Конспект ООД с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ «Осеннее настроение»
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи, с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ: моделирование текста стихотворения – прием символизации, «Волшебная дорожка», метод работы с анализаторами, «Имя признака – Значение имени признака».
Интеграции образовательных областей: Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое развитие.
Тема: Осеннее настроение.
Образовательные задачи:
Формировать навыки планирования развернутого речевого высказывания, с опорой на модель: «Имя признака – Значение имени признака»
Упражнять в сравнении объектов по характерным признакам и находить выделенные признаки в предметах окружающего мира.
Обучать детей составлять рассказы-сравнения на основе работы с анализаторами и именами признаков.
Обучать детей умению согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Развивающие задачи:
Развивать мышление, доказательную речь и познавательную активность.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать качества творческой личности.
Оборудование: модель «Времена года», символы, листочки, карандаши, «Сенсорный ящик», корзинка с натуральными фруктами, имена признаки.
Предварительная работа: чтение С. Я. Маршака «Круглый год», сбор «копилки» на тему – осень: картинки, приметы, поделки из овощей, провести подготовительные дидактические упражнения: «Подбери признак к своей картинке», «Подбери пару», «Узнай на ощупь, на вкус», «Узнай по описанию».
Ход занятия:
1 Организационный момент, погружение в тему занятия, (на ковре).
-) Какое сейчас время года?
-) Почему осень называют «художником»?
-) Назови осенние месяцы?
В каких художественных произведениях, мы можем встретиться со всеми месяцами года? С.Я.Маршак «Круглый год», в сказке «Двенадцать месяцев».
Игра «Волшебная дорожка», задание: расставь по порядку осенние месяцы, (можно использовать картинки, символы или начальные буквы).
-) А какой месяц приходит - между сентябрем и ноябрем?
В сборнике С.Я. Маршака «Круглый год» есть стихотворение, которое так и называется «Октябрь».
Поиграем в Игру «Шифровальщики», где каждое слово мы будем обозначать своим символом. Повторное чтение текста стихотворения и постепенный, последовательный разбор каждого слова в тексте – замена его символом.
Текст: В октябре, в октябре.
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Приложение - Модель 1
Придумай символ для этого месяца?
Назови последний месяц осени? Ноябрь.
Каким символом обозначим последний месяц осени? (птичка перелетная, дождинка и снежинка, дерево голое…)
3 Динамическая пауза:
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Приходи! (Зажимаем кулаки по очереди).
Осень, осень, (трем ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щеки).
Листья желтые кружатся (плавное движение ладонями),
Тихо на землю ложатся (ладони гладят по коленям).
Солнце нас уже не греет (сжимаем и разжимаем кулаки по очереди),
Ветер дует все сильнее (синхронно наклоняем руки в разные стороны).
К югу полетели птицы («птица» - из двух скрещенных рук),
Дождик к нам в окно стучится (барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони).
Шапки, куртки надеваем (имитируем)
И ботинки обуваем (топаем ногами).
Знаем месяцы:
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь (ладони стучат по коленям: кулак, ребро, ладонь).
Осень очень щедрое время года, ее называют «припасихой». Что же она припасла для нас, мы узнаем из следующей игры.
Игра «Сенсорный ящик»:
Цель: Развивать умение обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умение формулировать и задавать вопросы.
Приложение - Модель 2
Ход игры:
В сенсорном ящике спрятан какой-то фрукт. Что это, дети должны угадать, задавая вопросы, используя условные обозначения анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). На вопросы детей отвечает педагог.
Глаз - Зрение: Какой он формы? (Он овальной формы).
Какого он цвета? (Он желтый).
Какого он размера? (По сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой).
Сколько у него частей? (У него есть кожица, мякоть, семечки, дольки).
Рука - Осязание: Какой он на ощупь? ( Он шероховатый на ощупь).
Ухо - Слух: Он издает звук? (Нет).
Нос - Обоняние: Он пахнет? (Да).
Какой запах у этого предмета? (У него кисловатый запах).
Язык - Вкус: Это съедобный предмет? (Да).
Какой он на вкус? ( Кислый).
Это лимон. Правильный ответ.
4 Пальчиковая гимнастика:
Стояла корзинка на полке без дела, (присесть, округлить руки – изобразить корзину).
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы вправо – влево).
Вот осень пришла, и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев),
Настала пора собирать урожай (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев).
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки),
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг).
5 Обучение способу сравнительного описания, с опорой на пособие «Имя признака – Значение имени признака».
Ребята, а вы любите ходить в магазин? Мы сейчас пойдем в большой магазин:
«В супермаркет мы идем, все, что нужно, приобретем.
В отдел фрукты мы зайдем, все, что нужно купим в нем!»
Кто со мной хочет сделать покупку?
Параллельное описание по частям двух объектов, с опорой на – Модель 3
Имя признака | Значение имени признака |
| Желтый - оранжевый |
| Сравнение больше чего, меньше чего |
| Овальный - Круглый |
| Гладкий - Шершавый |
| Кожура – мякоть – дольки – косточки - сок |
| Растет в саду, на дереве… |
| Кислый - Сладкий |
| Используют для еды в сыром виде, для приготовления салатов, компотов, варенья и других блюд. |
Игровой прием «Дополни предложение»:
Я хочу купить лимон. А ты что? ( показ объекта: А я - апельсин).
Лимон по цвету желтый, а апельсин….
Что помогло определить цвет? Глаза.
Лимон больше сливы, но меньше ананаса. Апельсин…
С помощью какого «Помощника Умной Головы» мы определили размер? Глаза.
Лимон бывает овальным, а апельсин…
Форму кто нам помог определить? Глаза.
Что нам еще нужно узнать об этих фруктах, смотрим на план.
Дети: Какой фрукт по рельефу?
Какой «Помощник» нам в этом поможет? Рука, (обследование фрукта).
На ощупь лимон шершавый, а апельсин…
Как узнать, что внутри у фрукта? Какой «Помощник» поможет узнать? Глаза и Рука. У лимона есть кожура, мякоть, сок, косточки. А у апельсина? (есть еще дольки).
Где растут фрукты? (ответы детей), обобщение: Фрукты растут в саду, на дереве, (показ картинки).
Какой «Помощник» нам помог это узнать? Глаза, Уши.
Следующий признак? Вкус.
Каковы на вкус лимон и апельсин? Лимон кислый, а апельсин…(попробуй, определи вкус).
Какой «Помощник» нам помог определить? Язык.
Следующий признак? Действие.
Что можно приготовить из фруктов? Лимон можно класть в чай, варить варенье, компот, выжимать сок, добавлять в рыбные и мясные блюда. А апельсин? (варианты использования могут быть в виде картинок или закодированы символом).
6 Подведение итога занятия:
Что нам осень подарила? Что бы я купил на осенней ярмарке, и как мне это пригодится зимой?