МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Формирование экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством изучения водоёмов и их обитателей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Комплекс занятий, теоретический и практический материала
| Методист МБОУ ДО ДМЦ, г. Краснодар Занина М.В. |
Краснодар, 2025 год
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка | 3 |
Раздел 2. Тема занятия № 1 «Водоёмы России» | 5 |
Тема занятия № 2 «Морские обитатели» | 9 |
Тема занятия № 3 «Водоёмы Краснодарского края» | 13 |
Тема занятия № 4 квест «В глубоком синем море» | 18 |
Анализ проведенных мероприятий Методические рекомендации Список использованной литературы и интернет-ресурсов | 20 20 |
Аннотация
В дошкольный период очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Методическая разработка объединяет цикл занятий и направлена на формирование у детей 6-7 лет основ экологической культуры через изучение водоемов, и их обитателей.
Экологические инновации (или экоинновации) – это актуальное направление работы любого образовательного учреждения, это новые продукты, новые технологии, обеспечивающие взаимодействие между экономическим развитием и сохранением окружающей среды.
Методическая разработка может стать источником передового педагогического опыта для классных руководителей, учителей, родителей и педагогов дополнительного образования в формировании экокультуры дошкольников.
В данном пособии мы предлагаем ряд занятий, объединенных одной темой «Водоемы и их обитатели».
Раздел 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка по теме «Формирование экологического воспитания детей 6–7 лет посредством изучения водоёмов и их обитателей» содержит 4 занятия: «Морские обитатели», «Водоёмы России», «Водоёмы Краснодарского края», квест «В глубоком синем море».
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно знаний о водоемах страны и края, их обитателях, о способах сохранения водных ресурсов. Следовательно, мы решили провести мероприятия, посвященные этой теме. Оно позволит расширить и углубить знания детей о морских обитателях и их среде обитания, о значении водоемов, водных ресурсов для страны и края, послужит формированию бережного отношения к морским просторам и обитателям. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к сохранению природных ресурсов, животных, тем самым пробуждая лучшие чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. В этом актуальность выбранной тематики.
Различные мероприятия помогают формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние. Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в наше время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что, с одной стороны, перед педагогами стоит задача определения наиболее эффективных путей в приобщении детей дошкольного возраста к природе, но на практике многие реализуют традиционную методику экологического воспитания, мало способствующую формированию у детей системы экологических знаний, с другой стороны.
Новизна методической разработки состоит в использовании как традиционных, так и нетрадиционных форм занятий с использованием приёма игровой деятельности, что для дошкольников является ведущей, способствующей систематизации знаний детей о природе, повышению интереса к обучению.
Цель разработки – поделиться с педагогами, воспитателями собственными наработками, опытом проведения мероприятий, связанных с темой знакомства с миром водоёмов, дать методические рекомендации по дальнейшему использованию материала.
Тема реализуется через все виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, творческую, а также в рамках неё решаются образовательные задачи, с одной стороны, социально значима, с другой стороны вызывает личностный интерес детей.
Представленная разработка – это теоретический и практический материал, который может использоваться воспитателями, педагогами как отдельными элементами, так и в целом.
РАЗДЕЛ 2.
Тема занятия № 1 «Водоёмы России»
Место проведения: МБОУ ДО ДМЦ
Возраст участвующих: учащиеся 6-7 лет
Форма проведения: занятие
Оборудование: мультимедийная установка (ноутбук, интерактивная доска, колонки, проектор), глобус, картинки ручей, река, море, грязное море, аудиозаписи, материалы для дидактических игр.
Цель: расширить представление детей о разнообразии водных ресурсов: родники, реки, моря и т. д.
Задачи:
• сформировать познавательный интерес к природе, к ее главным богатствам;
• расширить представления о свойствах воды;
• закрепить знания о водных ресурсах родного края;
• воспитать бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного
природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Планируемые результаты: расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов, о свойствах воды; сформировать бережное отношение к водным ресурсам.
Ход деятельности
Педагог:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку.
Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит.
В ручьях и реках, в море кружится,
И без нее нам не прожить.
Ответы детей.
Педагог:
- Правильно, это вода. Важна ли вода для нашей планеты и ее обитателей?
Ответы детей
Педагог: (рассматриваем глобус) Посмотрите, большая часть нашей планеты покрыта водой. Голубые линии – этот реки, маленькие голубые пятна – это озера, а большие – это моря и океаны. Жизнь на земле есть только там, где есть вода. Вот как велико значение воды в природе.
2 вариант начала занятия: (использование Экологической сказки)
Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды) Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню. — Как тут красиво! – подумала Тучка, глядя вокруг. – Всё такое жёлтенькое… Налетел ветер, выровнял песчаные холмы. — Как тут красиво! – вновь подумала Тучка. – Всё такое ровненькое… Сильнее стало припекать солнце. — Как тут красиво! – в очередной раз подумала Тучка. – Всё такое тёплое… Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне. Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда. Не было здесь только одного – голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке. Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья. Нет здесь самого главного – ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.
На экране появляется золотая рыбка.
Педагог: Ребята, золотая рыбка отправила нам срочное и важное голосовое сообщение, давайте скорее прослушаем его!!!
Рыбка: - Ребята случилась большая беда, в нашем море пропали все рыбы и морские животные. Может, вы поможете их вернуть в море, а то они все погибнут.
Педагог: Будем спешить на помощь???
Ответы детей
Педагог: Но как нам попасть к морю?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, а вы помните мультфильм «Беги, ручеек», куда он попал в конце фильма?
Ответы детей.
Педагог: Верно, но сначала ручеек попал в маленькую речку, потом соединился с большой, полноводной рекой, а потом вместе с ней добежал до самого моря. Может, и мы с вами так поступим?
Ответы детей.
Звучит шум ручейка. На экране появляется ручеек.
Педагог: Бегу я, как по лесенке
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня (ручеек)
Ой, смотрите, а вот и ручеек. Ручей берет свое начало из родника, который бьет из-под земли (картинки). В роднике вода всегда чистая, прозрачная, ее даже можно пить.
С моим ручейком все хорошо, но, чтобы продолжить путь, каждому из вас нужно собрать свой маленький ручеек. Пока они плыли они разбились на несколько частей. Давайте каждый составит целый ручеек из частей. (раздаются разрезанные карточки ручейков).
Педагог: Теперь ручеек течет дальше. Молодцы!
Из недр земли забил родник
Ручьем хрустальным стал он в миг
Спешат ручьи, вперед бегут
И вот рекой они текут.
Посмотрите, здесь наш ручеек впадает в маленькую речку. (картинка+ шум реки)
Педагог: Как называется река, которая течет по нашему селу?
Ответы детей.
Педагог: Кто из вас был около реки, что вы видели?
Ответы детей.
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Педагог: Да, наша речка не такая уж большая и глубокая, но она очень красивая, течет тихо, спокойно, ею можно любоваться и получать радость. А вы знаете, что реки тоже могут болеть? (картинки грязной реки) Беззаботные люди нередко, отдыхая возле реки, оставляют после себя мусор, грязные пакеты, бутылки. И река становится не красивой, грязной. От этого страдают и рыбы, и животные, которые живут около реки. Что же нужно делать, чтобы река не была грязной?
Ответы детей.
Педагог:
Пусть на земле не умирают реки,
И стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
И нам с вами ребята нужно очистить реку от мусора.
На макете реки, ребенок поочередно каждый, убирает мусор, тем самым освобождая реку.
Педагог: Молодцы, ребята! Наша река теперь идеально чистая, но ведь не хватает кого-то?
Ответы детей.
Педагог: А вы знаете, кто живет в реке и около нее? Что ж, проверим, отгадайте загадки и найдите отгадки (отгадки размещают на картине реки)
1. Под водою проплыла рыба с пастью, как пила Всех пугала эта злюка, кто она, скажите …щука
2. Вот усатое бревно, прилегло поспать на дно. Почему бревно с хвостом? потому что это … сом
3. Он всегда гулять идет только задом наперед, С ним знаком любой рыбак, хоть не рыба он, а … рак.
4.У воды она живет, громко песенки поет. Рот ее для мух ловушка, а зовут ее …лягушка.
5.Кто гуляет по травинке, домик свой несет на спинке? С виду дом, как пирамидка, а хозяйка в нем…улитка.
6. Показалась нам сперва в желтых пятнах голова, А за нею между луж, хвост ползет, кто это? ...уж.
Педагог: Молодцы! Вы отгадали все загадки, и теперь мы знаем, кто живет в реке и около нее.
(Слайды моря)
Педагог: Вот мы и добрались до моря. А чем река отличается от моря?
Ответы детей.
Педагог: Давайте вспомним, как мы добрались до моря? (Ручей, маленькая река, большая река, море, океан)
Педагог: Ребята, вы не забыли, зачем мы пришли к морю?
Ответы детей.
Педагог: Дети создают морской коллаж под шум воды. (коллективная работа)
На макете моря, дети наклеивают готовые перемешанные картинки животных морских и не только. Задача ребенка выбрать только нужное.
Педагог: Дети, как только вы расположили всех рыбок по местам в море, золотая рыбка, тут же нам ответила, давайте послушаем.
Рыбка: Спасибо вам, ребята, вы очень помогли, без вас морские жители не смогли бы вернуться в море. Я очень рада, что у нас у рыбок есть такие замечательные друзья!
Педагог: А мы счастливы и рады, что смогли помочь золотой рыбке! Что ж, ребята, вот и закончилось наше путешествие. Мы сегодня много узнали о воде?
Ответы детей.
Проделали большой путь от ручейка до огромного и бескрайнего моря.
Ребята, на столах перед вами смайлика. Один грустный, другой веселый. Если вам было интересно сегодняшнее занятие поднимаем высоко вверх веселого человечка, если что- то не понравилось и было скучно, поднимайте вверх грустного человечка.
Интересно было на занятии?? Поднимайте смайлики.
Молодцы, ребята! Спасибо вам за активную работу! А сейчас проходите набирайтесь сил для дальнейших больших путешествий!
Тема занятия № 2 «Морские обитатели»
Место проведения: МБОУ ДО ДМЦ
Возраст участвующих: учащиеся 6-7 лет
Форма проведения: занятия с игровыми элементами.
Оборудование: мультимедийная установка (ноутбук, интерактивная доска, колонки, проектор, набор геометрических фигур, пластилин, ватные палочки, пазлы «Морская черепаха», «Кит», «Дельфин», «Осьминог».
Цель: познакомить, дополнить знания детей о морских обитателях.
Задачи:
- Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают.
- Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
- Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.
- Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению друг с другом.
Планируемые результаты: сформировать представление о морских обитателях, сформировать навыки бережного отношения к природе, развить память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
Ход занятия:
1. Педагог приветствует детей.
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Звучит фонограмма «Шум моря» (https://audioskazki-online.ru/podborki/zvuki-dlya-detey/zvuki-prirody/shum-morya)
Педагог: Что это за звуки, что это шумит? (шум моря)
Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно? (красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное,). Правильно. А ещё море очень глубокое и солёное. В море растут морские растения, красивые морские водоросли. Они очень полезные и помогают морским животным дышать.
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие – на морское дно. Вам интересно узнать и познакомиться с обитателями морских глубин?
Дети: ДА!
Педагог: А на чём мы сможем путешествовать по морю?
Детей: На корабле, на лодке…
Педагог: Занимайте места, мы отправляемся с вами в путешествие на корабле (дети садятся на стульчики «корабль»)
Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (Поднять выпрямленные ладони вверх.)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок.)
Плывут рыбки тут и там.
Педагог: Ребята, одевайте маски и поплывем как маленькие рыбки.
Педагог: Вот мы и оказались в подводном мире.
А для того, чтобы нам увидеть морских обитателей вам надо отгадать загадки.
Слушайте 1 загадку:
Через море-океан плывет чудо великан
На спине его есть кран
Из него бежит фонтан (КИТ)
Педагог: Молодцы! Это кит. Он самый большой и очень добрый житель моря.
Загадка 2:
Над водой взметнулась глыба
Это очень злая рыба
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг (АКУЛА)
Педагог: Как вы думаете кто это?
Дети: Это Акула.
Педагог: Акулы, ребята, опасны и у нее очень острые зубы.
Загадка 3:
Только мимо нас проплыли
По играли и уплыли
Среди волн мелькнули спины
Дети кто это? (ДЕЛЬФИНЫ)
Педагог: Дельфины очень умные, добрые, смелые. Их боятся даже акулы. А еще они очень любят играть с детьми.
Загадка 4:
Понеслась о нем молва
Восемь ног и голова
Что бы всем страшнее было выпускает он чернила (ОСЬМИНОГ)
Педагог: Кто это за чудо зверь? Ну конечно, осьминог. У осьминога 8 щупалец, они любят чистоту, убираются в своём домике, а мусор складывают в кучку.
Загадка 5:
Я с неба упала
На морское дно
И хищницей стала
Давным уж давно. (МОРСКАЯ ЗВЕЗДА)
Педагог: Это морская звезда. Она ползает по морскому дну, только очень медленно. Морской звезды пять лучиков, и она самая маленькая.
Последняя загадка 6:
И на суше и в воде
Носит дом свой на спине
Путешествует без страха
В этом доме? (ЧЕРЕПАХА)
Педагог: Конечно, это черепаха, а правильно ее мы назовем, морская черепаха. Она носит свой дом с собой, и он очень крепкий и спасает ее от разных бед.
Педагог: А как вы думаете, как можно назвать всех этих животных одним словом?
Дети: Морские обитатели
Педагог: Потому что они все живут в море.
Педагог: Ребята, а как вы думаете кто из этих животных самый большой?
Дети: Кит
Педагог: А кто самый маленький?
Дети: Морская звезда.
Педагог: Молодцы!
Дети должны правильно согласовать названия обитателей водоемов и числительных от 1 до 5.
Одна акула, две акулы..;
Один кит, два кита..;
Один дельфин, два дельфина..;
Одна черепаха, две черепахи..;
Пальчиковая Гимнастика «Морские животные»
Жил да был один дельфин,
Два конька дружили с ним,
Приплывали к ним киты,
и акула и моржи.
Те учили их считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Педагог:
Сейчас я вам раздаю квадратики разного цвета. Посмотрите, на каком столе такой же квадратик, туда вы плывете.
Распределение по центрам:
Центр познания «Математики»
Из геометрических фигур собрать рыбку.
Центр лепки.
Из пластилина разукрасить дельфина.
Центр творчества.
Поставить белые точки осьминогу ватными палочками.
Центр дидактических игр.
Пазлы: Морская черепаха, Кит, Дельфин, Осьминог.
Педагог: Ребята, вам понравилось наше морское путешествие, давайте посмотрим, кто, что делал в подводном мире (рассматривает работы детей).
Педагог: А давайте с вами вспомним, с кем вы сегодня познакомились?
(Дети отвечают)
Кит, Акула, Дельфин, Осьминог, Морская звезда, Морская черепаха.
Тема занятия № 3 «Водоёмы Краснодарского края»
Место проведения: МБОУ ДО ДМЦ
Возраст участвующих: учащиеся 6-7 лет
Форма проведения: занятие - путешествие.
Оборудование: мультимедийная установка (ноутбук, интерактивная доска, колонки, проектор), глобус, модули геометрических фигур, штурвал, игра «Обитатели рек и морей», запись шума моря, картинки с изображением речных рыб и морских обитателей, презентация «Водоёмы Краснодарского края».
Цель: познакомить, дополнить знания детей о водоёмах Краснодарского края.
Задачи:
-познакомить детей с естественными водоемами Краснодарского края: Азовским и Черным морями, реками - Кубань, Белая, с животным миром, морей, рек;
-развивать познавательный интерес о водном мире, о водоёмах Краснодарского края (реки – притоки реки Кубань, озёра.);
-углубить знания о природе и экологии края;
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность;
-воспитывать чувство взаимопомощи, бережное отношение к природе, любовь к своей малой Родине -Кубань;
-развивать умение детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно;
-развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- развивать двигательную активность детей.
Планируемые результаты: сформировать у детей представление о водоемах Краснодарского края; развить интерес к водному пространству; углубить знания о природе и экологии края; сформировать чувство взаимопомощи, бережного отношения к природе, любовь к своей малой Родине; развить связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения, развить двигательную активность детей.
Ход занятия:
Организационный момент:
-Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Что это? (Это глобус)
- Разгадайте –ка ребята, такую загадку:
«Я и тучка, и туман,
я – река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу» (Вода.)
-Давайте раскрутим наш глобус. - Какого цвета больше? (Синего, голубого.) Почему? (Ответы детей)
-Потому что большая часть Земли занята водой.
- Ребята давайте рассмотрим карту нашего края. Как называется наш край? (Краснодарский край.) Нашу малую родину ещё называют Кубанью.
- Как вы думаете, что обозначают синие полоски? (Ответы детей.) Синие полоски обозначают реки, которые текут в разных направлениях и их очень много на Кубанской земле.
-Каким цветом обозначена вода на карте и на глобусе? (синим)
-Какие вы знаете реки в нашем крае? (Кубань).
-Сегодня мы отправимся в путешествие по рекам Краснодарского края на теплоходе.
-А как называются люди, которые путешествуют? Путешественники.) Давайте представим, что мы путешественники. А что нужно для путешествия? (Карта, компас и теплоход.)
-Сейчас мы смастерим теплоход из геометрических модулей и отправимся в путь.
- Давайте найдём самую большую реку нашего края на карте. Какая самая большая река? (Кубань.) Вот по ней мы и поплывём.
- Ребята, посмотрите, какой красивый вид кубанских просторов открылся нам.
Взмыло солнце над полями.
Свет клубится над рекой,
А вокруг, куда не глянешь –
Край кубанский, мой родной.
-Эта река имеет такое же название, как и наш край «Кубань».
Она берёт начало высоко в горах. Из маленького горного ручейка она превращается в широкую полноводную реку. Кубань является важной рекой.
Горные ледники дают начало истокам Кубани. Исток –это начало реки. Она мчится по ущельям –это русло реки. Затем река петляет по равнине. На территории нашего края протекают такие реки, как Лаба, Белая, Пшиш, Синюха. Это малые реки Краснодарского края, которые являются притоками Кубани. Это горные реки.
- Река может начинаться и из озера. Водичка вытекает из них, собирается в ручьи. Они соединяются, стекают и получается река.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
-Ребята, давайте поиграем с речкой. Я буду называть слова, а вы называете слово противоположное по значению.
Речка глубокая……… (Мелкая.)
Речка извилистая………. (Прямая.) Речка широкая ……. (Узкая.) Речка длинная ……..(Короткая.) Речка бурлящая ……..(Спокойная.) Вода в речке холодная …….. (Тёплая.) Вода в речке мутная ……. (Прозрачная.)
- Ой, ребята, посмотрите, а что там плещется в воде? (Рыба.)
-Скажите, а какая бывает рыба? (Ответы детей.) Морские, которые живут в море, речные, которые живут в реках.
Динамическая пауза
-Давайте представим, что мы рыбаки. В синем небе облака. (встаём на носочки и поднимаем руки вверх) Под горой бежит река, (приседаем, руки вперёд) Рано утром из реки , (встали) Тянут сети рыбаки . (имитируют движения, как бы перебирают сети руками) Много рыбы наловили , (разводим руки в стороны) Вкусную уху сварили. (выполняем круговые вращения руками, как бы варим уху в котле)
Ах!
- В наших реках очень много разной рыбы.
Сом-это самая большая рыба. Он питается мелкой рыбой, лягушками и водоплавающими птицами.
Щука - обыкновенная. Это хищник. тело удлиненное, зеленовато-тёмного цвета, с множеством разных пятен и полосок по бокам. Пасть у щуки огромная, с острыми зубами. Держится она в одиночку, поджидает в зарослях свою добычу, благодаря своей пёстрой окраске.
Судак- красивая рыба. У него длинная голова и широкий рот с острыми мелкими зубами. Окрашен в зеленовато-серый цвет. Судак – хищная рыба. Он любит полакомиться мелкими рыбёшками. Они не любят ходит стаями, живут в одиночку.
Окунь - не большой по размеру, но он хищник. Эта рыбка любит тишину и покой, поэтому плавает, где поглубже. Окунь имеет небольшой горбик и маленькие глазки, но всё ровно это симпатичный полосатик с красными плавничками и хвостиком.
Проводится игра «Поймай рубку».
Дети удочками «вылавливают» плоскостные изображения рыб и называют их. (Окунь, карась, щука, карп, тарань, судак, краснопёрка.)
-Вот сколько рыбы мы наловили, вы молодцы, правильно угадали их названия. Ребята, а вы знаете, что рыбу можно ловить, только удочками. Никогда не брать мелкую рыбу, отпускать её.
- Давайте отпустим рыбу в речку, а сами поплывём дальше.
- Ребята, посмотрите вдали виднеется озеро. А вы знаете, что такое озеро? Озеро-это большое природное углубление с водой.
-А как вы думаете одинаковая вода на вкус в реках, озёрах и морях? (Нет)
-Она пресная и солёная. Где вода пресная, а где солёная? (В реке пресная, а в море солёная.)
-И у нас на Кубани есть много озёр. Самое большое -это пресное озеро Абрао. Есть озёра степные горько – солёные: Большое и Малое, недалеко от г. Армавира. Озеро Ханское около г. Ейска известно лечебными грязями. (Аудиозапись-шум моря)
-Ребята, вы слышите звуки? На что они похожи? (Плеск волны, звуки моря, прибой, крик чаек)
Физкультминутка
- Давайте представим, что мы на море.
И вот перед нами море,
Бушует оно на просторе. (Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения) А в море высокая волна ,
И вверх до небес
И вниз до дна. (Пальцы рук сцеплены)
Качает вода солёная,
Водоросли зелёные. (Руки подняли и делают змеевидные движения)
Скачут весело дельфины,
Подставляя солнцу спину. (Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные движения вперёд.)
На волнах качаются,
Солнцу улыбаются. (Руки вверх)
-Правильно, вот мы с вами уже плывём по морю. Посмотрите море огромное, красивое, синее.
- Все реки впадают в моря. Ребята, как вы думаете, что это за море.
-Правильно, это чёрное море. Чёрное море очень тёплое \, не замерзает даже зимой. Оно неспокойное и бурное, так как часто штормит. Каким ещё бывает море? (Тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, бурлящее и т.д.)
-Как вы думаете море -это только вода, песок, камни? Или кто- то живёт в море? (Дети перечисляют морских жителей.)
-А теперь отгадайте загадки о морских обитателях.
Для неё вода-качели,
И плывёт она без цели.
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна, как вода (Медуза.)
-Медузы бывают круглые как шар, вытянутыми и плоскими, как тарелки. Все медузы ядовиты.
Над волной дугою взвился,
Спинкой чёрной заискрился.
Мимо гор плывёт, Афин.
Белобрюхий, кто?...... (Дельфин.)
Глубоко на дне она,
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет.
Потому что не умеет. (Морская звезда.)
Эти животные – хищники. Питаются морские звёзды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, которые находятся на нижней стороне лучей.
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки.
Конь несет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок: рыбок друг ….. (Морской конёк)
Морской конёк – небольшая рыбка, одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела напоминает шахматную фигурку коня.
-Молодцы ребята, всех морских обитателей вы отгадали.
-Наше путешествие продолжается. Посмотрите, вот уже и Азовское море, именно в Азовское море впадает река Кубань.
-Как вы думаете, какое море больше? (Чёрное.)
-Меньше? (Азовское.)
Азовское море самое маленькое и мелкое. Вода в нём сильно прогревается, оно теплее, чем Чёрное море. Вода менее солёная, поэтому зимой оно замерзает.
-Ребята, как вы думаете какие рыбы живут в Азовском море?
-Окунь, щука, сом, плотва, судак. Да ребята, эти рыбы как речные, так и морские, которые заплывают в наше Азовском море.
Но не везде водится рыба, где берега загрязнены, рыба исчезла. Как вы думаете почему? (Рыба погибла, так как люди засорили моря и реки.)
Опыт: в аквариум с чистой водой добавляем чёрную краску.
Дети рассказывают, что реку загрязнили и что случится с рыбой. Делают вывод, что нельзя загрязнять природу. Вода нужна растениям, животным, всему живому на Земле.
- Для того, чтобы природа нас радовала своей красотой и многообразием её обитателей, нужно бережно к ней относиться и к её обитателям.
- Что необходимо делать человеку, чтобы рыбкам было комфортно жить в водоёмах?
- В классе развешаны высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»? (работа в группах)
1. Не мусорить на берегах.
2. В водоёмы не бросать отходы.
3. Не мыть машины в водоёмах.
4. Не сбрасывать промышленные отходы.
5. Ставить на предприятиях очистительные фильтры.
6. Не вырубать леса по берегам водоёмов.
7. Ограничить вылов рыбы.
8. Не рыбачить сетями и во время нереста.
9. Разрешить неограниченную рыбалку.
10. Производственные отходы сбрасывать только в мелкие водоёмы.
11.Угли от костра сбрасывать в воду, чтобы не загорелся лес.
- Конечно, для того, чтобы рыбкам жилось хорошо, надо заботиться о чистоте наших водоёмов. И тогда природа отблагодарит нас. Рыбы в наших реках прибавится и водоёмов станет больше.
- Ребята, нам пара возвращаться в класс, занимайте свои места в теплоходе и в путь. Давайте, ещё раз нашей красавицей рекой Кубань.
-Ребята, вам понравилось наше путешествие по морям, озёрам, рекам Краснодарского края? Что вам запомнилось, что узнали нового?
Тема занятия № 4 Квест «В глубоком синем море»
Место проведения: МБОУ ДО ДМЦ
Возраст участвующих: учащиеся 6-7 лет
Форма проведения: квест
Оборудование: мультимедийная установка (ноутбук, интерактивная доска, колонки, проектор, презентация, раздаточный материал, бумага, цветные карандаши, сценарная разработка квеста.
Актуальность: использование игры в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Цель: систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.
Задачи:
- формирование представления детей о жизни моря и его обитателях;
- закрепление материал о мире рыб: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают.
- формирование бережного отношение к морским животным;
- формирование экокультуры, необходимости бережного отношения к природе;
- развитие нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие действенную активную позицию ребенка в отношении к животным и всей живой природе (помочь, защитить, позаботиться и т.д.);
- развитие памяти, речи, наблюдательности, кругозора, логического мышления, интереса к познанию окружающего мира.
Планируемые результаты: расширить представление о морских обитателях, сформировать навыки бережного отношения к природе, братьям нашим меньшим, развить чувства сострадания, справедливости, желания заботиться, защищать; совершенствовать навыки работы в группах; мотивация к процессу обучения и познания.
Описание игры: учащиеся отправляются в морское путешествие, в ходе которого дети выполняют различные задания.
Ход мероприятия:Вступительное слово педагога:
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в морское путешествие на подводной лодке. Вам предстоит не только узнать много нового и интересного о жителях подводного царства, но и посоревноваться в сообразительности, внимательности, быстроте.
- Во время путешествия мы сделаем 6 (шесть) остановок и выполним задания морских обитателей. За верные ответы будут вручаться фишки. Тот, кому удастся набрать их больше, победит. Ну что, начнем? В добрый путь!
Используется презентация (презентация как игровое поле). Ссылка на презентацию - https://disk.yandex.ru/d/pCXEUGfKoBijGQ
Победителям по станциям даются фишки.
1. Станция «Загадки морской звезды». Детям необходимо отгадать загадки на морскую тематику.
2. Станция «Угадайка!». Участники игры должны отгадать рыб.
3. Станция «Чья тень». Дети должны определить по тени обитателей моря.
Физминутка «Буль-буль-буль» - https://clck.ru/3BMoaj
4. Станция «Морские обитатели». Здесь необходимо собрать части картинок и определить, каких же морских обитателей нам загадал дядюшка Морж.
5. Станция «Рассели жильцов». Тут необходимо распределить животных, млекопитающих, рыб и птиц по ареалу обитания.
6. Станция «Необыкновенные рыбки». Ребятам нужно нарисовать необыкновенную, волшебную рыбку.
Подведение итогов. Награждение.
Педагог:
- Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие по подводному царству. Пора подвести итоги наших соревнований. Считаем фишки. Поздравляем победителей! Все старались, играли честно, благородно, красиво. И, конечно же, каждый из вас достоин награды. Спасибо за работу, до новых встреч! (Награждение всех участников мероприятия)
Методические рекомендации для педагогов по проведению подобных мероприятий:
1) развить определенные условия, дающие возможность каждому ребенку участвовать в мероприятии в своём темпе, т.е. выбрать щадящий вариант работы для каждого дошкольника;
2) практически воплотить в группе эмоционально комфортные условия, средствами художественного слова, что будет способствовать развитию личного потенциала каждого воспитанника.
3) научить детей понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом, планировать свое высказывание, свои действия на отдельных этапах занятия, осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. (для старших дошкольников)
4) Экологические загадки — это не только способ весело провести время с ребенком. Это еще и отличный инструмент для получения важных знаний об экологии. Если такие загадки красиво оформить с помощью картинок, то их можно отдать малышу для самостоятельного изучения.
5) Использование системного подхода к изучению природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опытов, прогулки, проведение занятий на природе, работа на опытном участке вокруг образовательных организаций, рисование и т.д. Такие экологические занятия протекают на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В.Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012.-174 с.
Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.
21