Методическая разработка мероприятия тема: «сценарий игровой программы «проводы зимы» на основе использования фольклорных игр» (Для детей 12-17 лет)
Бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Череповецкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наши дети»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ
ТЕМА: «СЦЕНАРИЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОВОДЫ ЗИМЫ» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ИГР»
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ: 12-17 лет
Автор-составитель:
Трофимова Светлана Николаевна
воспитатель
Сценарий игровой программы
«Проводы зимы»
на основе использования фольклорных игр.
Целевая группа:воспитанники младшего и старшего подросткового возраста от 12 до 17 лет.
Актуальность использования фольклорных игр:
Чтозначит—бытьподростком? Отрочество—этопериодчеловеческойжизни, когдавсеперестраиваетсяиперекраивается, когдарушитсявсестароеистроитсяновое, когдавсеставитсяподсомнение.Бытьподростком—этосовсемне просто. Бытьподростком—этотруднаяработа. Этопериоджизни, когдамырешаемоченьмногиеи, наверное, самыеважныезадачи, стоящиепередличностью. При этом появляется необходимость овладения навыками взаимодействия с другими людьми, навыками общения, способами построения отношений и соблюдения границ.
Использование игровых технологий является мощным средством воспитания, средством реализации основных потребностей подросткового возраста, стимулом для развития и становления личностных качеств. Подростки в процессе игровой деятельности овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развиваютсвои творческие способности, учатся взаимодействовать, сотрудничать, помогать и поддерживать друг друга. Игровое взаимодействие также характеризуется умением договариваться, не унижая и не ущемляя прав другого, а определяя зоны совместного интереса.
Таким образом, игровое взаимодействие приводит к становлению новых норм отношений, ценностных ориентаций участников игры, обеспечивает обратную связь, побуждаем к самоанализу и рефлексии.
Цель: познакомить детей с традициями проведения русского народного праздника, отмечающего уход зимы и наступление весны.
Задачи:
Обучающие:
-научить взаимодействовать, сотрудничать, помогать и поддерживать друг друга;
- способствовать сплочению коллектива.
Развивающие:
-способствовать развитию памяти, связной речи, творческих способностей;
-способствовать развитию физических качеств: ловкости, быстроты, силы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к народным обычаям, родному языку и его богатствам;
- прививать желание и воспитывать умение общаться друг с другом.
Оборудование: Запись музыкального сопровождения(русскиенародные песни и мелодии), канат, обручи, мешки, бубен, призы.
Предварительная работа:Беседа о русском народном празднике Масленица,о обычаях и традициях его проведения. Знакомство с поговорками, традиционными закличками и играми на Масленицу.
Ход мероприятия:
Звучит весёлая народная музыка.
Ведущий 1 – Добрый день, господа, пожалуйте сюда!
Приглашаем всех гостей
К нам на праздник поскорей!
Ведущий 2 -У нас сегодня представленье —
Всем на удивленье.
Ведущий 1 – Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Ведущий 2 - Мы сегодня Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну
заклинаем!
Ведущий1 - Отгадайте-ка ребятки очень трудные загадки
И тогда-квам придет краса-Весна
Проводится конкурс загадок. За правильный ответ выдают приз.
Загадки
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к… (теще на блины)!
Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)
В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … («Бог простит!»)
Слушайте внимательно,
Очень занимательно:
Чего нет в капусте,
Ни в свекле, ни в репе,
А есть в моркови,
Огурце, помидоре? (Буквы “О”).
Один человек купил трех овец и заплатил 3 тысячи рублей. По чему
каждая овца шла? (По земле).
Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным).
Отчего гусь плавает? (От берега).
Какой в реке камень? (Мокрый).
Летела стая гусей, одного убили. Сколько осталось? (Один).
Несла баба в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного).
Ведущий 2- Ой, было, давно это было. Да и по сей день осталось. Добры
молодцы собирались на площади силой своей померяться да
затеять кулачные бои, а то и посмотреть на бои петушиные.
Приглашаем самых сильных посостязаться.
Игра «Петушиный бой». На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.
Ведущий 1 – А вот еще одна забава —
Победителя ждет слава!
Кто в беге в мешках победит,
Того скоморох наградит.
Проводится бег в мешках.
Ведущий 2. Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!
Начинаем панораму удивительных потех!
Игра «Яблоки, груши, сливы (Фруктовая корзина)»
Играют, сидя в кругу на стульях. Каждый из играющих назначается либо «яблоком», либо «грушей», либо «бананом». Один человек стоит в середине круга. Он говорит, например: «Ветер дует на яблоки!» И все яблоки должны поменять свои места. Тот, кто остался без стула, стоит в кругу, и говорит в следующий раз: «Ветер дует на…» Также можно сказать: «Ветер дует на фруктовую корзину». Другой вариант игры: ведущий в кругу называет какой-либо признак, например: «Ветер дует на тех, у кого есть футболки», «Ветер дует на тех, кто сегодня завтракал» и т.п. Игра « Растяпа»Играющих должно быть нечетное количество.
Под звуки какого-нибудь инструмента (цимбалы, балалайка, бубен) все расходятся в разные стороны. Как только звук обрывается, надо найти себе пару. При этом заранее ходить парами нельзя. Тому, кто остался один, все говорят, тыча в него пальцем:
«Раз, два, три, растяпа — ты!»
Если он попадается второй раз:
«Раз, два, три, четыре, пять, растяпа ты опять!»
На третий раз:
«Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, растяпа ты совсем!»
На этом один кон игры оканчивается.
Игра « Жгут идет»Все стоят в кругу лицом в круг потеснее, руки за спиной, чтобы НЕ БЫЛО ВИДНО, что делается за спинами других. Один человек ходит за кругом со жгутом (это может быть шарф или платок с узлом на конце) и постоянно приговаривает: «Жгут идет – не оборачиваться!»
В какой-то момент, ходящий за кругом, кладет кому-то в руки жгут, затем тот, кому положили жгут, начинает бить им своего соседа справа, а тот, в свою очередь, старается убежать от ударов – он бежит по кругу, чтобы встать на свое место поскорее. Тот, кого били, добежав, получает жгут, а бьющий становится в круг на его место. Теперь со жгутом ходит тот, кого побили жгутом, и он выбирает, кому положить жгут в руки.
Примечание: тот, кто ходит за кругом со жгутом, может, при нарушении объявляемого правила – «не оборачиваться!», ударить жгутом того, кто это правило пытается нарушить.
Игра «Кошка с мышкой»Все становятся в круг, можно не держась за руки.
Выбирается одна пара – «кошка» и «мышка». Им завязывают глаза. У «кошки» музыкальный инструмент – бубен, маленький там-там и т.п., у «мышки» – колокольчики, бубенчики и т.п. «Кошка» ловит «мышку». Игра бывает очень красива, когда «кошка» не сразу кидается на «мышку», а немного поиграет с нею, как в жизни. Поймать нужно, не просто осалив, а именно удерживая. Затем, когда «мышка» поймана – пара в кругу меняется ролями, не развязывая глаз, меняясь и музыкальными инструментами.
Задача круга – оберегать «кошку» и «мышку» от ударов о стену, выпадения из круга и т.п. Стоящие в кругу не направляют «кошку» и «мышку», а только оберегают от опасности. Игра «Селезень»Девочка - «уточка», а мальчик - «селезень». Уточка начинает игру внутри круга, а селезень за кругом. Играющие в кругу активно участвуют в выпускании или невыпускании уточки и селезня. Уточка должна убегать от селезня. Игра заканчивается , когда поймана уточка. Эта игра позволяет уточке поиграть с селезнем, слегка подразнить, поддаться. Игра заканчивается поклоном друг другу и выбором уточкой нового селезня, а селезнем — новой уточки.
Селезень утку догонял,
Молодой серу догонял,
Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой,
У тя семеро детей,
А восьмой селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня.
Ведущий1 -Масленица расстелись! Молодцы- поборись! Подходи стар и млад, перетягивать канат!
Игра "Перетягивание каната"
Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего, каждая командастарается перетянуть канат на себя.
Ведущий 2- Добры молодцы подходи! Силушкой померяться! Кто у нас ловкий, быстрый и сильный?
Игра "Битва подушками"
Играющие стоят на скамейке, бьют друг друга подушками. Побеждает тот, кому удается согнать противника со скамейки.
Ведущий1- А теперь пора прощаться.
– До свиданья, до свиданья,
До свиданья через год!
Через год на это место
Приходи, честной народ.
Ведущий2 – Будут снова чудеса,
Будут развлечения,
А теперь прощаемся
Все без исключения!
Ведущий 1 –Прошла Масленая,
Кончилось гулянье,
Идем теперь на отдыханье!
Ведущий2 – Ай-да, ребятки!
Ай-да молодцы!
Для таких молодцов
Не жаль и блинов.
Давай-ка, Весна, ребят угощать!
Ведущий1 - А теперь, гости дорогие, пейте, ешьте - души потешьте.
Окончание игровой программы- чаепитие с блинами.