Методическая разработка «Мастер-класс по развитию коммуникативности и снятию уровня тревожности у подростков в танцевальном коллективе»

0
0
Материал опубликован 12 October

МБОУДО Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Мастер-класс по развитию коммуникативности и снятию уровня тревожности у подростков в танцевальном коллективе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Попкова Мария Алексеевна,

педагог дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга, 2025

 

Введение

С каждым годом уровень заболеваний, связанных с расстройством когнитивных способностей у детей, становится все выше. Рассеянное внимание, плохо натренированная память – все это снижает способность детей к обучению, к восприятию информации. Зачастую это сильно повышает уровень тревожности у обучающихся. Положительное влияние на компенсацию данных процессов оказывает увлеченность ребенка, занятие в объединении дополнительного образования. Именно дополнительное образование способствует не только общему развитию, особенно психических процессов (памяти, восприятия, внимания, фантазии) и творческих способностей (фантазии, креативности), но также снижает уровень тревожности у детей.

Актуальность. Представленная методическая разработка мастер-класса по развитию коммуникативности ориентирована на формирование умений и навыков успешного общения, снижение высокого уровня школьной тревожности, а также может быть использована для сплочения коллектива. Такой тренинг значится как актуальный, потому что является востребованным в современном обществе, так как формирование коммуникативных качеств личности входит в набор мягких навыков, необходимых современному человеку.

Тренинг коммуникативности поможет современному поколению наладить межличностные связи, будет способствовать формированию уверенных коммуникативных навыков учащихся, поможет развить заложенный потенциал коммуникабельности и общительности, научит учащихся новым приемам невербального общения, кооперации, конструктивной работы, создаст условия для реализации творческих способностей. Все это значительно влияет на формирование положительной самооценки, дружеских связей в коллективе и, как следствие, снижению уровня тревожности ребенка. Для членов хореографического коллектива данный тренинг также необходим, так как способствует развитию чувства коллективности, помогает танцору адаптироваться на сцене не только фронтально, но и с других точек зала. И, самое важное, воспитывает в детях чувство ответственности, учит ребят дружить и заботиться о своих товарищах, способствует созданию организационной культуры танцевального коллектива.

Новизна. Данный мастер-класс может быть использован как в хореографическом объединении, так и в любом коллективе. Использование приемов хореографии для развития коммуникативных навыков вносят новизну в привычные тренинги.

Методическая разработка содержит в себе структуру и поэтапное описание подготовки и проведения мастер-класса по развитию коммуникативности хореографическими средствами. Она будет интересна школьникам среднего и старшего возраста, педагогам дополнительного образования, руководителям хореографического коллектива, педагогам-организаторам.

 

 

Материально-техническое обеспечение

Помещение: свободный класс, танцевальный зал.

Для украшения помещения:

картинки с различными видами танцев, фото с выступлений своего коллектива.

Для мастер-класса:

музыкальный центр;

USB-накопитель с музыкой;

видео камера для записи мероприятия.

 

Цель: обучить практическим коммуникативным умениям на основе хореографических упражнений, способствующим успешному взаимодействию и эффективному сотрудничеству с окружающими.

Задачи:

Обучающие:

обучить детей эффективным способам межличностной коммуникации, интерактивным формам взаимодействия в коллективе;

научить хореографическим приемам, которые работают как успешные тренинговые упражнения на развитие коммуникации и кооперации;

сформировать умения и навыки работы при помощи невербального общения;

Воспитательные:

способствовать сплочению детского объединения в процессе общей деятельности на основе хореографии;

сформировать чувства принадлежности к группе, взаимопонимания;

воспитать убеждение в необходимости конструктивного общения;

Развивающие:

развить интерес к новым способам самовыражения;

развить стремление к успешной коммуникации;

развить восприятие, внимание, память и координацию;

развить творческий потенциал участников мастер-класса.

 

Ожидаемый результат:

Личностные результаты:

развитая мотивация к активному взаимодействию в коллективе;

осознанное, доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку;

сформированные чувства принадлежности к группе, товарищества, ответственности, взаимопонимания;

Метапредметные результаты:

актуализированные коммуникативные навыки;

сформированные навыки сотрудничества в команде,

освоенные эффективные способы межличностной коммуникации;

освоенные социальные нормы, правила поведения;

сформированное умение самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;

осуществление рефлексии способов и условий действий.

 

Система оценки результата включает в себя такие методы диагностики как:

1. наблюдение и оценка (см. приложение):

инициативности, желания работать в команде;

выполнения упражнений конструктивно, доброжелательно, творчески;

желания продуктивно работать на групповой результат;

2) опрос:

рефлексия как способ обобщения полученных знаний;

эмоциональное состояние ребенка по итогу тренинговых упражнений.

 

 

Основная часть

План подготовки и проведения мероприятия

Подготовительный этап:

подбор музыкального материала;

подготовка кабинета/зала;

написание сценария проведения мастер-класса.

Мастер-класс.

Подведение итогов (рефлексия).

 

Сценарий проведения мастер-класса на развитие коммуникабельности и снятие уровня тревожности у подростков в танцевальном коллективе

Методические рекомендации на период подготовки

Данное мероприятие включает поэтапную подготовку к самому мастер-класс.

При подготовке к проведению мастер-класса необходимо предусмотреть и продумать место проведения, количество участников и их возраст. Предлагаемые тренинговые упражнения предпочтительно проводить в просторном помещении или специализированном хореографическом классе, оптимальное количество участников – 12–24 человека, возраст – 8–17 лет (учащиеся), любой – взрослые участники мастер-класса.

Помещение необходимо подготовить: проветрить, предусмотреть свободную зону для тренинговых упражнений и сидячие места для тех, кто наблюдает / временно не участвует. Необходим класс или зал, как для занятий танцами: мебель не должна мешать движению. Можно украсить стены класса картинками с различными видами танцев.

Перед проведением мероприятия нужно составить плейлист из мелодичных, медленных и быстрых, ритмичных мелодий.

Подготовкой класса можно заняться вместе с учащимися. Украшение кабинета также способствует сплочению коллектива, поэтому лучше организовать данное событие как мини-проект, предоставить детям возможность проявить свою фантазию, организационный потенциал.

Следующим этапом в подготовке к мастер-классу является написание сценария. Составление сценария также можно организовать совместно с обучающимися (по алгоритму):

собираем группу учащихся, которая будет задействована в проведении мероприятия;

совместно с обучающимися определяется, какой звуковой материал будет использоваться для мастер-класса;

необходимый реквизит для кабинета ребята готовят заранее (картинки с различными видами танцев, фото с выступлений своего коллектива); важно распределить среди учащихся, кто и что приносит, за что отвечает;

назначается дата мастер-класса;

заранее предупреждаются родители о проведении мероприятия (они могут помочь в организации, снять на камеру или сами поучаствовать в мастер-классе).

В мастер-классе могут участвовать все желающие, в том числе и родители. Если взять группу детей и их родителей, это также будет способствовать сближению и взаимодействию внутри коллектива. Но не только детей, но и детей и их родителей.

Во время проведения тренинговых упражнений можно упасть, удариться, поэтому нужно обязательно провести инструктаж по технике безопасности.

 

Методические рекомендации на период проведения

В подготовленный класс приглашаются дети и их родители (родители могут быть как зрителями, так и участниками). Все участники делятся на пары для выполнения первого упражнения. Не стоит ставить детей в пары против их желания. Между детьми могут быть межличностные конфликты, которые необходимо решать в индивидуальном порядке.

Важно следить за порядком перехода хода от ведущего к ведущему, чтобы он происходил без помощи слов и жестов. В упражнениях каждый участник делится своим танцевальным опытом и учится чувствовать своих партнёров, стараясь наладить с ними взаимосвязь. Важно следить за безопасностью, чтобы дети не столкнулись во время исполнения движений. Все зависит от зала, в котором проходит занятие. Если пространство не позволяет участникам свободно двигаться, то можно разделить группу и всем предоставить возможность по очереди продемонстрировать свою слаженность.

 

Ниже представлены упражнения на развитие коммуникабельности и снятия уровня тревожности у подростков в танцевальном коллективе. Их порядок и условия проведения.

 

«Повторение движений друг за другом»

Дети становятся в пары друг на против друга, один участник начинает выполнять простые, плавные движения руками, чтобы второй мог за ним повторить. Постепенно можно включать в работу голову, ноги, туловище. Задача ведущего – передать свой танцевальный опыт, а принимающего –максимально точно повторить движения ведущего танцора. Музыка должна быть спокойной и плавной, чтобы движения вторили музыке. Ведущий упражнения меняется.

В этом тренинге дети знакомятся друг с другом, учатся предугадывать следующий шаг ведущего, развивают свои когнитивные способности, снимается напряжённость и вырастает уровень доверия к партнёру.

 

«Передача хода ведущего без слов»

Дети продолжают двигаться парами друг напротив друга в том же ритме, плавными движениями, как и в первом упражнении. Основная задача в этом упражнении – передать ход ведущего своему партнёру без слов, дополнительных жестов или мимики. Музыка остаётся мелодичной и спокойной.

Данное упражнение помогает партнёрам наладить межличностный контакт, тренирует внимание, активизирует работу всех групп мышц.

 

«Контактное управление»

Данное упражнение выполняется также в паре, но на этот раз партнёры могут находиться рядом друг с другом с разных сторон. Ведущий партнёр лёгким движением руки/ноги подаёт импульс для движения своему партнёру. Партнёр продолжает двигаться (танцевать) той частью тела, к которой прикоснулись. Со стороны создаётся впечатление, что ведущий получает «контроль» над телом своего партнера. Музыка на фоне играет мелодичная и спокойная. Главное при взаимодействии – аккуратно давать импульс для движения. Ведущий в паре меняется. Выполняется упражнение молча.

Основная задача этого упражнения – научить детей контактировать телесно без помощи слов. Данный комплекс снимает телесные зажимы, дети учатся уважать личностные границы и бережно относится к телу партнера.

 

«Контактное управление в пространстве»

Это упражнение выполняется в паре, партнеры могут находиться рядом друг с другом с разных сторон. Ведущий партнёр лёгким движением руки/ноги подаёт импульс для движения своему ведомому. Партнер продолжает двигаться (танцевать) той частью тела, к которой прикоснулись.

Данное упражнение вторит предыдущему, с одной лишь пометкой, что дети могут свободно двигаться в пространстве. Данный импульс ведущим помогает передвигаться по всему кабинету. Плоскость, в которой двигаться, выбирает ведомый. Ведущие меняются. Музыка должна быть мелодичной и спокойной, чтобы движения вторили ей.

Упражнение помогает развить пространственное воображение и практику работы в плоскости. Важно следить, чтобы дети не делали резких движений, в этом упражнении следует обратить внимание на безопасное взаимодействие детей. Участники тренинга учатся межличностной коммуникации без слов.

 

«Ромбики»

Упражнение «Ромбики» выполняется группами по 4 человека. Всем участникам нужно встать в фигуру ромб, на равном друг от друга расстоянии, лицом в одну сторону, так, чтобы один ребёнок по отношению ко всем остальным стоял спиной. Он и будет ведущим. Как только начинает играть музыка, ведущий начинает двигаться (танцевать), а остальные за ним повторяют движения. Важно, чтобы движения были плавными и подстроенными под мелодию, так как всем участникам нужно попасть в унисон друг с другом. Ведущий двигается лицом в одну сторону, но как только он поворачивается вправо или влево, то ход передается тому участнику, кто оказывается впереди, и уже он становится ведущим. Ход передают спонтанно, любому участнику вправо или влево, и каждый учащийся может быть несколько раз ведущим.

Важно соблюдать чёткий порядок перехода хода от одного к другому, чтобы он происходил без помощи слов и жестов. В этом упражнении каждый участник делится своим танцевальным опытом и заранее продумывает свои движения, так, чтобы их могли повторить все остальные.

 

«Ромбики в пространстве»

Упражнение «Ромбики в пространстве» выполняется также в группах по 4 человека. Всем участникам нужно встать в фигуру ромб, на равном друг от друга расстоянии, лицом в одну сторону, так, чтобы один ребёнок по отношению ко всем остальным стоял спиной. Он и будет ведущим. Как только начинает играть музыка, ведущий приступает к показу танцевальный движений, а остальные за ним повторяют. Важно, чтобы хореографические шаги и перестановки были плавными и соответствующ0ими мелодичной композиции, так как всем участникам нужно попасть в унисон друг с другом. Ведущий двигается лицом в одну сторону, но как только он поворачивается вправо или влево, то ход хода передается тому участнику, кто оказывается впереди, и уже он становится ведущим. Отличие этого упражнения от «Ромбиков» в том, что участники могут двигаться в пространстве. Ведущий может танцевать лицом в одном направлении, но передвигаясь по залу. Ход передается спонтанно любому участнику вправо или влево, и каждый ребенок может быть несколько раз ведущим.

Важно соблюдать чёткий порядок перехода хода от ведущего к ведущему, чтобы он происходил без помощи слов и жестов. В этом упражнении каждый участник делится своим танцевальным опытом и учится чувствовать своих партнёров, что называется, спиной. Важно следить за безопасностью, чтобы дети не столкнулись во время исполнения движений. Все зависит от зала, в котором проходит занятие. Если пространство не позволяет участникам свободно двигаться, то можно разделить группу по 4 человека и всем по очереди продемонстрировать свою слаженность.

 

«Друг за другом»

Все участники группы становятся в одну линию друг за другом (смотрят в затылки друг другу). Тот, кто стоит первым в колоне, тот и является ведущим. Он медленно начинает двигаться, так, чтобы бы стоящий сзади мог повторить за ним движения. Ведущий может показывать движения на месте или двигаться в пространстве, может лечь на пол или подпрыгнуть, может передвигаться спиной вперёд или боком. Задача сзади стоящего повторить движения впереди стоящего, но не ведущего. Каждый делает движение с отставание на один такт. Как только ведущий – тот, кто стоял первым, решает передать ход, он становится в конец колонны. Так каждый из группы может быть ведущим. Музыку можно использовать ритмичную.

В этом упражнении дети учатся взаимодействовать друг с другом, командной работе и делятся своим танцевальным опытом. Важно следить что бы каждый повторял за впереди стоящим человеком, а не за ведущим.

 

«Движение в пространстве»

Все участники группы становятся в зале в произвольном порядке и, как только звучит музыка, они начинают двигаться (идти) в пространстве хаотично. Ведущий (можно назначить, или дети сами могут решить, кто это будет, а можно дать ребятам возможность проявить свои скрытые лидерские качества и не назначать ведущего, а посмотреть, кто первый начнёт действовать), начинает в движении показывать какие-то упражнения руками, ногами, головой. Это могут быть прыжки, подскоки, взмахи, а остальные участники должны за ним повторять. Через 16 счетов (можно детям помочь и сделать хлопок в момент смены ведущего) движение прекращают делать, и уже другой должен показать новое движение, чтобы остальные за ним повторяли. Так каждый участник группы может провести разминку. Музыка должна быть ритмичной, но не очень быстрой.

Важно следить, чтобы дети не останавливались во время исполнения движений, и обязательно была смена упражнений. В этом тренинге дети учатся взаимодействовать в коллективе, общаться без слов. Учатся чувствовать пространство, а также себя и партнёров в этом пространстве. Снимаются психологические зажимы, а также дети учатся находится на сцене не только фронтально.

 

Рефлексия

Дети совместно с руководителем (ведущим мастер-класса) обсуждают полученный опыт взаимодействия и коммуникации средствами хореографии, анализируют свое состояние во время действий, формируют свою точку зрения относительно участия в мероприятии:

как ощущали себя участники мастер-класса во время упражнений?

в какой роли – ведущего или ведомого – чувствовали себя более комфортно?

какое упражнение понравилось больше всего и почему?

как работали участники группы: слаженно, ориентируясь на участников тренинга, или стараясь выделиться, проявить только себя?

кто из учащихся проявил расположенность к другим, доброжелательность, нацеленность на общий результат?

дальнейшее погружение в тему конструктивной кооперации пригодится только в деятельности коллектива или будет полезна в жизни?

 

Методические рекомендации на период подведения итогов

По результатам проведённых тренинговых упражнений можно судить о взаимоотношениях, сложившихся в группе. Выделить для себя детей, чей потенциал не раскрылся до конца, и, тем самым, поспособствовать их личностному развитию. По реакции детей можно определить их уровень готовности к самостоятельной деятельности, развитию их памяти, концентрации внимания и умению взаимодействовать в коллективе.

Развитие таких познавательных способностей, как мышление, память и воображение способствуют снижению уровня школьной тревожности. А работа в команде воспитывает в ребятах чувство ответственности. Если после проведённого мероприятия снизятся конфликтные ситуации, жалобы детей на нереализованность, низкую самооценку, то можно судить о снижении тревожности учащихся. О сплочённости коллектива так же свидетельствуют уменьшение количества инцидентов в группе. Все это опосредованно влияет на повышение мотивации к обучению.

 

Литература

Грачова Л.В. Психотехника актера. Учебное пособие. – М.: Планета музыки, 2022.

Кох И.Э. Основы сценического движения. Учебное пособие. – М.: Планета музыки, 2021.

Создай команду! Игры на знакомство и взаимодействие. Туапсе: ВДЦ «Орленок», Учебно-методический центр, 2015–2017.

 

 

Приложение

 

Карта педагогических наблюдений

Дата _______________________

п/п

Имя Ф.

Уровень (низкий, средний, высокий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты

Низкий

Средний

Высокий

Личностные

Низкий уровень мотивации учебной деятельности. В познании нового преобладает простое любопытство.

Достаточный уровень учебной мотивации, преобладает мотив одобрения окружающих, познания современного уровня знаний.

Высокий уровень мотивации познания нового, достижения высоких результатов в приобретении новых знаний, умений, компетенций.

Не заинтересован в творческой активности.

Проявляет заинтересованность в творческой активности, но чаще выполняет поручения, чем проявляет инициативу.

Имеет высокий творческий потенциал. Выдвигает свои идеи, инициативы, выступает в качестве организатора совместных дел, проектов.

Коммуникативные

Не общителен, не заинтересован в групповой работе.

Есть опыт коммуникации в группе, но контакты поддерживает избирательно. В тренинге коммуникации участвует без личной заинтересованности, не проявляет доброжелательности на высоком уровне, больше действует по заданию, направлению педагога.

Проявляет высокую заинтересованность в творческих контактах, имеет опыт коммуникативной деятельности в группе, общителен. Проявляет доброжелательность, участие, внимательность к другим участникам мастер-класса.

Регулятивные

Низкий уровень инициативности и самостоятельности, не демонстрирует заинтересованность в своем развитии.

Управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность выражены на среднем уровне, требуется внешняя мотивация, руководство педагога (взрослого человека).

Высокий уровень самостоятельности, управления своей деятельностью, анализа своих поступков, взаимосвязи учебной деятельности с дальнейшем развитием.

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации