Урок литературы в 8 классе «Образ Лидии Михайловны в рассказе В. Распутина "Уроки французского"»

3
0
Материал опубликован 22 August 2020

1.ПРЕДМЕТ: Русская литература

РАЗДЕЛ1: «Дети и взрослые»

УРОК №5: Образ Лидии Михайловны в рассказе В. Распутина «Уроки французского»

2. Ново-Троицкая СШ

3. ДАТА:

4. Ф.И.О. учителя:Кропачева А.Я.

5. КЛАСС:8 (Я1)

6. Количество присутствующих:

Отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.2.5.1. Характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий.

8.3.1.1. Участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора.

Цели урока

Все учащиеся будут:характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения; участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора.

Большинство учащихся будут:сравнивать и анализировать поступки противоположных персонажей, составляя кластеры и заполняя таблицы, используя опорные схемы,используя прием«Диаманта».

Некоторые учащиеся будут:анализировать действия и поступки героев от лица персонажа произведения;выражать позицию автора, аргументируя свою точку зрения.

Языковая цель

Учащиеся будут анализировать поступки героев произведения В. Распутина, составлять характеристики персонажей. Обращение к тексту позволит учащимся сопоставить противоположные образы, охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам.

Предметно-специфический словарь и терминология:образ, персонаж, сюжет, композиция, антитеза, аргумент

Полезный набор (ы) фраз:«Я считаю, что …», «В данной ситуации я бы …», «По моему мнению …», «Подтверждением этому является…»

Привитие ценностей

Любовь к литературе как к особому виду искусства, чувство уважения к профессии учителя

Межпредметные связи

Русский язык, история

Информационно-коммуникационные технологии

Фрагменты художественного фильма «Уроки французского» 1978 г. «Мосфильм» реж. Евгений Ташков, электронная презентация

Предшествующее обучение

Учащиеся знают текст произведения, знакомы с историей жизненного и творческого пути В. Распутина, историей создания произведения понятиями «образ», «персонаж», «сюжет», «композиция», «антитеза»

План

Запланированное время

Запланированные задания

Ресурсы

Классный распорядок:

1 мин


Приветствие учащихся.

Эмоциональный настрой - прием «Добрые пожелания»

Каждый учащийся по цепочке передает соседу доброе пожелание, состоящее из одного слова(1 мин)


Начало:

10 мин


Проверка домашнего задания

Написать развернутый ответ от лица мальчика на вопрос «Почему я начал играть на деньги?»

Опрос 2-3 учащихся (3 мин)

Взаимооценивание - прием «Большой палец»

К АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1.Учащимся предлагается посмотреть отрывок из фильма «Уроки французского» 1978 г. реж. Е. Ташков.

Перед просмотром учитель ставит проблемный вопрос «О ком из героев рассказа сегодня на роке пойдет речь?»

После просмотра учащиеся отвечают на вопрос (Лидия Михайловна)(отрывок 15,33 – 16,10 мин) (2 мин)

Учитель сообщает цели урока.

2.Прием «Корзина идей»

И подобрать и записать 4-5 слов или словосочетаний, характеризующих Лидию Михайловну (1 мин)

П в паре обсудить и записать на стикерах 3 наиболее подходящих характеристики для Лидии Михайловны (1 мин)

Каждая пара клеит на «Корзину идей» свои 3 характеристики(2 мин)

В конце урока будут выбраны наиболее подходящие 8-10 характеристик.

3. Учитель знакомит учащихся с презентацией «История публикации и прототипы» (1 мин)






Художественный фильм «Уроки французского» 1978 г. «Мосфильм» реж. Евгений Ташков


Стикеры








Электронная презентация

Середина:

26 мин























































К

Просмотр отрывка из фильма «Уроки французского» (54,47 мин – 57,20 мин)(3 мин)

Заполнение таблицы у доски(2 мин)

Поведение и речь

Черты характера

Условия жизни, быт





П

Работа с текстом

Задание №1: прочитайте фрагменты

«Разговор Лидии Михайловны с мальчиком после уроков об игре на деньги»

«Линейка»

Используя органайзер «Два кружка», сравните поведение Лидии Михайловны и Василия Андреевича (директора школы). Какой художественный прием использует автор при описании этих персонажей.

Критерии

Дескрипторы

Сравнивает персонажи произведения

1.составляет кластер;

2.выделяет общие черты;

3. находит отличия у персонажей;

4. указывает, что автор использует художественный прием антитезу при создании данных образов.

ФО взаимооценивание по критериям «Лестница достижений»

(Пары меняются своими работами с соседними и оценивают работу по критериям) (4 мин)

Задание №2 (по выбору учащихся)

П

Заполните таблицу «Верно – неверно».

Используя прием «Две правды, одна ложь», охарактеризуйте Лидию Михайловну и директора школы.

На основе составленного кластера, противопоставьте образ Лидии Михайловны образу Василия Андреевича, используя прием «Диаманта»

(3 мин)


ФО, оценивание со стороны учителя «Линейка успеха»


Физминутка(1 мин)


Учащиеся получают карточки с названием сортов яблок, делятся на группы.

Кубанские яблоки – уровень А (учащиеся с низкой мотивацией).

Апорт – уровень В (учащиеся со средней мотивацией).

Антоновка – уровень С (учащиеся с низкой мотивацией)


Г (5 мин)

Задание

1 группа (уровень А): используя приемы «Демонстрация персонажа на стене» и «Авторский стул» проанализируйте эпизод «Спор о посылке».

Критерии

Дескрипторы

Анализирует эпизод произведения

1.распределяет информацию на главную и второстепенную;

2.составляет кластер;

3. владеет приемом «Авторский стул»;

4. излагает информацию от лица персонажа.


2 группа (уровень В): проанализируйте финальный фрагмент рассказа «Игра в замеряшки», составьте «График эмоций» Лидии Михайловны.

Критерии

Дескрипторы

Анализирует эпизод произведения

1.определяет эмоции персонажа;

2. составляет кластер;

3. владеет приемом «График эмоций»


3 группа (уровень С): с помощью таблицы «За» и «Против» выразите авторскую позицию по отношению к поступку Лидии Михайловны, аргументируйте свою точку зрения.

Критерии

Дескрипторы

Определяет авторскую позицию

1.анализирует поведение героя;

2.оценивает поступок с позиции «за» и «против»;

3. выражает авторскую позицию;

4. аргументирует ответ.


Презентация работ(6 мин, по 2 мин каждая группа)

ФО учителем словесная оценка «Плюс – минус - интересно»


Художественный фильм «Уроки французского» 1978 г. «Мосфильм» реж. Евгений Ташков




Фрагменты текста «Разговор Лидии Михайловны с мальчиком после уроков об игре на деньги» и «Линейка» (Приложение 1)

Опорная схема органайзер «Два кружка» (Приложение 2)











Таблица (приложение 3)


Опорная схема по составлению Диаманты (Приложение 4)




видео


Карточки с указанием сорта яблок (Приложение 5)





Фрагменты текста «Спор о посылке», «Игра в замеряшки» (Приложение 6);



ватманы, маркеры

Конец: 4 мин


Возвращение к «Корзине идей», совместное обсуждение записанных характеристик, выбор наиболее подходящих.

(2 мин)

Домашнее задание по выбору учащихся: (1 мин)

1. Дать письменный развернутый ответ на вопрос:

«Были ли в моей жизни случаи, когда мне помог учитель?»

2. Составить Синквейн со словом «учитель».

3. Провести анкетирование-опрос среди школьников старших классов: каким они видят учителя будущего?


Рефлексия: (3 мин)

На стикерах в форме яблок желтого и зеленого цвета выразить свое отношение к поступку Лидии Михайловны «Я думаю, что Лидия Михайловна поступила …»

Затем прикрепляют стикеры к иллюстрации с изображением ящика, получается посылка с яблоками.








Стикеры в форме яблок желтого и зеленого цвета, иллюстрация с изображением ящика для посылок.

Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете представить закрепление темы? Как вы планируете озадачивать более сильных учащихся?

Оценивание – как вы планируете проверить обучение учеников?

Проверка здоровья и безопасности


Поддержка учителя менее способным учащимся при индивидуальной работе.

При работе в парах и группах учащиеся распределяют задания между собою, учитывая способности каждого. Более способные учащиеся берут на себя задания, требующие аргументации.При работе в парах учащимся предлагаются задания по выбору, с учетом индивидуальных особенностей. Задания для групповой работы подобраны по уровням А, В, С в соответствии с возможностями учащихся.

Домашнее задание предлагается по выбору учащихся, в зависимости от способностей и интересов учащихся.


ФО, оценивание учителем, взаимооценивание по критериям


Использовались активные методы обучения, физминутка.





Рефлексия

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня усвоили? Какова была атмосфера во время обучения? Хорошо ли работала запланированная мной дифференциация?

Придерживался ли я запланированного времени? Какие изменения я сделал в своем плане и почему?

Используйте отведенное ниже место для написания отзыва о своем уроке. Ответьте на самые важные вопросы о вашем уроке из таблицы слева

Итоговая оценка



Какие две вещи прошли действительно хорошо (учтите преподавание и обучение)?

1:

2:

Какие две вещи смогли бы улучшить урок (учтите преподавание и обучение)?

1:

2:

Что я узнал нового из этого урока о классе или об отдельных учениках, что может видоизменить мой следующий урок?



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.