Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебная лаборатория»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА» г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Методическая разработка образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
«Волшебная лаборатория»
Воспитатель Н.С. Гриднева
(высшая квалификационная категория)
2019 г.
Тема: «Волшебная лаборатория»
Цель: создание образовательной ситуации для расширения представлений детей о свойствах магнита.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с понятием «Полюсы магнита», «Магнитные материалы»;
Закрепить знания о свойствах магнита;
Продолжить формировать познавательные способности: умение выявлять проблему, выдвигать предположения, искать варианты решений, проверять эти решения; делать выводы, обобщения.
Закреплять знания о прямой и обратной последовательности чисел, умение называть последующее и предыдущее число, знания о геометрических фигурах.
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Развивать инициативность, самостоятельность.
Развивать у детей наблюдательность, воображение, связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы:
Практический метод:
опыт «Магниты – друзья, магниты - враги»,
опыт «Притягивание предметов к магниту»,
опыт «Металлы, которые не притягиваются к магниту»
2. Игровой метод:
дидактическая игра «Восстанови код доступа»
игровая ситуация «Волшебная лаборатория»
игра - эстафета «Железяка»
приход сказочного героя
Наглядный метод
работа по схемам «Свойства предмета»,
работа с карточками
Словесный метод:
беседа;
Объяснение.
Социо - игровая технология: деление на малые группы (3-4 человека) по желанию, по цвету колпачков; смена видов деятельности и места проведения занятия.
Здоровьесберегающая технология
гимнастика для глаз
Проблемная ситуация
Дифференцированный подход (дополнительные задания для детей)
Виды детской деятельности: двигательная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, коммуникативная
Активизация и пополнение словаря: магнит, магнитный полюс, пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, железные предметы.
Оборудование: материалы для опытов (булавка, скрепки, шурупы, ключи, ткань, пластмассовые пуговицы, бумага, деревянные карандаши, резиновые ластики, магниты разного вида, магнитная доска, магнитные цифры, контейнеры для раздаточного материала, схема «Свойства предметов», индивидуальные карточки – схемы, таблица-схема для занесения результатов эксперимента, тренажёр для зрительной гимнастики; колпачки для детей, костюм «Карлсон», емкость с манкой, бумажные значки на скрепке, столы, стулья.
Предварительная работа: знакомство детей с материалами предметов (металлы, дерево, стекло и т.д.), проведение опытов и экспериментов с детьми по методике А.И. Савенкова.
Примерное распределение времени
№ п/п | Основные этапы занятия | Примерное время (в мин.) |
1. | Мотивационный этап | 4-5 мин |
2. | Основная часть | 20-23 |
Совместная деятельность | 5-6 | |
Самостоятельная деятельность детей | 15 -17 | |
3 | Рефлексия | 3-4 |
Ход педагогического мероприятия
№ | Этап | Содержание | |||
Мотивационный этап | |||||
1.1 | Ритуал приветствия | Колокольчик наш звенит Быть внимательным велит Ожидаемый результат: переключение внимания детей на предстоящую деятельность. | |||
1.2. | Решение проблемной ситуации Приход сказочного героя Карлсона. Карлсон просит помощи у детей, так как не может летать (в пропеллере Карлсона застрял магнит) | - Встреча с героем - Беседа «Определение причины поломки пропеллера Карлсона» Вопросы: С помощью чего Карлсон летает? Что мешает пропеллеру Карлсона вращаться? Что вы знаете о магните? Где можно наблюдать силу магнита в повседневной жизни? Как ему помочь Карлсону? Ожидаемый результат. Дети отмечают, что магнит мешает пропеллеру Карлсона вращаться; рассказывают об известных им свойствах магнита, о явлениях из повседневной жизни, которые уже знают или может быть слышали (магнит на холодильнике, кодовый замок на дверях подъезда, детского сада и т.д.) Карлсон отдает детям магнит и улетает. | |||
1.3. | Постановка цели | Воспитатель предлагает детям исследовать секреты магнита в «Волшебной лаборатории». | |||
Основная часть | |||||
2. 1. | Игровая ситуация «Волшебная лаборатория» Самостоятельная работа детей | - Дидактическая игра на магнитной доске «Соседи числа» для «восстановления кода доступа в волшебную лабораторию» 5..7 14...16 7…9 11…13 Ожидаемый результат: создание атмосферы заинтересованности, стимуляция интереса к предстоящей деятельности; дети определяют предыдущее и последующее число в ряду, закрепляют знание числового ряда от 1 до 20 | |||
2.2. | Открытие нового знания Совместная работа | В «Волшебной лаборатории» мы будем исследовать магниты - они обладают волшебной силой! Рассматривание разных магнитов Детям предлагаются магниты разные по форме, размеру и цвету, которые находятся на столах лаборатории. Дети объединяются в малые группы по желанию Ожидаемые результаты Дети делают вывод на основе наблюдения с помощью предложенной схемы: магниты бывают разной формы, имеют разный вес, они гладкие на ощупь, у некоторых магнитов одна сторона красная, а другая синяя (схема) Практическая работа детей. Опыт «Магниты – друзья, магниты - враги» - Вы уже обратили внимание, что некоторые магниты имеют 2 цвета - красный и синий. Возьмите эти магниты и попробуйте их соединить. Что вы ощущаете? Ожидаемые результаты Дети делают вывод: - две синие или две красные стороны магнитов отталкиваются, их невозможно соединить; - красная сторона одного магнита и синяя сторона другого магнита соединяются, их трудно разделить. 3. Подведение итога Сторона магнита синего цвета называется северный полюс, красная сторона - южный полюс магнита. Одинаковые полюса отталкиваются, разные полюса притягиваются. Так работают магнитные замки на дверях нашего детского сада, в подъездах, на дверцах шкафов. | |||
2.3. | Самостоятельная работа. | Проведение опыта «Притягивание предметов к магниту» - Всё ли притягивает магнит? Давайте проверим! Дети проверяют с помощью магнитов и раскладывают в разные контейнеры предметы, которые притягиваются или не притягиваются. Делают выводы и заносят результаты в карточку – схему. Ожидаемые результаты Дети делают вывод: - к магниту притягиваются железные предметы (булавка, скрепки, шурупы, ключи); - магнит не действует на пластмассовую пуговицу, ткань, бумагу, деревянный карандаш, ластик. На основе выводов детей заполняется демонстрационная схема на мольберте. Ребенок, который справился с заданием первым, заполняет схему. | |||
2.2. | Решение проблемной ситуации Совместная работа | Опыт «Металлы, которые не притягиваются к магниту» Детям демонстрируется два металлических болта, к одному из которых магнит притягивается, а к другому нет. - Почему так происходит? Ваши предположения. Предположения детей: слабый магнит; не правильно прикладывается магнит (полюса) и т.д. Дети проверяют свои предположения, используя разные магниты. Ожидаемый результат Дети делают вывод: болт не притягивается ни к одному магниту, значит он не железный, а другой болт железный. Подведение итога Магниты действуют не на все металлические предметы, а только на те, которые сделаны из железа. Железные предметы – магнитные. | |||
Самостоятельная деятельность
| - Магнит определит предмет- Есть в нем железо или нет! Игра «Железяка» Детям предлагается найти с помощью магнита из всех предложенных металлических предметов (булавка, медная монета, алюминиевая пластина, медная проволока, золотое кольцо, серебряная цепочка, ножницы) только железные. Для этого они делятся на 3 команды по цвету колпачков. Игра проводится в форме эстафеты. Каждая команда объясняет свой выбор. Дети выбирали с помощью магнита – железные предметы. | ||||
3. | Рефлексия Подведение итогов Сюрпризный момент | - Мы узнали секреты магнита! - Награды за вашу работу находятся в волшебной чаше. Детям ищут подарки (бумажные значки на железной скрепке) в емкости с манной крупой с помощью магнита. Ожидаемый результат Дети достали себе подарки. - Большое спасибо! Работа в лаборатории завершена. |
Используемая литература.
Гаврилова О.Я. Комаровская Н.М. Развитие исследовательских способностей дошкольников. Методическая разработка по развитию исследовательских способностей дошкольников / под ред. А.С. Обухова. М.: Национальный книжный центр, 2017. – 47 стр.
Магнетизм. Детский сад. Пособие. MDV Maristen DruckVerlag GmabH Landshuter Strasse
Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников Авт. Сост. Михайлова З.А. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013 – 160 стр.
Савенков А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. М.: Национальный книжный центр, 2017. – 240 стр.
Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ «Сфера», 2017. – 128 стр.