Методическая разработка открытого лабораторно-практического занятия по дисциплине «Химические и физико-химические методы анализа» с использованием игровой технологии и технологии взаимодействия в сотрудничестве
Качественный анализ сухой соли
В эпоху алхимии появились первые знания о химических элементах
КАЧЕСТВЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - ЭТО ОБНАРУЖЕНИЕ КАТИОНОВ И АНАИОНОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В АНАЛИЗИРУЕМОМ ВЕЩЕСТВЕ.
КАЧЕСТВЕННЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЯЮТ В ГЕОЛОГИИ, МЕДИЦИНЕ, ЭКОЛОГИИ, АСТРОНОМИИ…
ЛОНДОН… 1887год…
Гостиная Шерлока Холмса , в маленьком доме на Бейкер-стрит
1845г. ДЕЛО ШАРЛАТАНА ДЖЕФЕРСОНА… 1845г. ДЕЛО ШАРЛАТАНА ДЖЕФЕРСОНА…
FeCl3 + 3KSCN → Fe(SCN)3 Fe(SCN)3 + 3NaF →FeF3 + 3NaSCN СЕКРЕТ ЗАЖИВЛЕНИЯ РАНЫ
1850 г. ДЕЛО « СЕРЕБРЯНИКА»
СЕКРЕТ ОПЫТА «СЕРЕБРЕНИЕ МОНЕТ» Hg(NO3)2 + Cu → Hg + Cu(NO3)2 Медь, как более активный металл вытесняет ртуть из раствора её соли.
1887г. Дело «Семейная пара шпионов»
Лабораторная работа № 8 Тема: « Качественный анализ сухой соли»
Цель работы: научиться проводить качественный анализ твердофазного вещества на примере анализа сухой соли.
Для выполнения лабораторной работы надо знать: Как проводить аналитические реакции катионов и анионов полумикрометодом . Как выполнять микрокристаллоскопические реакции. Как открывать в ходе предварительных испытаний ряд катионов и анионов. Как проводить визуальные наблюдения и делать правильные выводы из них. Как вести протокол анализа. Правила техники безопасности и работы в химико-аналитической лаборатории. Как оказывать первую помощь при несчастном случае в химической лаборатории.
ОХРАНА ТРУДА В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Помни ты всегда, Знай любая кроха: Безопасность – хорошо, а халатность – плохо!
Не спеши хватать прибор ты, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай. Если хочешь долго жить, Надо медленно спешить.
Запах можно распознать и на расстоянии, а в сосуды нос совать – риск для обоняния
К носу совершай рукой легкие движенья. Вот тогда «нюхачь» такой – просто загляденье
Реактив без меры льешь – плохо это, помни. Я не жадина, но все ж, будь поэкономней!
Коль над брюками держал ты с кислотой пробирку, круто, парень, ты попал на штанишки с дыркою!
Ты испортил реактив, перепутал крышки, развинтил, сломал штатив – вот плохой мальчишка!
Пусть в пробирке пахнет воблой, в колбе- будто мармелад. Вещества на вкус не пробуй! Сладко пахнет даже яд!
Чай и вкусный бутерброд так и просятся в твой рот. Не обманывай себя- есть и пить у нас нельзя! Это, друг, химкабинет, здесь для еды условий нет.
Ты работу завершил, стол протер рабочий. Руки хорошо помыл или так, не очень?
Вы не думайте, что я с мальчишками построже: что мальчишкам здесь нельзя и девчонкам тоже!
Плодотворной работы и точных результатов!
Образец выполнения лабораторной работы
Образец выполнения лабораторной работы
СЕКРЕТ ОПЫТА «ТАЙНА ШПИОНОВ» CuSO4 + 4NH3*H2O → [Cu(NO3)4]SO4 +4H2O CuSO4 + BaCl2→ BaSO4↓ + CuCl2
ТЕСТ 1) Анионы I аналитической группы; 2) Анионы II аналитической группы; 3) Анионы нестойких кислот; 1. В химико-аналитической лаборатории проводят анализ раствора смеси анионов и используют раствор нитрата серебра, подкисленный разведенной HNO3 . Какие анионы определяют? 1) Гидроксида натрия; 2) соляной кислоты; 3) серной кислоты; 4) аммиака. 2. Групповым реактивом на катионы III аналитической группы является раствор? 1) Бромидом калия; 2) хроматом калия; 3) формальдегидом; 4) соляной кислотой. 3. Белый творожистый осадок, темнеющий на свету характерен при взаимодействии катионов Ag+с:
1) Hg22+; Ag+; Pb2+ 2) Cu2+; K+; Pb2+ 3) Sn4+; Fe2+; Na+ 4) Ag+; Cu2+; Pb2+ 4. К катионам II аналитической группы относятся катионы ? 1) НСI; 2) Н2SО4; 3) NaOH+H2O2; 4) NH3 5. Для отделения Pb2+, Ag+, Hg22+ по кислотно-основной схеме анализа используют: 1) Капельный анализ; 2) пирохимический анализ; 3) дробный анализ; 4)микрокристаллоскопический анализ. 6. Использование для идентификации вещества реакций, в результате которых образуются соединения с характерной формой кристаллов, носит название:
1) Sг 2+ 2) Ва 2+ 3) Na+ 4) K+ 7. Соли какого катиона окрашивают пламя в фиолетовый цвет ? 1) Sn2+; Sn4+; Ag+ 2) К+; Na+; NH4+ 3) Са2+ ; Mg2+; As3+ 4) Na+; Mg2+; NH4+ 8. К катионам I аналитической группы относятся катионы 1) Sг 2+ 2) Ва 2+ 3) Na+ 4) Pb2+ 9. Какой катион обнаруживают при образовании осадка в виде золотых хлопьев, реакция «Золотой дождь»
1) K3[Fe(CN)6] 2) K4[Fe(CN)6] 3) (NH4)2SO4 4) NH4SCN 10. Реактив, с помощью которого можно обнаружить ионы железа (III) в водном растворе, получив раствор имеющий кроваво-красное окрашивание. 1) Белый аморфный осадок, растворимый в кислотах и щелочах; 2) белый кристаллический осадок, растворимый в кислотах и щелочах; 3) белый кристаллический осадок, нерастворимый в кислотах и щелочах; 4) желтый кристаллический осадок, нерастворимый в кислотах и щелочах. 11. Растворимые соли бария образуют с сульфат-ионами: 1) Растворения соли; 2) подбора растворителя 3) определения катиона 4) предварительных испытаний и наблюдений 12. Анализ сухой соли необходимо начинать с:
Ключ к тесту 1- 1 5- 1 9 - 4 2- 3 6- 4 10-4 3- 4 7- 4 11-3 4- 1 8- 2 12-4 Правильных ответов 12 – оценка «5» Правильных ответов 11-9 – оценка «4» Правильных ответов 8-5 – оценка «3» Правильных ответов менее 5 – оценка «2»
ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции…» М.В. Ломоносов