Методическая разработка конспекта урока по русскому языку «Работа окончания слов-предметов имеющих одинаковый фонемный состав» (3 класс)
Конспект урока по русскому языку по учебнику В. В. Репкина для 3 класса
Тема урока «Работа окончания слов- предметов имеющих одинаковый фонемный состав»
Цель: создание условий правильного определения падежа слов- предметов с одинаковым фонемным составом.
Задачи:
Развивать умения находить изменения одного слова, определять правильно падеж слов, имеющих одинаковый фонемный состав;
Развивать правильную речь, высказывать слова благодарности друг другу с использованием знаний изучаемой темы
Закреплять умение определять грамматические признаки слов-предметов.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; применять правила сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: познакомить с новой информацией, применять модели для получения информации; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объекты изучения.
Оборудование: презентация, модель.
Ход урока
Организационный момент. Настрой на урок.
-Посмотрите на соседа и скажите ему комплимент, продолжив словосочетание: ТЫ СЕГОДНЯ …, используя слово- предмет.
Целеполагание.
Предлагаю поиграть «Вопрос-ответ»:
-Отвечаем на вопросы одним словом:
Кем вы являетесь на данный момент? (дети, ребята, мальчики, девочки, ученики и т.д.)
Где вы сейчас находитесь? (в классе, гимназии, школе, кабинете и т. д.)
Что лежит у вас на парте? (учебник, карандаш, ручка, тетрадь и т.д.)
Выберите модель из ваших наборов, которая соответствует ответам на вопросы:
- Верно, кто выбрал
- Что обозначает данная модель? (предмет)
- Что такое слова-предметы?
-Поясните, что означает модель? (работа основы и окончания слов- предметов)
- Уточните, что такое окончание, основа.
-Какова работа основы? (о чем идет речь, разные основы называют разные слова, разные основы называют один и тот же предмет по-разному)
-В чем заключается работа окончания? (указывают на род, число, падеж предметов)
-Определите род слов-предметов, которые представлены на экране: стол, конфета, письмо, птица, тетя, мальчик, дерево. Если женского рода хлопок, мужского- тишина, среднего- топот.
-Как смогли определить род?
-Найдите слова с одинаковой работой (конфета, птица, тетя; стол, мальчик; письмо, дерево)
- Назовите предмет из предложенных- лакомство большинства детей.
-Придумайте изменения одного и того же слова к слову- КОНФЕТА.
КОНФЕТА, КОНФЕТЫ, КОНФЕТОЙ, КОНФЕТУ, О КОНФЕТЕ.
-Придумайте словосочетания или предложения с этим словом.
-На какие одинаковые грамматические признаки указывает окончание каждого слова? (указывают на женский род и единственное число)
-Какой работой отличаются окончания одного и того же слова? (указывают на разный падеж)
-Для чего при произношении одно и то же слово мы изменяем? Уточните.
Запишем высказывания на доске и в тетради:
Мама стояла у окна.
За окном шел дождь.
-Найдите изменения одного и того же слова.Выделите окончание.
(у) окнА <а>
≠
(за) окнОМ <ом>
- Почему разные окончания? (разные фонемы)
Создание проблемной ситуации.
-А если у окончаний один и тот же фонемный состав, одинаковыми ли будут окончания?
-Выскажите и поясните свои гипотезы.
-Попробуем это на уроке выяснить.
- Какую цель поставим на сегодняшний урок?
-Какие задачи необходимо решить для ее достижения и ответа на вопрос?
Запишите следующие высказывания:
Мама вымыла окно.
Окно сияет чистотой.
-Выпишите изменения одного и того же слова.
- Определите работу окончания этих слов, поработав в паре.
-Проверяем, что у вас получилось. Выскажите ваше мнение по данному вам заданию.
окнО <о> ед.ч., ср.р., п.
= = ?
окнО <о> ед.ч, ср.р., п.
-Одинаковая ли у них работа по числу?
-Одинаковая ли у них работа по роду?
-А одинаковый ли у них падеж?
- Как проверить?
-Проверим используя проверочное слово СТЕНА, которое подставим в высказывание вместо слова ОКНО.
Мама вымыла СТЕНУ.
СТЕНА сияет чистотой.
-Определим работу окончания слов:
СтенУ (ж.р., ед.ч., В.п.)
= = ≠
СтенА (ж.р., ед.ч., И.п.)
- При замене слова ОКНО словом СТЕНА изменилась ли их связь с другими словами в высказывании?
-Одинаковые ли окончания этих слов ОКНО и ОКНО в разных высказываниях? (разные)
-Как определить падеж слов- предметов имеющих одинаковое написание?
Вывод: в высказывании слово называющее предмет, можно заменить каким- нибудь другим словом- предметом в том же падеже.
-Можно ли считать одинаковыми окончания, у которых фонемный состав одинаковый, а работа разная?
Вывод:
окнО <о> ед.ч., ср.р., В.п.
= = ≠
окнО <о> ед.ч., ср.р., И.п.
-С какой целью мы сегодня об этом говорим на уроке? Для чего?
Закрепление новых знаний.
-Выполним у доски с объяснением упражнение 78.
Починил стул (стенУ)- стул (стенА) разломался и т.д.
-При выполнении задания данного упражнения, какими знаниями и умениями воспользовались?
-Что вам помогло выполнить его?
Повторение ранее изученное.
Упражнение 79.
На (стол) столе (лёжа) лежат ножницы.
Папа (точит) наточил ножницы.
Лежат ножницы (стенА)
Наточил ножницы (стенУ) и т.д.
-Какие умение применили при выполнении упражнения?
Слова- предметы, имеющие одинаковый фонемный состав в окончании могут быть разного падежа. Для того, чтобы не допустить ошибку можно подставить слово такого же падежа в высказывании, если возникают сомнения.
Рефлексия.
-Закончите предложения:
На уроке было интересно…
Неожиданным стало для меня…
Узнал новое…
Возникли трудности при …
Хотелось бы сказать слова благодарности…
Я понял (не понял)….
-Посмотрите на соседа и скажите ему комплимент за работу на уроке, закончив словосочетание: ТЫ СЕГОДНЯ …
-Какими знаниями, полученными на уроке, поделились бы дома?
-Как вы думаете, всё ли мы уже знаем об окончаниях?
Об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.
-Всем спасибо за работу.