Методическая разработка. Многофункциональное пособие «ЛогиК».
Методическая разработка.
Многофункциональное пособие «ЛогиК».
Авторы: Кобзистая Татьяна Николаевна, воспитатель
Кудряшова Евгения Владимировна, воспитатель
Кирюхина Юлия Алексеевна, воспитатель
Введение
В современном мире дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который ещё присутствует в отечественной образовательной системе, не стимулирует в достаточной мере развитие познавательных процессов и способностей.
По утверждению ряда исследователей, дети, лишенные совместной игровой деятельности со сверстниками, вырастают с низким уровнем самооценки, притязания и самоуважения. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать работу с детьми так, чтобы детские взаимоотношения в процессе проведения дидактических игр складывались положительно.
Одним из средств воспитания и обучения дошкольников является совместная деятельность в игре, где дети активно общаются, взаимодействуют, распределяя обязанности, выполняя сами игровые действия, обсуждая результаты. В различных видах дидактических игр содержатся истоки раннего выявления способностей, нравственных качеств личности.
Таким образом, выявлена проблема поиска оптимальных условий для успешного обучения и воспитания дошкольников посредством дидактической игры.
Многофункциональное пособие «ЛогиК» предназначено для ознакомления ребенка с элементарными математическими действиями; для осваивания величины, формы; ориентировки в пространстве, временных представлений; решения математических задач. Взаимодействие с пособием происходит с непременной опорой на наглядность, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (сопоставление количества и цифры, сравнение множеств и т.д.) сложны для понимания дошкольников и требуют наглядности.
Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа». Чтобы ребенок лучше запомнил изучаемую информацию и усвоил ее, требуется привлечь его внимание. Именно наглядность позволяет привлечь внимание ребенка, обеспечивает сосредоточенность, что в свою очередь позволяет ему легче усваивать материал и лучше его запоминать. Наглядность пособий воздействует не только на память. Благодаря яркости образов ребенок создает аналогии, которые понятны конкретно для него.
Многофункциональное пособие «ЛогиК» привлекает детей своей яркостью и разнообразием, интересными играми. Игровая деятельность во время образовательной работы способствует мотивации детей к познанию, закреплению учебного материала, является способом формирования практических навыков и умений дошкольников. Включение этих игр в образовательную деятельность внесет разнообразие и снизит утомляемость детей.
Представленное дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста и может использоваться педагогами в образовательной деятельности.
Помогает решать следующие педагогические задачи по данным областям:
«Познавательное развитие»: совершенствовать представление о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Развивать мыслительную деятельность, зрительное и слуховое внимание, память и восприятие. Формировать элементарные математические и пространственные представления. Обогащать сенсорный опыт.
«Речевое развитие»: Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь и грамматический строй речи.
Актуальность.
Многофункциональное пособие «ЛогиК» помогает развить и сформировать элементарные математические представления и навыки у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения. Предложенное нами пособие является авторским.
Многофункциональное пособие «ЛогиК» представляет собой каркас, собранный из пластиковых труб и граней из жесткого пластика. На пластиковых гранях расположены игры и задания. Пособие мобильно, легко трансформируется, наполнение тоже легко может быть заменено.
Данное пособие может использоваться непосредственно в образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, а также, индивидуально. Играя с пособием, ребёнок может стоять и свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. К тому же занятия с многофункциональным пособием «ЛогиК» стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместной работы с педагогом и детьми.
Методическая часть.
Дидактические игры и упражнения, включенные в многофункциональное пособие «ЛогиК»:
«Реши пример»
«Живые числа»
«Раскрась и реши»
«Реши задачу»
«Реши задачу»
«Проложи путь»
«Укрась чайник»
«Отгадай ребус»
«Колумбово яйцо»
«Танграм»
«Сложи квадрат»
Ожидаемый результат: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, размере, количестве, числе и пространстве. Развитие операций мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Развитие связной речи; обогащение и активизация словаря детей. Развитие способность к воображению.
Заключение:
Многофункциональное пособие «ЛогиК» является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством познавательного и речевого развития ребенка.
Играя с развивающим многофункциональным пособием «ЛогиК», у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация.
Благодаря этому пособию, каждый ребёнок самостоятельно, в зависимости от индивидуальности и интересов, может придумывать множество вариантов математических игр и задач и находить их решение.