Методическая разработка на тему «Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика» в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
Тема урока:
«Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика» в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».
Цель:
Проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина;
Раскрыть душевный мир героя рассказа;
Показать неординарность учительницы Лидии Михайловны;
Воспитание уважения к труду учителя
Тип урока: комбинированный, урок –поиск истины.
Оборудование: учебник по литературе, мультимедиа, раздаточный материал, словарь.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте! Садитесь!
- Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!
- Здравствуйте и те, кто идет в школу с не очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.
- Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.
- И поможет нам в этом разобраться?....(Ответы учащихся). (В. Г. Распутин с его рассказом «Уроки французского»)
СЛАЙД 2
Вступительное слово учителя
Объявление темы и целей урока
- Ребята, скажите, о ком или о чем мы сегодня будем говорить? (ответы учащихся) (о школе, о уроках, учениках, учителях)
- Правильно. Скажите, а как взаимосвязан урок, учитель, ученик с произведением Распутина «Уроки французского»? (т.к. в основу рассказа легли воспоминания детской жизни самого автора, его школьная жизнь, учительница французского языка – Лидия Михайловна Молокова, которая и стала прототипом учительницы из рассказа.)
- А что такое прототип? (Прототип – первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ)
СЛАЙД 3
- Тогда возникает вопрос? Кто же герой данного рассказа? (Повествование ведется от первого лица. Герой рассказа - сам автор – Валентин Георгиевич Распутин, который рассказывает от своего лица).
СЛАЙД 4
- Как в русской литературе называется термин, где автор ведет рассказ от своего лица? (автобиография)
СЛАЙД 5
- Правильно.
СЛАЙД 6
- Мы уже с вами знаем, что произведение автобиографично, так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей)
СЛАЙД 7
- Правильно ребята, сегодня на уроке мы с вами обсудим взаимоотношения главного героя рассказа с Лидией Михайловной, выясним, как Лидия Михайловна повлияла на его дальнейшую жизнь главного героя, воспитаем чувство уважения к учителям старшего поколения.
Ответим на главные вопросы:
Правильно ли поступил директор школы в конце рассказа с Лидией Михайловной?
Согласны ли вы с его решением?
Как, по вашему мнению, должен поступать директор?
СЛАЙД 8
- Тема нашего урока: «Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика» в рассказе Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».
Работа по теме урока
- Прежде, чем начнём разговор по нашей теме, давайте вспомним о нашем главном герое и его характеристике. На парте у вас лежит «Цитатный план», где вы должны соотнести цифру к букве. И проверим по ключу.
- На это задание 2 минуты.
Вопросы к рассказу о герое | Цитатный план к рассказу о герое |
1.Почему мальчик оказался в райцентре? | А) «Я пугался и терялся…она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных». |
| Б) «Учился я и тут хорошо…по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки». |
3.Каково было душевное состояние героя? | В) «Получив его (рубль), …я покупал баночку молока». |
4.Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? | Г) «Они били меня по очереди…не было в тот день человека несчастнее меня». |
5.Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? | Д) Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр». |
6.Каково было отношение мальчика к учительнице? | Е) «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни». |
- А сейчас сделаем взаимопроверку, обменялись листочками, за правильный ответ ставим «+», не правильный «-»
СЛАЙД (ключ) 9
Вопрос | Цитата |
1. | Д |
2. | Б |
3. | Е |
4. | В |
5. | Г |
6. | А |
(закрыть слайд)
- Проверили? Молодцы! У кого ни одной ошибки? 1? 2?
- А теперь скажите, что мы с вами знаем о нашем главном герое? (Одиннадцатилетний мальчик впервые волею судьбы оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «учёным человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.)
- Есть ли у него друзья?.............
- Как другие ребята относятся к Вадику и Птахе и как они относится к ним герой?
- Как получилось, что он стал играть на деньги? (сначала у него появилось стремление проявлять ловкость. Потренировавшись, он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко)
- Какие правила для себя он установил при игре? Почему? (выигрыш не более 1 рубля, чтоб купить себе молока)
- Правильно, ребята.
Создание ассоциаций. Работа в парах
- Ребята, а каким, по-вашему должен быть настоящий учитель? (ответы учащихся)
- А сейчас, используя прием «Аллитерация», выясним, с чем у каждого из вас ассоциируется слово «УЧИТЕЛЬ»
- Но, сначала вспомним, что такое «Аллитерация» (ответы детей) (Аллитерация — это литературный прием, используемый для усиления выразительности текстового материала, заключающийся в повторении одних и тех же (или подобных) согласных звуков, похожих на описываемое явление. Слово аллитерация образовано от латинского alliteratio (littera – буква).)
СЛАЙД 10
- Ребята, сейчас работаете в парах, вам дается 2 минуты. (2 человека у доски). Вы должны написать на каждую заглавную букву, то качество учителя, которым он обладает – ваш учитель.
У -
Ч -
И -
Т -
Е -
Л –
Ь –
- Давайте проверим, что у вас получилось
- Молодцы! У каждого из вас, свои слова, которые ассоциируются со словом учитель. И, конечно же, все они положительные. Я буду надеется на то, что все ваши комплименты соответствуют учителям, которые работают и встречают вас в этой школе. Спасибо, от всех учителей!
- Но вернемся к нашей учительнице Лидии Михайловне.
- Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите ее описание (Лидия Михайловна, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками)
- Как относится Лидия Михайловна к мальчику? (К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремлённость. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его)
- Ребята, сейчас мы с вам поиграем в игру «Найди пару», где одновременно подвигаемся, лучше вспомним произведение и найдем себе пару! У вас на парте лежат перевернутые листика, переверните их и посмотрите, что у вас там написано: вопрос или ответ. Ваша задача читать вопрос и найти себе пару, т.е. – ответ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра «Найди пару»
1. Что прислала учительница в обеих посылках? Макароны
2. Из чего были перешиты штаны героя? Галифе
3. Река, где жил мальчик? Ангара
4. Название игры мальчишек? Чика
5. Какое чувство постоянно испытывал герой? Голод
6. Что помогло узнать отправителя первой посылки? Гематоген
7. Что было во второй посылке? Яблоки
8.Что покупал на выигранные деньги? Молоко
9. В каком классе учился главный герой? В пятом классе
10. Что дала понять Лидия Михайловна мальчику, играя с ним в «пристенок-замеряшки»?
Доверие
- Из нашей игры мы узнали, что Лидия Михайловна послала мальчику две посылки.
- Так скажите, почему она решила послать посылку мальчику и эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок)
- Почему Лидия Михайловна заставила мальчика заниматься дополнительно? (хотела отвлечь его от игры на деньги, спасти от издевательств и избиений)
- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?
- Что переживает герой, когда Тишкин предаёт его? Чего он ожидал?
- Как себя повела Лидия Михайловна? (она беседовала и рассматривала мальчика. Вместо наказания разговор становился спасением)
- Почему мальчик нарушает слово не играть на деньги? (ему было совсем плохо, очень хотелось есть)
– Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? (Стыд, неловкость, стеснение)
- Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? В какую игру они стали играть? (Она предложила играть на деньги в «пристенок»).
- Что это за игра?
СЛАЙД 11
- Что выдало Лидию Михайловну во время игры? (Она поддавалась мальчику)
- Как вы относитесь к этому поступку учительницы?
- Как вы считаете, можно ли играть учителю на деньги с собственными учениками? (Ответы учащихся)
- Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней? (Главный герой считал выигранные деньги честно заработанными, а деньги, доставшиеся без каких-либо усилий с его стороны, ранили самолюбие. Лидия Михайловна без труда выбрала иной способ помощи – игра в «Пристенок»)
ВЫВОД МОЙ: Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, учителя, совершила ужасный поступок. Но, видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, то она старается ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. Со второй стороны, - человеческой, решается играть со своим учеником на деньги, при этом подыгрывая ему идет на обман, но очень счастлива, потому что ей это удается. Это лучше, чем бездушие. Тем более, что Лидия Михайловна заботилась о его физическом состоянии, т.к. он мог нормально учиться, не думая постоянно о голоде )
- Скажите, кого больше всего боялся мальчик? (директора). Как вы его себе представляете? (Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался».)
СЛАЙД 12
- А как директор узнал о игре учительницы и мальчика? (директор зашел к Лидии Михайловне домой и увидел, что учительница и ученик играют в «пристенок», он стучал – они не слышали.)
- А как отнёсся к игре с учеником директор школы? В чём он обвинил Лидию Михайловну? (он замахнулся, был в недоумении, назвал поступок учительницы - преступлением, совращением, воздел руки над головой. Он отчитывает ее за игру на деньги с учеником и увольняет. Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление. Он поступает согласно букве закона.)
- Оправдывается ли Лидия Михайловна? (нет, она не оправдывается и считает, что поступила правильно, по совести)
- Что происходит с Лидией Михайловной? (Через три дня она уехала. Ее увольняют)
ВЫВОД МОЙ: Если говорить, то формально директор прав. Но за этим скрывается его безнравственность и отсутствие человеколюбия, понимания трудностей жизни ребёнка, оторванного от родного дома. С другой стороны, все это происходило после уроков и не в школе.
Итог урока
- На протяжении всего урока мы с вами обсуждали, выясняли, отвечали!
- А сейчас давайте вернёмся к нашим главным вопросам:
СЛАЙД 13
Правильно ли поступил директор школы в конце рассказа с Лидией Михайловной? (ответы детей)
Согласны ли вы с его решением?
Как, по вашему мнению, должен был поступить директор?
- Чтобы ответить на наши вопросы, вспомните все то, о чем мы с вами говорили на уроке. (ответы детей)
Рефлексия
СЛАЙД 14
Игра «Я начну, а ты продолжи…»
- Чему научил меня сегодняшний урок?
- Чему учит это произведение?
- Что я понял на уроке?
- Что заставило меня задуматься во время урока? (ответы детей)
Итоги урока
- Я уважаю каждое ваше мнение. И с каждый из вас прав. Но, хочу сказать одно: что в школе вас ждут хорошие, отзывчивые, добрые учителя, которые всегда Вам помогут в трудную минуту. Призываю вас – никогда не забывать свих учителей, которые вас учат и дают знания, даже спустя время.
Выставление оценок за урок (комментировать).
-Спасибо всем за урок. Вы все сегодня хорошо отвечали! Оценки за урок:
СЛАЙД 15
Домашнее задание
Перечитать рассказ, озаглавить каждую его часть.
Ирина Владимировна Казарцева
Ольга Александровна Анищенко
Ирина Владимировна Казарцева