Методическая разработка на тему: «Проблемы интонирования домриста на начальном этапе обучения в ДШИ».

2
0
Материал опубликован 10 April

Методическая разработка на тему: «Проблемы интонирования домриста на начальном этапе обучения в ДШИ».

На начальном этапе подготовки музыканта ставятся две задачи: «обще эстетическая (в которую входит пропаганда музыкальных инструментов, воспитание у детей интереса к музыке, формирование у них вкуса) и профориентационная (овладение знаниями теории музыки, освоение исполнительских навыков игры на инструменте, выявление более талантливых детей, их ориентация на дальнейшее обучение в среднем специальном учебном заведении)». Первая задача более актуальна среди музыкантов, которые ведут классы домры и балалайки. Несмотря на усилия педагогов по пропаганде народных инструментов (участие в концертах, конкурсах, городских и поселковых культурных мероприятиях), домры и балалайки не выдерживают конкуренции с такими популярными инструментами как фортепиано или гитара. Это является огромным препятствием в процессе формирования профессиональных классов. А ведь только при наличии таких классов можно говорить о профориентационной работе в системе подготовки учащихся в средние специальные учебные заведения.

Хорошим примером этому служит деятельность воронежских педагогов, которые создали не просто классы домры – балалайки, а настоящую школу воспитания исполнителей со своей программой и методикой. Главная направленность в работе педагогов-развитие у учащихся навыков звуковедения (интонирования), подчинение техники музыкальным задачам, формирование понятия «культура» звука.

В свое время был выпущен очень хороший сборник С. Л. Петрашова «Репертуар для первого и второго полугодия обучения домриста», рассчитанный как на детей школьного возраста, так и на детей дошкольного возраста, которые еще не умеют читать.

Начальный этап обучения домриста включает в себя:

Формирование посадки.

Постановку игрового аппарата.

Навыки звукоизвлечения.

Огромную часть времени преподаватель тратит на преодоление болезненных ощущений в левой руке, возникающих при нажатии струн на ладах. Адаптация к инструменту происходит у всех детей по-разному. В основном она завершается к концу первого полугодия.

Изначально у ребенка должен формироваться музыкальный слух. Учащийся сначала должен слышать музыку, а потом играть ее на инструменте. Знакомство его с понятием музыкальная интонация, которая является носителем смысла в музыке, а выразительное интонирование - основой исполнительского мастерства.

Что же такое само понятие «музыкальная интонация и интонирование?» Одним из основных определений интонации является определение ее как «состояние тонового напряжения». Это понятие раскрывается как естественное выявление человеческих чувств, всегда связанной с голосом, с дыханием.

Разобраться в сложности процесса интонирования ребенку невозможно, да это и не требуется. Достаточно понимания этого процесса педагогом. Поскольку музыкальное интонирование изначально связано с речью, с речевым интонированием, то необходимо на раннем этапе обучения связывать нотный материал со словом. Используя простейшие тексты. Важным в этой работе является умение ученика найти и выделить во фразе смысловое слово, а в нем ударный слог, что будет являться кульминацией. А потом связать это с нотным звучанием.

Например: «Василек, василек мой любимый цветок».

Необходимо помочь ребенку ощутить ритм стихотворения, сопровождая каждый слог во фразе хлопками в ладоши, причем хлопки могут быть короткими или длинными в зависимости от ритма слова.

После тщательного разбора текста заменяем хлопки игрой на инструменте. Играем большим пальцем правой руки ритмический рисунок. Потом слова проговариваются про себя, ученик слышит только мелодию. На этом этапе учащемуся необходимо объяснить понятие динамические оттенки. Громко и тихо. Постепенное усиление напряжения и постепенное расслабление.

Исходя из этих понятий, ученик уже в состоянии составить простейшую музыкальную фразу, которая пока сопровождается текстами, буквально следует смыслу и движению речевой интонации.

Ученик с помощью педагога должен уметь разбираться в структуре исполняемой им музыкальной фразы. Преподаватель помогает ему в выборе более рациональных приемов игры и штрихов.

Задача воспитания у начинающего домриста способности к выразительному интонированию на инструменте весьма сложна. И решение ее занимает значительное время на всем протяжении подготовки профессионального исполнителя. Тем более ее важно начинать решать на начальном этапе обучения.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации