12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Златина Алла Михайловна221
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
Методическая разработка конспекта урока в начальной школе.

Конспект урока по русскому языку по учебнику В. В. Репкина для 3 класса

Тема урока «Работа окончания слов- предметов имеющих одинаковый фонемный состав»

Цель: создание условий правильного определения падежа слов- предметов с одинаковым фонемным составом.

Задачи:

Развивать умения находить изменения одного слова, определять правильно падеж слов, имеющих одинаковый фонемный состав;

Развивать правильную речь, высказывать слова благодарности друг другу с использованием знаний изучаемой темы

Закреплять умение определять грамматические признаки слов-предметов.

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;  применять правила  сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата  – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: познакомить с новой информацией, применять модели   для получения информации; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объекты изучения.

Оборудование: презентация, модель.

Ход урока

Организационный момент. Настрой на урок.

-Посмотрите на соседа и скажите ему комплимент, продолжив словосочетание: ТЫ СЕГОДНЯ …, используя слово- предмет.

Целеполагание.

Предлагаю поиграть «Вопрос-ответ»:

-Отвечаем на вопросы одним словом:

Кем вы являетесь на данный момент? (дети, ребята, мальчики, девочки, ученики и т.д.)

Где вы сейчас находитесь? (в классе, гимназии, школе, кабинете и т. д.)

Что лежит у вас на парте? (учебник, карандаш, ручка, тетрадь и т.д.)

Выберите модель из ваших наборов, которая соответствует ответам на вопросы:

- Верно, кто выбрал

- Что обозначает данная модель? (предмет)

- Что такое слова-предметы?

-Поясните, что означает модель? (работа основы и окончания слов- предметов)

- Уточните, что такое окончание, основа.

-Какова работа основы? (о чем идет речь, разные основы называют разные слова, разные основы называют один и тот же предмет по-разному)

-В чем заключается работа окончания? (указывают на род, число, падеж предметов)

-Определите род слов-предметов, которые представлены на экране: стол, конфета, письмо, птица, тетя, мальчик, дерево. Если женского рода хлопок, мужского- тишина, среднего- топот.

-Как смогли определить род?

-Найдите слова с одинаковой работой (конфета, птица, тетя; стол, мальчик; письмо, дерево)

- Назовите предмет из предложенных- лакомство большинства детей.

-Придумайте изменения одного и того же слова к слову- КОНФЕТА.

КОНФЕТА, КОНФЕТЫ, КОНФЕТОЙ, КОНФЕТУ, О КОНФЕТЕ.

-Придумайте словосочетания или предложения с этим словом.

-На какие одинаковые грамматические признаки указывает окончание каждого слова? (указывают на женский род и единственное число)

-Какой работой отличаются окончания одного и того же слова? (указывают на разный падеж)

-Для чего при произношении одно и то же слово мы изменяем? Уточните.

Запишем высказывания на доске и в тетради:

Мама стояла у окна.

За окном шел дождь.

-Найдите изменения одного и того же слова.Выделите окончание.

(у) окнА     <а>

                  

(за) окнОМ <ом>

 

- Почему разные окончания? (разные фонемы)

Создание проблемной ситуации.

-А если у окончаний один и тот же фонемный состав, одинаковыми ли будут окончания?

-Выскажите и поясните свои гипотезы.

-Попробуем это на уроке выяснить.

- Какую цель поставим на сегодняшний урок?

-Какие задачи необходимо решить для ее достижения и ответа на вопрос?

Запишите следующие высказывания:

Мама вымыла окно.

Окно сияет чистотой.

-Выпишите изменения одного и того же слова.

- Определите работу окончания этих слов, поработав в паре.

-Проверяем, что у вас получилось. Выскажите ваше мнение по данному вам заданию.

окнО    <о> ед.ч., ср.р., п.

                    =       =    ?

окнО <о>    ед.ч, ср.р., п.

-Одинаковая ли у них работа по числу?

-Одинаковая ли у них работа по роду?

-А одинаковый ли у них падеж?

- Как проверить?

-Проверим используя проверочное слово СТЕНА, которое подставим в высказывание вместо слова ОКНО.

Мама вымыла СТЕНУ.

СТЕНА сияет чистотой.

-Определим работу окончания слов:

 

СтенУ         (ж.р., ед.ч., В.п.)

 

                   =     =        ≠

 

СтенА         (ж.р., ед.ч., И.п.)

- При замене слова ОКНО словом СТЕНА изменилась ли их связь с другими словами в высказывании?

-Одинаковые ли окончания этих слов ОКНО и ОКНО в разных высказываниях? (разные)

-Как определить падеж слов- предметов имеющих одинаковое написание?

Вывод: в высказывании слово называющее предмет, можно заменить каким- нибудь другим словом- предметом в том же падеже.

-Можно ли считать одинаковыми окончания, у которых фонемный состав одинаковый, а работа разная?

Вывод:

окнО <о> ед.ч., ср.р., В.п.

                 =      =       ≠

окнО <о> ед.ч., ср.р., И.п.

-С какой целью мы сегодня об этом говорим на уроке? Для чего?

Закрепление новых знаний.

-Выполним у доски с объяснением упражнение 78.

 

Починил стул (стенУ)- стул (стенА) разломался и т.д.

-При выполнении задания данного упражнения, какими знаниями и умениями воспользовались?

-Что вам помогло выполнить его?

Повторение ранее изученное.

Упражнение 79.

На (стол) столе (лёжа) лежат ножницы.

Папа (точит) наточил ножницы.

Лежат ножницы (стенА)

Наточил ножницы (стенУ) и т.д.

-Какие умение применили при выполнении упражнения?

Слова- предметы, имеющие одинаковый фонемный состав в окончании могут быть разного падежа. Для того, чтобы не допустить ошибку можно подставить слово такого же падежа в высказывании, если возникают сомнения.

Рефлексия.

-Закончите предложения:

На уроке было интересно…

Неожиданным стало для меня…

Узнал новое…

Возникли трудности при …

Хотелось бы сказать слова благодарности…

Я понял (не понял)….

-Посмотрите на соседа и скажите ему комплимент за работу на уроке, закончив словосочетание: ТЫ СЕГОДНЯ …

-Какими знаниями, полученными на уроке, поделились бы дома?

-Как вы думаете, всё ли мы уже знаем об окончаниях?

Об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

-Всем спасибо за работу.

/data/files/h1594190167.jpg (0x0)

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.