматривает следующие этапы: предварительно-поисковая работа, коллективное планирование выполнения работы, коллективная подготовка дела, проведение коллективного творческого дела, коллективное подведение итогов.

II. Цели и задачи

Данная методическая разработка предназначена для педагогов занимающихся декоративно-прикладным творчеством. Занятие было направлено на получение знаний о православном празднике Пасха, развитие навыков по составление композиции, приобщению работе в команде, созданию работ своими руками.

Почему необходимо заниматься творчеством?

Можно изготовить своими руками уникальное изделие, которое никогда не удастся приобрести в торговой сети;

Без больших затрат возможно сделать отличный подарок;

Изделия, изготовленные своими руками, могут быть использованы для интерьера жилища;

Чтобы быть интересным для окружающих человеком, грамотным, эрудированным;

Развивая руки – развиваем интеллект!

Изделие, изготовленное руками человека, передает позитивную энергию.


III. Основные этапы работы коллективного творческого дела «Пасхальное дерево»

В своей методической работе я хочу поделиться основными этапами реализации «Коллективного творческого дела «Пасхальное дерево»:

1 этап — включение в ДЕЛО (подготовка дерева, его окрас в белый цвет, укрепление в цветочный горшок), выполнялась педагогом. Сущность: организация отношения к ДЕЛУ, к процессу его подготовки. Приемы: постановка проблемных вопросов, необычность, загадочность, интрига. Срабатывает значимость информации в предвкушении положительных эмоций, ощущение предстоящей радости (подготовка дерева, его окрас в белый цвет, укрепление в цветочный горшок), выполнялась педагогом;

2 этап — планирование (обговаривалось оформление нашего «Пасхального дерева», его композиционное решение, цветовое). Сущность: привлечение, включение всех. Эмоциональность — продолжение первого этапа увлеченности ДЕЛОМ. Срабатывают положительные эмоции от новизны, поощрения, поддержки, удовлетворяются социальные потребности в самоутверждении, выявляются лидеры, актив, «генераторы идей».

3 этап — распределение поручений (каждый обучающийся занимался своим делом, кто-то изготавливал пасхальные яйца, кто- то заготавливал бантики и ленточки для украшения дерева). Сущность: приучение к взаимной ответственности, проекция индивидуальных способностей на деятельность.

этап — контроль.  Сущность: формирование нравственной привычки

личной ответственности. Педагог — такой же участник ДЕЛА, как и все остальные. Главное — ненавязчивость и поощрение, усиление равенства, партнерства.

этап — проведение ДЕЛА (украшение пасхального дерева


разноцветными ленточкам и пасхальными яйцами выполненными обучающимися). Сущность: организация настроя на ДЕЛО у участников, темп проведения, массовость участия. Срабатывает эффект ожидаемого свершения, удовлетворения интереса познать, увидеть, услышать.

6 этап — подведение итогов (по завершению работы мы выполнили серию фотографий на память, любовались совместно выполненной работой. Сущность: анализ успеха, соизмерение поставленных задач с результатами. Срабатывает положительное эмоциональное подкрепление от предыдущего поведения, вывод опыта на осознаваемый уровень как индивидуальное и коллективное осмысление прошедшего, своеобразное закрепление на дальнейшее продолжение и участие.


IV. Фотоматериал с занятия



t1672844223aa.jpg

Обсуждение плана выполнения общего творческого дела

t1672844223ab.gif

За совместной работой обучающиеся и преподаватель


t1672844223ac.gif

Каждый занят своим делом для общего результата

t1672844223ad.jpg

Готовыми пасхальными яйцами украшаем наше «Пасхальное дерево»

t1672844223ae.jpg

Все готово! Фото на память!


t1672844223af.jpg

В завершении занятия чаепитие с традиционным угощеньем сладким куличом.

Список используемой литературы


1. Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе). М., 2006, с. 201.

2. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. Дошкольное воспитание, М., 2002, с.26.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 2000, с.194.

4. Давыдов В.В. Учебная творческая деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. М., 2001, С. 5-14.

5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 2005, с.29.

6. Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» М., 2008, С. 103-106.

7. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.:Академия, 2000. с. 60.

8. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006. С. 266.

9. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела М., 2007, С. 112-113.

10. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. М., 2002, с.271.

11. Макаренко А.С. Педагогические сочинения (т.3). М., 2006, с. 182.

12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

13. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. М.: Академия, 2006. С. 111-126.

14. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. М., 2008, С. 119.

 15. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И Рожков, Л. В. Байбародова. М., 2000, с.133-141.

16. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 2001, с.52





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.