Методическая разработка организованной образовательной деятельности по проведению экскурсии в старшей группе по теме: «Плодовые деревья», с использованием элементов мнемотехники и ОТСМ-ТРИЗ-РТВ
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по проведению экскурсии
в старшей группе по теме: «Плодовые деревья», с использованием элементов мнемотехники и ОТСМ-ТРИЗ-РТВ
Цель: формирование основ экологического воспитания старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные
Расширять и уточнять знания детей о плодовых деревьях и кустарниках; учить видеть изменения в живой природе на примере времени года - осень; Развивающие:
Развивать любознательность, наблюдательность, интерес к природе, развивать речь, обогащать словарный запас;
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал для ООД: схемы-помощники «Уход за растением», натуральные фрукты - яблоки, «мнемодорожка» для характеристики плода яблони, части растения – на примере дерева.
Ход ООД:
I Организационный момент:
Перед выходом с территории детского сада, воспитатель напоминает детям о правилах безопасности во время проведения экскурсии.
II Основная часть:
Мотивация детей на деятельность:
Загадка: «Пришла без красок, и без кисти
И разукрасила все листья!»
-О каком времени года загадка?
-Как называется первый осенний месяц? Второй?
-А как называется месяц, который заканчивается?
Игровое упражнение: «Добавь словечко» (что бывает осенью)
Сентябрь первый месяц, какого времени года? (осени).
Ночи в сентябре становятся…(холоднее).
По утрам часто бывают… (туманы, дожди).
Готовятся к отлёту… (птицы).
Середина осени носит какое красивое название… (золотая).
Люди убирают с полей… (урожай) овощей и фруктов.
2. Сообщение темы и цели наблюдения на экскурсии:
Сегодня нам, в парке нужно найти плодовое дерево и посмотреть, какие плоды созрели на нем.
-А какие плодовые деревья вы знаете?
3. Познавательно-исследовательская деятельность.
Отгадайте загадку.
Висит на ветке колобок!
Блестит его румяный бок. (яблоко)
Находим плодовое дерево – Яблоню. Дети подходят к яблоне, рассматривают ствол, ветви, листья, плоды, (вспомнить о частях которые не видны снаружи).
Триз-игра «Ты мой кусочек»
Описание: Я – яблоня, а ты мой кусочек (веточка, корень, листик, цветок, плод-яблоко, кора)
Прием «Оживления» яблони
Педагог дает описание дерева, с одновременным показом по ходу рассказа и копирование движений педагога детьми:
Яблоня невысокое дерево, с широко расходящимися в стороны неровными ветвями. Листья у яблони продолговатой формы. Яблоня любит влагу и солнечный свет. Зацветает яблоня весной, в мае. Цветы у яблони очень красивые. Далее эти цветы сохнут, опадают и образуются плоды - яблочки.
Дидактическое упражнение: «Найди и покажи»
Задание: найди под деревом лист с яблони, плод яблони (подобное упражнение лучше проводить в осенний период). У педагога в руках лист яблони, для сравнения детям.
Эксперименты с яблоком «Что внутри?» (плод передается из рук в руки, и каждый ребенок дает характеристику плода, в соответствии с планом).
Рассматривают плод яблони - яблоко, форму, цвет, устанавливают, что на ощупь яблоко твёрдое его невозможно разломать руками. При разрезе сравнивают семечки яблони, их много они мелкие, если яблоко спелое, семечки коричневые, (использование «мнемодорожки» для характеристики яблока, которую можно использовать в качестве закрепления темы, после проведения экскурсии). По ходу эксперимента на экскурсии описание дается в словесной форме.
-Что можно приготовить из яблок?
Чего только не готовят люди из яблок: и варенье, и джемы, и соки. Свежие яблоки нарезают кружочками, летом сушат их, а потом варят компоты и кисели.
-) Какой народный праздник посвящен яблоне? (Яблочный Спас. Говорили: «Пришел Спас – всему час». В этот день снимали с яблонь созревшие плоды и угощали дрг друга. Яблокт очень полезны! В них много витаминов.
4. Подвижная игра «Веселый хоровод».
Ход игры: движение детей по кругу, вокруг яблони в хороводе
«Завертелось, закружилось, и по кругу покатилось.
Где остановилось, с тем и подружилось.
Выходи, не зевай, свою пляску начинай!»
-) Какую заботу можно подарить яблоне? ( рыхлить землю, поливать, подвязывать ветви или ставить колышки, белить ствол от вредителей, поливать, собирать урожай яблок).
III. Подведение итога экскурсии:
Дети, что нового вы узнали о плодовом дереве – яблоня? (использование схем-помощников для комментирования детям).
В группе детского сада дети оставляют свои впечатления на рисунках.