Методическая разработка ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Приметы весны» с элементами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
Методическая разработка ООД по развитию речи для детей старшей возрастной группы
с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ: прием моделирования – лучевая модель описательного рассказа, метод метафор, проблемные ситуации, «Метод мозгового штурма» - игра «Бусы»,
Интеграции образовательных областей: Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое развитие.
Тема: Приметы весны
Образовательные задачи:
Систематизировать представление детей о времени года – весна. Активизировать словарь по теме «Весна».
Учить составлять описательный рассказ с опорой на лучевую модель мышления.
Учить устанавливать связи по внешним свойствам. Совершенствовать грамматический строй (согласование существительного с прилагательным). Совершенствовать синтаксический строй речи (сложноподчиненные предложения с союзом - потому что).
Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие задачи:
Развивать связную описательную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Развивать память, логическое мышление, творческое воображение, фантазию, находчивость путем использования методов ТРИЗ.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения.
Оборудование: солнышко с лучиками, магниты, сосульки, картинки и схемы - приметы весны, модель составления рассказа о ранней весне, бусы,
кукла-весна.
Ход ООД:
1 Организационный момент, «погружение» в тему:
День сегодня необычный, удивить хочу я вас,
В путешествие большое, мы отправимся сейчас!
А кто нас приглашает в гости, мы узнаем из загадки:
«Она приходит с ласкою, и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
в лесу подснежник расцветет. Когда это бывает?» (весной).
У весны очень много дел, хотите стать ее помощниками?
У нашей весны есть задача собрать сосульки и найти им другое применение, другую функцию.
2 Основная часть:
Игра «Бусы». Сделаем бусы сами из слов, каждое слово-бусинка. Бусинки, как и слова должны соединяться между собой. Каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Задание: придумать красивые слова к объекту, и подбираем объекты к значениям признака, (рисуем кружки на каждое слово). Например: что весной ярко светит? Солнце. Солнце – (по цвету какое?), желтое. Что еще бывает желтым? Лимон. Где растет лимон? В саду. Что еще там растет? Слива. Какие части есть у сливы? Косточка какая по форме? Овальная. Что бывает овальным? Лужа. В какое время года много луж? Весной. Получились у нас бусы? Да. Под.итог: В какую игру мы играли?
-) Вот и первая сосулька.
Игра «Скажи какое солнышко?» (с опорой на модель имя признака – значение имени признака). Моделирование ответов о солнышке детьми: теплое, яркое, горячее, доброе, круглое…
-) Что бывает теплым? Одеяло, море, день…
-) Что бывает ярким? Лампочка, одежда, пятно, радуга…
-) Что бывает горячим? Огонь, утюг, печка…
-) Что бывает добрым? Утро, мама, песня…
-) Что бывает круглым? Обруч, колесо, апельсин…
Место, где можно увидеть солнце? Небо, туча, природа, море, лес, сказка…
-) Давайте теперь «подружим» эти два слова: С - Я – лампочка
Небо
-) Небо - какое? (чистое, светлое, безоблачное).
-) Давайте теперь «подружим» эти слова (педагог, обводит круговым движением руки слова или символы: лампочка и небо), получилось: Лампочка чистого неба.
Соединяем предложенные варианты в одну цепочку, составим предложение:
-) Теплое, небесное одеяло согревает землю.
-) Лампочка (какого?) чистого неба (что делала?) ярко сияла над головой.
-) Горячий, небесный огонь ярко светит весной.
-) Солнышко – добрая мамина сказка.
-) Круглое колесо прячется за тучу.
-) Оранжевый апельсин опускался спать за лес.
За каждый удачное сравнение- высказывание ребенок получает сосульку.
3 Динамическая пауза:
Ну, весна, как дела? У меня уборка.
Для чего тебе метла? Снег смести с пригорка.
Для чего тебе ручьи? Мусор смыть с дорожек.
Для чего тебе лучи? Для уборки тоже.
Все промою, просушу. Вас на праздник приглашу.
Игра « Подзорная труба – скажи где?», (пространственная ориентировка на модели).
-) Из каких частей состоит рассказ? (начало, середина, конец)
-) Какими словами можно начать наш рассказ? Пришла весна, наступила весна…
-) Что будет в середине рассказа? Предложения о приметах весны.
-) Как можно закончить рассказ? Я люблю весну, потому что… Мне нравится весна, потому что…
4 Составление описательного рассказа в парах по лучевой модели.
-) Как можно начать рассказ о весне? Что она сделала? (Пришла, наступила…)
-) Начнем с солнышка, вспомним красивые слова, (солнце, как яркая лампочка неба). Что делает солнце? Солнце сияет, как яркая лампочка неба.
-) Весной день длиннее, а ночь...
-) Погода холодная и часто идет снег.
-) Снег тает и поэтому…
-) С крыши весело звенит…
-) На реке начался ледоход, потому что… (составление предложений по модели).
-) Как можно закончить рассказ? (Я люблю, мне нравится…)
Приложение - Модель мышления:
Подведение итога занятия:
Все сосульки мы собрали и секрет весны узнали.
-) В какую игру мы играли в начале занятия? «Бусы».
-) Что можно сделать из сосулек? Кому мы их подарим? Весне!