Методическая разработка «Игровые методы обучения в педагогической практике»
Игровые методы обучения в педагогической практике.
На современном этапе развития дошкольного образования актуальность вопросов повышения его качественного уровня подтверждается тем, что со стороны государства принимаются меры для создания условий в ДОУ для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Принятый документ (ФГОС) , основываясь на принципы дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности важнейшим аспектом образовательной деятельности в детском саду и направлен на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего мира, проявляя интерес к области освоения знаний. Кругозор ребенка отражает накопленный личный опыт и расширяется на основе словесных образов, представлений по рассказам, с помощью воображения в игровых ситуациях.
Изменения в обществе, связанные с информатизацией, компьютеризацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе, из мира детства уводят игру на второй план. Сегодня дошкольное образование призвано активизировать работу в отношении игры как способа реализации в дошкольной сфере познавательной, исследовательской, творческой деятельности, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире.
Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования.
Игра- это способ познания мира, и от того, как она организована , зависит, насколько полно будет воспринята та или иная новая информация ребенком. Через игру он открывает ворота в мир познавательной деятельности, где происходит:
-развитие любознательности и познавательной мотивации,
- формирование познавательных действий, становление сознания;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях .
Важное место в обучении дошкольников отводится применению дидактических игр и игровых упражнений. Дидактическая игра является одним из методов активного обучения, действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Игра способствует развитию познавательной деятельности, стимулированию детской активности, совершенствованию и пониманию причинно- следственных взаимосвязей между предметами и явлениями. Такая игра не рассматривается как способ пополнения или сообщения знаний, в ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, умений, обеспечивающих их развитие. Игра становится средством воспитания партнерских взаимоотношений.
При выборе дидактической игры необходимо хорошо представлять общий уровень подготовки дошкольников, так как в игре они должны уметь свободно пользоваться уже имеющимися знаниями и уметь применять их на практике в обучающих ситуациях.
Увлекательной формой занятий из дидактических игр являются сюжетные , например, игры-путешествия. Они отражают чаще реальные факты или события , и содержание действий понятны и интересны детям. Выполнение определенных заданий ребята воспринимают эмоционально легко, поэтому познавательное содержание усваивается лучше . Ребята на таких занятиях принимают активное участие в развитии сюжетной линии, обогащении игровых действий, а ,значит, достигают наибольшего результата и приобретают новые знания.
В педагогической практике значимость игры как метода обучения определяется в случае, если она состоялась, усвоена детьми и пережита ими в качестве самоценной деятельности.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком: есть точно поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью . Таким образом, существенное отличие игровых методов заключается в том, что они базируются на игровых элементах, связях, отношениях. В педагогической практике разработана и применяется технология занятий в игровой форме обучения.
Процесс эффективных форм работы с детьми в ходе осуществления педагогической практики обогащается использованием современных педагогических технологий. Осуществляя педагогическую практику в ДОУ, можно применять различные педтехнологии, направленные на функционирование в игровой форме познавательных, коммуникативных и воспитательных моментов учебно- образовательного процесса.
1.Информационно- коммуникационные технологии.
Использование и применение в обучении ИКТ.
2. Технология развития критического мышления.
Условие свободы выбора, качества прогноза. Основные методические приемы развития критического мышления:
-прием"Кластер";
-таблица;
-мозговой штурм;
-интеллектуальная разминка;
- зигзаг;
-"корзина идей";
-составление синквейнов;
-"знаю- хочу узнать- узнал";
-круги по воде;
-да- нет;
- перепутанные логические цепочки.
3.Проектная технология.
Самостоятельный поиск знаний для решения проблемной комплексной проектной задачи.
4.Технология проблемного обучения.
Создание педагогом проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность дошкольника по решению данной проблемы.
5.Здоровьесберегающие.
Развитие физических качеств:
-"Са-Фи-Дансе"(танцевальная гимнастика);
-игроритмика;
-игроакробатика;
-игровой массаж;
-пальчиковая гимнастика;
-стрейчинг;
-йога.
6.Игровые технологии.
Предметные( математические, музыкальные) сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры, драматизация, компьютерные, настольные, уличные, циклические.
Область применения:
- физические;
-интеллектуальные;
-трудовые;
- социальные;
-психологические,
Характер педагогического процесса:
-обучающие;
-тренинговые;
-контролирующие;
-обобщающие;
-познавательные;
-творческие.
7. Модульные технологии. Работа по индивидуальному направлению (модулю). Педагог в роли консультанта, образовательные потребности детей по интересам и возможностям.
8.Технология творческих мастерских.
Технология связана с проектным обучением. Педагог- мастер, создающий творческую атмосферу для проявления и выявления способностей ребенка.
9. Кейс- технологии.
Интерактивная технология обучения. Объединение и ролевых игр, и метода проектов, и ситуативного анализа конкретной ситуации.
Использование данных технологий позволяет расширять возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы, самостоятельности, ответственности и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе соответствующих видов деятельности. Совершенствование умений использовать игровые технологические навыки в совместной деятельности педагога и воспитанников зависит от создания в группе насыщенной предметно- развивающей среды, дополняющей учебный дидактический и наглядный материал.
Игровые технологии в педагогической практике тесно соприкасаются со всеми сторонами образовательной и воспитательной деятельности педагога в детском саду и направлены на решение основных задач повышения уровня образования дошкольников . Развиваясь в игре, они приобретают способность управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают во взаимодействие и сотрудничество. Игровые технологии помогают стимулировать развитие познавательной сферы ,накопление знаний и обогащения личного опыта, выработку определенных навыков и умений для решения поставленных задач. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, увлекательными, оригинальными, предоставляли каждому ребенку возможность творчески самовыражаться и раскрывать свой внутренний потенциал.
В настоящее время выбор игровых методов обучения в педагогической практике зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания познавательных занятий. Игра способствует совершенствованию умений и навыков, развитию познавательных процессов и формированию предпосылок учебной деятельности в целом. Важно педагогу помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечения.
Инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга, ведь "все новое, это хорошо забытое старое". Включение игр в образовательную деятельность осуществляется в соответствии с возможностями и интересами самих воспитанников. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, а , значит, повышается эффективность педагогического процесса .