Методическая разработка сценария «Летние игры» на тему «Сказочная карусель» для детей 6–12 лет
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка сценария «Летние игры».
Тема «Сказочная карусель» для детей 6-12 лет.
Цель:
Формировать интерес и потребность к чтению книг и сказок.
Задачи:
- Создать условия для обеспечения разных видов совместной деятельности (игровой, творческой, художественной, театрализованной), создать условия эмоционального комфорта.
- Внедрять в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями.
- Развивать навыки общения: мимики, жестов, пантомимы, интонации. Формировать первоначальные умения, навыки творческих и актёрских способностей.
- Выявлять и обобщать знания детских сказок через различные виды игр.
- Формировать коммуникативные компетенции.
Актуальность.
Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказки для детей - это язык, для них он наиболее информативен, нежели пресная взрослая речь. Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая или читая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека,
учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь.
Рекомендация.
Данное мероприятие рекомендую организовать в детских летних лагерях при школе, Домах творчества, в детских библиотеках, а так же использовать разработку во внеклассной работе.
Организационная работа.
Объявляется мероприятие по станциям «Сказочная карусель». (ссылка. Песня «Карусель»)http://muz-color.ru/?s=карусель+это%20радость%20для%20нас
Ребята делятся на группы до 8-10 человек. Каждая группа выбирает лидера и название своей группы. Название должно быть связано со сказочной тематикой, например: «Театр Карабаса-Барабаса», «Гуси-Лебеди», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Летучий корабль». Группам раздают карты или обходные листы с маршрутом. Маршрут продумывается по кругу, как движение карусели.
На каждой станции работают ведущие: учителя, воспитатели или вожатые, старшеклассники. Можно привлечь родителей. Ведущие на станциях объявляют задания и правила, а также оценивают выполнение. Ведущие могут быть в костюмах сказочных героев.
Оценка:
1 вариант. Выставляются баллы в обходном листе. Итог в суммирование баллов на всех станциях каждой группе.
2 вариант. Ведущий ставит смайлик (веселый, класс, ух ты, грущу) на своей таблице, каждой группе. Итог суммирование всех таблиц станций.
3 вариант. Группы, оценивают свое прохождение каждой станции. Например, по участию всех или не всех в выполнение заданий, количеству и качеству выполнения задания. Заполняют карту самооценки.
В подведение итогов похвалить каждую группу в успехе определенных станций. Возможно, дать каждой группе титулы, например «Самые быстрые», «Самые находчивые», «Самые артистичные», «Самые интеллектуальные» и т. д.
Условия проведения мероприятия:
Станция «Узнай сказку» требует организации в помещении. Компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран или интерактивная доска. Остальные станции могут находиться как в помещении, так и на территориях школы, игровых площадках, стадионе.
Станция «Угадай сказочного героя».
Цель: развивать способность отгадывать загадки.
Задачи:
- Приучать детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству; развивать способность к анализу, обобщению; помочь увидеть вторичные значения слов.
- Формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Условие задания:
Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, в данном случае описание героя, главных его черт.
Чтобы избежать ошибок при отгадывании загадок необходимо:
- внимательно слушать загадку идо конца;
- подумать над каждым признаком отгадываемого героя;
- не торопиться, всё продумывать, при обдумывании ответа, можно совещаться друг с другом, рассуждать вслух, тщательно взвешивать свой ответ.
Оборудование: Распечатанный текст загадок. Коллаж со сказочными героями. Бумага, цветные карандаши.
Задание.
1 вариант. Читается загадка, участники отгадывают героя и название сказки.
2 вариант. Читается загадка, участники выбирают из предложенных картинок в коллаже правильное изображение (Приложение. Коллаж.)
Коллаж
JPG / 3.22 Мб
3 вариант. Читается загадка, участники не отвечают, а рисуют цветными контурами ответ (загаданного героя).
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца, невзначай.
Холодным, недобрым стал… (Кай)
Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он...
Редиска — мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга
И помогла освободиться
Отцу героя из темницы.
И знает каждый без сомнений,
Героя этих приключений. (Чиполлино)
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней — дядя ..(Печкин)
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как? (Матроскин)
У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, — ...(Винни - Пух)
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Пятачок)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Мой вопрос совсем не трудный,
Он - про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный? (Гудвин)
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил? (Папа Карло)
Станция «Составь пословицу».
Цель: научиться правильно, составлять пословицу целиком из фрагментов.
Задачи:
- Формировать нравственные качества личности: приобщать детей к красоте, мудрости народного слова.
- Развивать у детей наблюдательность, речь, чувство юмора, обогащать их знание об окружающем мире.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Развивать устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность.
Актуальность.
Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире, т.е. нравственно - этически воздействуют на слушателя. Пословицы и поговорки учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным.
Пословицы и поговорки о сказках мотивируют к чтению. Данное задание основано на увлекательной игровой деятельности, на умение сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
Условие задания: Предлагается из отдельных слов (каждое слово на отдельной полоске листа) одной поговорки или пословицы о сказках, составить её целиком.
Дополнение: Слова могут быть написаны разным шрифтом и цветом. Задание может выполняться под музыку.
Примеры поговорок и пословиц:
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус мотай.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается.
Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
Станция «Пантомима»
Цель: познакомить участников с понятием «пантомима», с искусством пантомимы с помощью упражнений и игр.
Задачи:
- Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
- Научить средствами мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа.
- Воспитывать сценическую культуру.
- Формировать умение работать в коллективе.
История.
Однажды в древности, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать своим верным другом. Когда Тиридат собрался в обратный путь правитель Рима Нерон предложил своему новому союзнику выбрать любой подарок. И тогда царь Тиридат попросил в дар актера, которого видел в театре. Без слов, только жестами и мимикой он смог выразить абсолютно все! Царь Тиридат пояснил свой выбор тем, что в его стране люди разговаривают на многих языках и наречиях и нередко приходиться пользоваться услугами переводчика. А этот актер стал бы «универсальным» средством общения. Так появилась пантомима как самостоятельное искусство.
Итак, что же такое пантомима? (ребята отвечают)
Выражаясь научным языком, Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист.
Но на данный момент актеров мимов можно встретить крайне редко. В основном как самостоятельный номер пантомима существует на эстраде, а не в театре. В театральном же искусстве пантомима существует сейчас как вспомогательное средство, помогая создавать лишь некоторые сцены.
Оборудование: полоски бумаги с названием сказочного персонажа, шляпа для жребия.
Условие задания: Дети делятся по 2-3 человека. Каждой группе дается отдельное задание. Показать без слов сказочной персонаж с помощью движений, мимики, действия. Задание выбираю по жребию. Каждая группа совещаются, используют для костюмов подручный материал, репетируют, а затем показывают по очереди пантомиму, остальные отгадывают, показанного героя.
Примеры сказочных персонажей: Змей - Горыныч, Баба-яга, Красная шапочка, Буратино, Чебурашка, Чиполлино, Русалочка, Кощей - Бессмертный, Золушка.
Станция «Расшифруй сказку».
Цель: узнать сказку из зашифрованного, нестандартного пересказа текста сказки.
Задачи:
- Мотивировать детей данной деятельностью к разгадыванию необычных головоломок, ребусов, шарад.
- Развивать внимание, быстроту восприятия, нестандартное мышление, смекалку.
- Развивать у детей наблюдательность, воображение, чувство юмора.
Оборудование: текст зашифрованной сказки.
Условие задания: Быстро читается сказка, состоящая из неполных слов, 2-3-х первых букв. Прослушивать сказку до конца. Дети должны расшифровать название сказки и рассказать её целиком.
Пример зашифрованной сказки:
По де ре. Вы ре бо при бо. По де тя ре. Тя по тя, вы не мо. По де ба. Ба за де, де за ре. Тя по тя, вы не мо. По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре. Тя по тя, вы не мо. По вну жу. Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре. Тя по тя, вы не мо. По жу ко. Ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре. Тя по тя, вы не мо. По ко мы. Мы за ко, ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре. Тя по тя, ВЫ.
Станция «Инсценировка».
Цель: познакомить с первоначальными навыками инсценировки сказки.
Задачи:
- Развивать артистические способности детей, через театрализованную деятельность.
- Развивать речевые навыки, умение строить диалог с помощью речи, интонаций и движений, показывать правильные действия по тексту без речи.
- Формировать коллективные действия, взаимодействия.
- Пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать и сопереживать происходящему.
Актуальность. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. А так же способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный: - художественным образованием и воспитанием детей; - формированием эстетического вкуса; - нравственным воспитанием; - развитием памяти, воображения, инициативности, речи; - развитием коммуникативных качеств; - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Оборудование: Сборники русских народных сказок.
Условие задания: Участникам предлагается инсценировать сказку или отрывок сказки. Дети распределяются по ролям. Роли могут быть не только героев людей, животных, но и предметов. Читается сказка, ребята выполняют все действия.
1 вариант. Участники показывают действия без слов. Всё читает ведущий.
2 вариант. Читают сказку по ролям.
3 вариант. Полностью инсценируют сказку, используя подручные материалы для перевоплощения.
Примеры сказок:
«Колобок», «Теремок», «Маша и три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Вершки и Корешки».
Станция «Узнай сказку».
Цель: закреплять у детей знания по сказкам.
Задачи:
- Учить узнавать по картинам, репродукциям, из какой сказки герой, предмет, природный объект.
- Развивать память, речь, внимание, мышление.
- Воспитывать интерес и любовь к сказкам, к художественной деятельности.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран или интерактивная доска. Презентация.
Условие задания: Ведущий показывает презентацию: «Узнай сказку», в каждом слайде картина или иллюстрация к сказке (Приложение. Узнай сказку.). Дети называют сказку (по возможности название картины, художника).
Узнай сказку
PPT / 1.53 Мб
Станция «Поиграем»
Цель: научить детей играть в подвижные игры «Карлики, Великаны», «Царь-Горох» «Остров сокровищ».
Задачи:
- Создать условия для активной игровой деятельности.
- Развивать двигательные действия и физические качества (координации, быстроты, ловкости, ориентации в пространстве).
- Формировать психологические свойства организма (логическое мышление, воображение, внимание).
- Укреплять психоэмоциональное здоровье, через положительные эмоции.
- Развивать коммуникативные навыки, элементарных норм и правил взаимоотношений со сверстниками, взрослыми; развивать организаторские навыки.
Актуальность.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений
детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они
основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные
эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для
всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке
взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Данные игры помогают овладеть пространственной терминологией, познавать окружающий мир, освоиться в коллективе, пополняет словарный запас детей.
Игра «Карлики, Великаны»
Предисловие. Ведущий объявляет игру, спрашивает, кто такие карлики и великаны и в каких сказках они встречаются. («Карлик Нос», «Кот в сапогах», «Приключение Гулливера»)
Оборудование: книги «Карлик Нос», «Кот в сапогах», «Приключение Гулливера». Часы.
Условие игры: Ведущий четко говорит –Карлики, участники должны присесть на корточки; если ведущий говорит- Великаны, дети встают в полный рост и поднимают руки. Ведущий должен запутать игроков, говорить несколько раз одну команду, быстро менять команду. Кто ошибается, выходит из игры. Останется самый внимательный и быстрый. Чем дольше играет группа, тем больше получают баллов.
Игра «Остров сокровищ»
Оборудование: Кроссворд. Карты-схемы, каждая карта с последующим пошаговым маршрутом. Клад - призы.
Предварительная работа: на определенной территории в тайных местах прячут подсказки, где спрятаны сокровища. Аналогия с игрой 12 записок. Только записки оформляются, как карты местности с последующим курсом (от 3 до 5 мест)
Условие игры: Ведущий (в роли пирата) объявляет игру, и предлагает группе стать пиратами на острове сокровищ и найти клад. Ведущий:- для того, чтобы найти клад, нужна? (карта) А карту я отдам, если вы поможете мне отгадать кроссворд. Такой кроссворд сложный, думаю, думаю и никак не могу понять, что за муха..? (Приложение. Кроссворд.).
Кроссворд
JPG / 196.62 Кб
Отгадав, кроссворд, ребята получают карту и по карте находят следующую подсказку и т. д. Таким образом, находят клад. Это могу быть небольшие школьные принадлежности, книжки - малышки или сладкие угощения для всех в группы.
Игра «Царь-Горох»
Безопасность в помещение: не скользкий пол, пространство для бега без мебели. Безопасность на свежем воздухе: площадка для бега с не твердым покрытием: песок, поляна.
Предварительная работа: разграничить территорию на трон царя и корабль путешественников (условно «домик»), между ними разграничить площадку для бега.
Условие игры: По считалке «на золотом крыльце сидели..», выбирается Царь-Горох. Остальные ребята становятся путешественниками. Путешественники на корабле (условно), договариваются об одном действии 1-2 слова, примеры: копать; поливать цветы; плавать; скакать на скакалке и т.д. Путешественники подходят к Царю (разграничить линию подхода). Царь-Горох:- Здравствуйте путешественники, где вы были господа!? А путешественники в ответ:- Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем. Далее, без слов, показывают одно действие повторяющимися движениями. Царь Горох отгадывает действие, если не правильно, путешественники продолжают движения. При правильном ответе, путешественники убегают на свой корабль, а Царь-Горох старается кого-либо поймать (проговаривается, что должен поймать за руку, пойманный не должен вырываться). Пойманный путешественник становится придворным и помогает ловить путешественников. Далее путешественники загадываю другое действие. Игра продолжается, до тех пор, пока не останется один путешественник. Не пойманный путешественник становиться Царем-Горохом. Игру можно продолжать вне мероприятия, в другое время или день.
Информационные источники:
http://muz-color.ru/?s=карусель+это%20радость%20для%20нас
http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-pro-skazku/
http://detskiychas.ru/proverbs/poslovitsy_o_srazkah/
http://bigslide.ru/russkiy-yazik/14727-poslovici-i-pogovorki-o-skazochnih-geroyah.html
https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-skazochnyh-geroev/
https://frigato.ru/skazki/russkie-narodnye/
https://www.bumerang.nsk.ru/photo/user_1/102/2814/
https://multiurok.ru/files/konspiekt-zaniatiia-iskusstvo-pantomimy.html
https://урок.рф/lessons/razvivayushaya_nastolnaya_igra_uznaj_skazku_po_ka_185236.html
https://www.syl.ru/article/171385/new_kommunikativnaya-kompetentsiya-i-ee-formirovanie
Дёмшина Ирина Петровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Перминова Елена Федоровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Ватолина Светлана Анатольевна
Панов Егор Игоревич
Ватолина Светлана Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна