Конспект образовательной ситуации по сказке «Колобок» с использованием тренажёров «VAY TOY»

Всероссийский конкурс для педагогов дошкольного образования
на лучшую методическую разработку по мотивам сказок
Методическая разработка
«Конспект образовательной ситуации
(игрового сеанса) по сказке «Колобок»
для детей раннего дошкольного возраста
с использованием развивающих напольных тренажеров «VAY TOY»
Автор: Клева Елена Владимировна,
воспитатель МДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 28 п. Разумное
Белгородского района Белгородской области»
2022 г.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Направление: математическое и сенсорное развитие.
Тема: «Приключения Колобка»
ЦЕЛЬ: закрепление и расширение представлений детей раннего дошкольного возраста о форме, размере и цвете основных плоских геометрических фигур посредством современных игровых технологий (развивающих игровых напольных тренажеров «VAY TOY»).
Задачи:
Образовательные:
– закрепление знаний о форме (круглый, треугольный, квадратный), размере (большой – маленький), цвете (желтый, красный, синий, зеленый) на материале геометрических фигур от напольного тренажера «VAY TOY»).
Развивающие:
– Развитие у детей сенсомоторного интеллекта, наглядно-действенного мышления, воображения, внимания, памяти, активизация словарного запаса, тренировка моторики и координации движений;
– развитие умений выполнять задание по образцу (схеме);
– развитие эмоциональной сферы ребенка, создание положительного настроя в группе, снижение излишней двигательной активности.
Воспитывающие:
– Стимулирование у детей интереса к математике и командным играм.
Интеграция областей: познавательное развитие (математическое и сенсорное развитие), социально-коммуникативное развитие (предметный мир, мир социальных отношений), речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (конструирование).
Формы: Коллективная деятельность (групповой игровой сеанс), конструирование (работа в парах), индивидуальная («волшебный мешочек»).
Методы: Словесные (рассказ, беседа, загадки); наглядные (демонстрация, рассматривание); практические (игра, конструирвание).
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Колобок», кукольный театр и сюжетно-ролевая игра по сказке, рассматривание иллюстраций, просмотр мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок и потешек, ознакомление детей с основными цветами спектра (желтым, красным, синим, зеленым) и основными геометрическими фигурами (кругом, треугольником, квадратом), игры с сортерами, дидактические игры и игровые ситуации с использованием развивающих напольных тренажеров «VAY TOY».
Материалы и оборудование: Игровое поле «Цвет. Форма. Размер» и набор геометрических фигур к нему, картотека игр «VAY TOY»; иллюстративный плакат («Колобок и Лиса»), кукла-Колобок, пластиковые фигурки, изображающие героев сказки; цветные схемы-образцы для плоскостного конструирования (изображающие мордочку лисы); большая и маленькая корзины, «волшебный мешочек» на резинке; музыкальное сопровождение.
Ход игрового сеанса:
Под веселую песенку дети рассаживаются в круг на подушечках.
Педагог: Ребята, давайте поздороваемся (проводится короткий рефлексивный круг, во время которого дети здороваются друг с другом, хлопая соседа слева ладошкой по ладони (упражнение «Дай пять!») или посылая ему воздушный поцелуй).
Педагог: Ребята, вы любите сказки? (ответы детей) А какие сказки мы с вами уже знаем? (Ответы детей) А хотите сами отправиться в сказку? Тогда садимся в наш Волшебный паровозик и отправляемся в путь!
(Звучит мелодия – имитация паровозного гудка и движения поезда, выполняется игровое упражнение «Паровозик»)
Педагог: Вот мы и приехали. Ой, да мы же в сказочном лесу! Слышите, кто-то к нам идет? А кто это – вы узнаете, если отгадаете загадку:
На сметане он мешен,
Из муки он печен,
На окошке стужен.
Он от бабушки ушел
И от дедушки ушел.
Убежал в дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Дети: Колобок!
Педагог: Верно. А вот и он сам (показывает детям куклу-Колобка). Наш Колобок такой румяный, круглый, вкусный! Скажите, на какую геометрическую фигуру похож Колобок? (ответы детей). Колобок убежал из дома прямо в лес и на своем пути встретил много опасных приключений! Кого же наш Колобок встретил первым? Вот послушайте загадку:
На его макушке –
Длинные ушки.
Он капусту обожает,
Никого не обижает.
А вот волка и лисицу
Очень сильно он боится (Заяц)
Педагог: Правильно, ребята! Это Зайчик (показывает детям фигурку-зайца). Помните, в сказке Заяц хотел съесть Колобка? Наверное, Зайчик очень голоден, надо его накормить чем-нибудь вкусненьким, и тогда он Колобка не тронет. А что же любит есть Зайка? Конечно же, разные овощи. Какие овощи мы с вами знаем? (ответы детей). Правильно! Давайте поиграем: соберем для Зайки урожай вкусных овощей.
Дидактическая игра «Соберем урожай»
Цель игры: развивать умение сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи слова «большой, маленький».
Ход игры. На игровом поле «VAY TOY» лежат геометрические фигуры разного размера – большие и маленькие. Под веселую музыку дети собирают «овощи» в две корзины: большие фигуры – в большую, маленькие – в маленькую.
Педагог: Ребята, мы спасли Колобка от Зайца! А наш Колобок покатился дальше. И встретил... кого?
Серый, зубастый,
Уши торчком,
Хвост помелом.
В лесу проживает,
Зайцев поджидает (Волк).
Правильно, это Волк! Как же спасти Колобка от него? А я знаю один большой секрет: Волк очень любит все круглое. А Колобок какой? (круглый) Давайте обманем Волка: соберем для него угощение из разных кружочков и сделаем разноцветные бутерброды! Волк их съест и Колобка не тронет.
Игра-моделирование «Угощение для Волка»
Цель игры: Закрепление представлений детей о форме и цвете основных геометрических фигур, развитие сенсомоторного интеллекта, ловкости, быстроты реакции, умения работать в команде.
Ход игры: Дети выбирают из фигур, лежащих на игровом поле, круги разных цветов и формируют из них «бутерброды». Условие: цвета в «бутерброде» не должны повторяться.
Педагог: Ребята, мы снова спасли Колобка! Покатился Колобок дальше (иллюстрирует свои слова при помощи игрушки-Колобка). А навстречу ему... кто?
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
Неуклюжий, косолапый,
Он сосет в берлоге лапу.
Ну а как начнет реветь –
Сразу видно, что... (медведь).
Педагог: Верно! И снова наш Колобок в опасности. Что придумать, чтобы Медведь не съел Колобка? Медведь любит все большое. Давайте соберем для него много больших и вкусных фруктов!
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Цель: учить ребенка определять размер объекта по тактильным ощущениям.
Ход игры: Ребенку предлагают угадать, какая геометрическая фигура находится в мешке – большая или маленькая. Если малыш легко справляется с задачей, можно попробовать угадать и форму предмета (круглый, квадратный и т. д.). Большие фигуры откладываются в отдельную корзину – «для Медведя».
Педагог: Катится наш Колобок дальше (иллюстрирует свои слова при помощи игрушки-Колобка). А навстречу ему... кто?
Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Говорят, она хитра,
Кур таскает со двора (лиса).
Педагог: Вы снова отгадали, это рыжая Лиса. Но на этот раз Колобку не удастся так просто уйти от Лисы: она очень хитрая и ловкая. Но мы ее перехитрим. Мы подарим ей... ее портрет! Она очень любит, когда ею любуются, и наш портрет ей наверняка понравится. Она и отпустит Колобка.
Игра-конструирование «Портрет Лисы»
Цель: закрепление умения работать в парах, создавать простые композиции из плоских геометрических фигур по образцу (схеме).
Ход игры: Детям, сидящим попарно, предлагаются картинки-схемы с изображением мордочки лисы: «голова» – большой круг, дополненный «носом» (большим треугольником) и «ушками» (маленькими треугольниками). Дети должны сосчитать и назвать все части «лисьего портрета», а затем собрать из фигур, лежащих в произвольном порядке, точную копию «портрета».
Педагог: Ребята, наш Колобок спасен! Вы все молодцы, замечательно справились. Колобок покатился домой, а мы с вами садимся в волшебный паровозик и возвращаемся из сказки обратно, в наш уютный детский сад.
Использованная литература:
Академия дошкольных наук: комплекс напольных подвижных развивающих игр для семейного детского сада: методическое пособие / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета. Электронный документ. – 2020. – 142 с.Игра как ведущая деятельность дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: АРКТИ. – 2016. – 236 с.
Объединяем обучение, игру и движение. // Игры и Игрушки. Эксперт. – 2017. – №4. Электронный ресурс [Режим доступа: https://www.i-igrushki.ru/archive/obedinyaem-obuchenie-igru-i-dvizhenie.html]
Пепелова С. П. Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью напольных подвижных игр «VAY TOY» («Форма. Цвет. Размер»). // Наука и образование: новое время. – 2018. – №5.