Конспект ООД с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ «Осеннее настроение»

2
0
Материал опубликован 4 December 2022

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи, с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ: моделирование текста стихотворения – прием символизации, «Волшебная дорожка», метод работы с анализаторами, «Имя признака – Значение имени признака».

Интеграции образовательных областей: Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое развитие.

Тема: Осеннее настроение.

Образовательные задачи:

Формировать навыки планирования развернутого речевого высказывания, с опорой на модель: «Имя признака – Значение имени признака»

Упражнять в сравнении объектов по характерным признакам и находить выделенные признаки в предметах окружающего мира.

Обучать детей составлять рассказы-сравнения на основе работы с анализаторами и именами признаков.

Обучать детей умению согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

Развивающие задачи:

Развивать мышление, доказательную речь и познавательную активность.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать качества творческой личности.

Оборудование: модель «Времена года», символы, листочки, карандаши, «Сенсорный ящик», корзинка с натуральными фруктами, имена признаки.

Предварительная работа: чтение С. Я. Маршака «Круглый год», сбор «копилки» на тему – осень: картинки, приметы, поделки из овощей, провести подготовительные дидактические упражнения: «Подбери признак к своей картинке», «Подбери пару», «Узнай на ощупь, на вкус», «Узнай по описанию».

Ход занятия:

1 Организационный момент, погружение в тему занятия, (на ковре).

-) Какое сейчас время года?

-) Почему осень называют «художником»?

-) Назови осенние месяцы?

В каких художественных произведениях, мы можем встретиться со всеми месяцами года? С.Я.Маршак «Круглый год», в сказке «Двенадцать месяцев».

Игра «Волшебная дорожка», задание: расставь по порядку осенние месяцы, (можно использовать картинки, символы или начальные буквы).

-) А какой месяц приходит - между сентябрем и ноябрем?

В сборнике С.Я. Маршака «Круглый год» есть стихотворение, которое так и называется «Октябрь».

Поиграем в Игру «Шифровальщики», где каждое слово мы будем обозначать своим символом. Повторное чтение текста стихотворения и постепенный, последовательный разбор каждого слова в тексте – замена его символом.

Текст: В октябре, в октябре.

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Приложение - Модель 1

t1670178634aa.jpg

Придумай символ для этого месяца?

Назови последний месяц осени? Ноябрь.

Каким символом обозначим последний месяц осени? (птичка перелетная, дождинка и снежинка, дерево голое…)

3 Динамическая пауза:

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Приходи! (Зажимаем кулаки по очереди).

Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)

Погляди! (ладони на щеки).

Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями),

Тихо на землю ложатся (ладони гладят по коленям).

Солнце нас уже не греет (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди),

Ветер дует все сильнее (синхронно наклоняем руки в разные стороны).

К югу полетели птицы («птица» - из двух скрещенных рук),

Дождик к нам в окно стучится (барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони).

Шапки, куртки надеваем (имитируем)

И ботинки обуваем (топаем ногами).

Знаем месяцы:

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь (ладони стучат по коленям: кулак, ребро, ладонь).

Осень очень щедрое время года, ее называют «припасихой». Что же она припасла для нас, мы узнаем из следующей игры.

Игра «Сенсорный ящик»:

Цель: Развивать умение обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умение формулировать и задавать вопросы.

Приложение - Модель 2

t1670178634ab.png


Ход игры:

В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт. Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). На вопросы детей отвечает педагог.

Глаз - Зрение: Какой он формы? (Он овальной формы).

Какого он цвета? (Он желтый).

Какого он размера? (По сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой).

Сколько у него частей? (У него есть кожица, мякоть, семечки, дольки).

Рука - Осязание: Какой он на ощупь? ( Он шероховатый на ощупь).

Ухо - Слух: Он издает звук? (Нет).

Нос - Обоняние: Он пахнет? (Да).

Какой запах у этого предмета? (У него кисловатый запах).

Язык - Вкус: Это съедобный предмет? (Да).

Какой он на вкус? ( Кислый).

Это лимон. Правильный ответ.

4 Пальчиковая гимнастика:

Стояла корзинка на полке без дела, (присесть, округлить руки – изобразить корзину).

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы вправо – влево).

Вот осень пришла, и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев),

Настала пора собирать урожай (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев).

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки),

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг).

5 Обучение способу сравнительного описания, с опорой на пособие «Имя признака – Значение имени признака».

Ребята, а вы любите ходить в магазин? Мы сейчас пойдем в большой магазин:

«В супермаркет мы идем, все, что нужно, приобретем.

В отдел фрукты мы зайдем, все, что нужно купим в нем!»

Кто со мной хочет сделать покупку?

Параллельное описание по частям двух объектов, с опорой на – Модель 3

Имя признака

Значение имени признака

t1670178634ac.jpg


Желтый - оранжевый

t1670178634ad.jpg


Сравнение больше чего, меньше чего

t1670178634ae.jpg


Овальный - Круглый

t1670178634af.jpg


Гладкий - Шершавый

t1670178634ag.jpg


Кожура – мякоть – дольки – косточки - сок

t1670178634ah.jpg


Растет в саду, на дереве…

t1670178634ai.jpg


Кислый - Сладкий

t1670178634aj.jpg


Используют для еды в сыром виде, для приготовления салатов, компотов, варенья и других блюд.


Игровой прием «Дополни предложение»:

Я хочу купить лимон. А ты что? ( показ объекта: А я - апельсин).

Лимон по цвету желтый, а апельсин….

Что помогло определить цвет? Глаза.

Лимон больше сливы, но меньше ананаса. Апельсин…

С помощью какого «Помощника Умной Головы» мы определили размер? Глаза.

Лимон бывает овальным, а апельсин…

Форму кто нам помог определить? Глаза.

Что нам еще нужно узнать об этих фруктах, смотрим на план.

Дети: Какой фрукт по рельефу?

Какой «Помощник» нам в этом поможет? Рука, (обследование фрукта).

На ощупь лимон шершавый, а апельсин…

Как узнать, что внутри у фрукта? Какой «Помощник» поможет узнать? Глаза и Рука. У лимона есть кожура, мякоть, сок, косточки. А у апельсина? (есть еще дольки).

Где растут фрукты? (ответы детей), обобщение: Фрукты растут в саду, на дереве, (показ картинки).

Какой «Помощник» нам помог это узнать? Глаза, Уши.

Следующий признак? Вкус.

Каковы на вкус лимон и апельсин? Лимон кислый, а апельсин…(попробуй, определи вкус).

Какой «Помощник» нам помог определить? Язык.

Следующий признак? Действие.

Что можно приготовить из фруктов? Лимон можно класть в чай, варить варенье, компот, выжимать сок, добавлять в рыбные и мясные блюда. А апельсин? (варианты использования могут быть в виде картинок или закодированы символом).

6 Подведение итога занятия:

Что нам осень подарила? Что бы я купил на осенней ярмарке, и как мне это пригодится зимой?


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации