12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Калинина Наталья40
2

Методическая разработка «Мастер – класс с детьми для родителей по экспериментальной деятельности как средство развития партнёрских отношений детского сада и семьи «В гостях у Капитошки»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида № 21 «Ягодка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников











Методическая разработка

«Мастер – класс с детьми для родителей по экспериментальной деятельности как средство развития партнёрских отношений детского сада и семьи «В гостях у Капитошки».








Выполнил:

Калинина Наталья Алексеевна,

воспитатель





Белоярский, 2020


«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

В.А. Сухомлинский


Актуальность

Детские годы самые важные, и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Для меня главными задачами взаимодействия с родителями являются:

- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

-объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу общности интересов;

- активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

- сформировать у родителей способы познания окружающего мира.

Стоит отметить по природе своей дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам.

За прошедший год моей работы с воспитанниками я отметила, что большинство родителей не осознают важности совместного со своими детьми наблюдения за окружающим миром, изменениями, происходящими в природе, животном мире. В связи с этим и возникла необходимость вовлекать родителей в совместную с детьми экспериментальную работу.

Для начала я решила провести опрос родителей на тему: «Детское экспериментирование в семье». Опрос выявил, что многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, чем заниматься наблюдением или экспериментом.

Для заинтересованности родителей и вовлеченности их в воспитательно-образовательный процесс по данной теме я использую различные формы: нетрадиционные родительские собрания, информационные стенды и консультации на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», памятки: «Игры и эксперименты с детьми дома», «Экспериментирование с водой», «Маленькие человечки» (с элементами ТРИЗ), провожу с родителями мастер-классы: «Опыты с Капитошкой», за время своей работы для меня наиболее эффективным методом является метод проектов. Самый первый наш проект – познавательно - исследовательский: «Голубая капелька». В гости к детям приходит Капитошка (сшитая мамой игрушка), с ней мы играем, разговариваем, проводим опыты с водой и т. д.

Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой ребёнок, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции семян, камней, ракушек, шишек и раздаточный материал для опытов.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

И ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.

От участия родителей в работе детского сада выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.

Обоснование проблемы

Ребенок – прирожденный исследователь. Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами. Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент. Исследовательская работа помогает ребенку логически мыслить, обобщать, делать выводы. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с окружающей средой и другими объектами. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи. Экспериментирование проходит практически через все виды деятельности. На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения. На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.) На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд. Кроме этого существует еще и такой вид деятельности в детском саду, как работа в экспериментальном уголке. В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру. Существует целый перечень домашних игр – экспериментов: - игры-эксперименты в ванной – это игры с водой и мыльными пузырями, игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д. Любое экспериментирование усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Китайская пословица гласит: «РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ - И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ - И Я ПОЙМУ»

Опыты и эксперименты с детьми 5 лет отличаются простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Структура детского экспериментирования состоит:

1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

2. Целеполагание (что нужно сделать);

3. Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);

4. Эксперимент (отбор нужных средств, реализация в действии);

5. Формулирование выводов;

6. Анализ полученных данных;

7. Словесный отчёт об увиденном;

8. Проверка предположения;

9. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось);

10. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).

В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как я это делаю?

2. Почему я это делаю так, а не иначе?

3. Зачем я это делаю?

4. Что хочу узнать?

5. Что получилось в результате?

В ходе эксперимента родитель должен сочетать показ предмета с активными действиями ребёнка по его исследованию (рассматривание, ощупывание, определение цвета, запаха, веса, размера, привлекать детей к сравниванию схожих и различных предметов и материалов, использовать опыт, полученный в практической деятельности, в других видах деятельности.

Родитель должен создать ребёнку условия для познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования. Всё оборудование для проведения опытов должно быть безопасно, все материалы должны быть доступны.

Методическая разработка посвящена развитию творческих, познавательно- исследовательских способностей дошкольников, любознательности, развитию личностных качеств ребёнка: целеустремлённости, настойчивости.

Данная методическая разработка: «Мастер – класс с детьми средней группы для родителей по экспериментальной деятельности как средство развития партнёрских отношений детского сада и семьи «В гостях у Капитошки» будет полезна родителям для того, чтобы поддержать стремление детей исследовать все и вся, для расширения их представлений об окружающем мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка. Эти опыты можно проводить дома, так как они просты и не требуют какой-либо специальной подготовки.

Цель:

Повышение педагогического мастерства родителей по проблеме детского экспериментирования.
Задачи:

1. Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.

2. Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.

3. Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.

4. Формировать положительные эмоции.

Предварительная работа: изготовление буклетов, подбор информации, подбор опытов, приготовление оборудования.

Оборудование: влажные салфетки, тарелочки, ватные палочки, вода, клеенки, различные игрушки, сахар, соль, песок, контейнеры, пластиковые стаканчики, ложки.


Содержание:

1. Организационный момент. Введение в тему.

2. Практическая часть: «Показ опытов» и самостоятельное выполнение.


3. Рефлексия.

 

Ход мастер-класса

1.Организационный момент:

Воспитатель вместе с детьми и родителями встают в круг:

- Чтобы солнце улыбалось (руки вверх),

- Нас с тобой согреть старалось (обнять себя ),

- Нужно просто быть добрей (руки на плечи соседа),

- И мириться нам скорей!

- Здравствуй правая рука (рука вперёд),

- Здравствуй левая рука (рука вперёд),

- Здравствуй друг, здравствуй друг (руки в стороны),

- Здравствуй, здравствуй, дружный круг! (идём по кругу).

t1607611698aa.gifВступительное слово воспитателя:

- Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады с детьми, что сегодня собрались всей семьёй, не только мамы и папы, но и бабушки, старшие братья и сёстры на мастер – классе «В гостях у Капитошки».

 Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка. В нашей группе проходит проект «Голубая капелька». Вместе с Капитошкой мы вам покажем, что мы умеем и что узнали из опытов.  Наше совместное путешествие в страну простых детских опытов и экспериментов  начинается.

2.Практическая часть: «Показ опытов»

Воспитатель:

- С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно провести дома с детьми. Мы попробуем не только провести опыт, но и сделать вывод. Наши дети хотят показать самые простые опыты с водой, а вы им помогайте.

Опыт «Тонет - не тонет»

Воспитатель:

- У нас на столах лежат различные предметы (резиновые, деревянные, пластмассовые, металлические). Какие из них утонут, а какие нет?

Дети вместе с родителями опускают предметы в емкость с водой. Предлагаю сделать вывод – если предмет легче воды – плавает; если тяжелее – утонул.



Воспитатель:

- Например, если оборудовать место в ванной комнате для опытов с водой, когда купаете ребенка, вы можете сделать «Мыльные пузыри» (надувать пузыри через трубочку или делать шапку из пены).

Можно провести опыт «Тонет - не тонет»- мыло утопить в воде и узнать, тонет мыло или нет.

Опыт «Растворяется – не растворяется»

Воспитатель:

- Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её. Что происходит с кристаллами соли?

- Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.

Воспитатель:

- Но исчезла ли соль?

- Нет, она растворилась.

Воспитатель:

- Проведем аналогичный опыт с сахаром. Что произошло?

- Сахар тоже растворился в воде.

Воспитатель:

- Ребята, теперь вы проведите самостоятельно небольшой опыт. Положите в кружку с водой вещество (сахар, соль), которое находится у вас в тарелке. Помешайте ложкой и затем попробуйте воду на вкус. Какая она стала? (ответы детей).
Вывод проговаривают дети.


Воспитатель:

–  Следующий опыт проведем с речным песком. Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло?

- Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.

- Вывод: не все вещества и предметы растворяются.

Воспитатель:

- Дома можно в ванной провести опыт, что быстрее раствориться: морская соль, шампунь, пена, или гель для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла.

А теперь пришло время отдохнуть и поиграть. Я приглашаю детей и взрослых выйти на середину и встать в круг.

Физкультминутка:
Льётся чистая водица, (песенка воды: с – с – с)

Мы умеем сами мыться (моем руки)

Порошок зубной берём

Крепко щёткой зубы трём (чистим зубы)

Моем шею, моем уши (моем)

После вытрем всё посуше (вытираем)

Поверни головку вправо

Поверни головку влево

Опусти головку вниз

Капитошке улыбнись!

Воспитатель:

- Давайте покажем Капитошке, как умеет разговаривать вода.

Артикуляционная гимнастика:

- В кипящем чайнике мы слышим звук воды — Ш-Ш-Ш-Ш.

- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С (громко, тихо)

- А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

- Когда дождик на улице — КАП-КАП-КАП-КАП.

Воспитатель предлагает продолжить опыты.

Опыт «Цветы»

Воспитатель:

- Для начала наши родители вырежут из бумаги цветы и закрутят лепестки с помощью карандаша к центру. Затем опустим эти цветы в воду и будем наблюдать за тем, как они «распускаются».

Участники выполняют опыт.

Воспитатель:

- Вы видите, как цветы вздохнули, помедлили = а потом начали раскрывать свои разноцветные лепестки, словно настоящие весенние цветочки = распускаются.
А теперь давайте сделаем вывод (участники выдвигают свои версии, предположения).
Вывод: это красивый опыт, это происходит потому, что бумага начинает намокать в местах сгиба, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

3. Рефлексия

Воспитатель:

- Уважаемые родители, вам понравилось участвовать в проведении опытов?
Кто-то раньше проводил данные эксперименты? Как, по-вашему, что испытывали дети, когда участвовали в совместном проведении опытов? (ответы детей).
Совершенно верно, дети испытывали удовольствие от опыта, его результата, а главное у них была радость от совместной работы с самыми дорогими и близкими ему людьми, родителями.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Для вас, уважаемые родители, мы подготовили буклеты, которые вы можете взять домой и, хорошенько изучив их, применять на практике.

Воспитатель:

- Ребята, Капитошка приготовила вам подарок. Вот эти листы бумаги она хочет вам подарить. Эти листы бумаги волшебные! Вы что-нибудь видите на них? Капелька говорит, что на этих листах изображены ее друзья, (на листах бумаги с помощью свечи нарисованы рисунки). Но увидеть вы их сможете, если закрасите листы бумаги полностью голубой краской.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
«То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал я знаю!»
Наша встреча на этом заканчивается. Желаем успехов в познании мира вам и вашим детям!


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.