12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лукоянова Светлана Викторовна71
Россия, Московская обл., Дмитров
3

Методическая разработка открытого урока "Какая площадь больше"



t1641287047aa.gif

9



Тема: «Какая площадь больше» (3 класс УМК ПНШ)

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий

Цели урока:

образовательная: создание условий для овладения новым способом сравнения площади фигур разбиением на равные квадраты

развивающая: развивать мышление, внимание.

воспитательная: воспитывать культуру общения, любовь к предмету.

Задачи урока:

- знакомство с новой величиной - площадь;

- понимание того, что реальные предметы и геометрические фигуры могут отличаться не только формой и линейными размерами, но и способностью занимать определённую часть поверхности, то есть площадь;

Планируемые результаты:

Предметные:

предъявление способа сравнения фигур

Метапредметные:

Познавательные: постановка и решение проблемы; выполнение заданий с помощью рисунков и наглядных моделей; учиться строить логичесую цепь рассуждений.

Коммуникативные и личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, самоопределение, сотрудничество с партнером; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: словесный, наглядный, практический; объяснение нового материала с опорой на иллюстрации учебника и наглядный материал; организацию самостоятельной работы обучающихся по заданиям учебника и раздаточному материалу.


Средства обучения: Математика,3 класс: Учебник: 2 ч./ А. Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой.

Тетрадь для самостоятельной работы № 2/ О. А. Захарова, Е. П. Юдина; под ред. Р. Г. Чураковой.

Учебно-методическое обеспечение: У-2, Т-2, модели прямоугольников, модели геометрических фигур, презентация.


Ход урока


I. Организационный момент

- Звонок прозвенел. Рада видеть вас! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте улыбнёмся им и друг другу, желая всем хорошего настроения и плодотворной работы (поприветствуем их).

Сл.1

II. Актуализация знаний

- Итак, сегодня на уроке математики нас поведет по лестнице знаний геометрия.

СЛ 2.(лестница)

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «геометрия» (фигуры)

- А какие геометрические фигуры вы знаете? (ПОВТОРИТЬ)


III. Готовность к уроку

- На уроке нам понадобятся: учебник, Тетрадь ТПО, ручка, цветной карандаш.

-А что ещё нам будет нужно? (ЛИНЕЙКА и КАРАНДАШ).

-Тема урока будет связана с понятием, которое мы сейчас узнаем из ребуса


Сл.4 (площадь)

Сл.5 ТЕМА

Тема урока: Какая площадь больше

IV. Целеполагание

-Внимательно посмотрите на тему. Какова цель урока? (Познакомиться с понятием площади и сравнивать площади) (Выяснить, что такое площадь и как определить какая площадь больше другой или меньше другой?)

Перед вами лежат тетради ТПО и линейки. Какую геометрическую фигуру они напоминают по форме? (прямоугольник)

- Одинаковые ли у них размеры? (нет)

Реальные предметы и геометрические фигуры отличаются формой, длиной, шириной и площадью. Одни занимают меньшую площадь, другие-большую. Как же сравнить величины по ПЛОЩАДИ? Для этого нужно знать, что такое площадь.

Сл.6 (Даль)

-Согласно словаря Владимира Ив. Даля площадь - это величина, которая показывает сколько места занимает фигура на плоскости

-Так площадь какого предмета, по-вашему, больше? А как вы это определили (НА ГЛАЗ, НАЛОЖЕНИЕ)? Сегодня мы познакомимся еще с одним методом.

Сл.5 ТЕМА

V. Объяснение нового материала. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

Давайте найдем название темы в содержании учебника и отметим страницу учебника закладкой

- Открываем учебник на стр.52.

- Найдите №143. Прочитайте текст.

СЛ.6 Маша и Миша


- Прав ли Миша? (…..) НА ГЛАЗ -НЕ ПОНЯТНО, НАЛОЖЕНИЕМ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

- Прочитайте, как решила эту проблему Маша. (Мысленно разбить пол комнаты и веранды на квадраты со стороной 1 м) ПРЕДЛОЖИЛА НОВЫЙ МЕТОД СРАВНЕНИЯ

- Давайте выполним такое разбиение.

- Где будем работать? (ТПО стр.37)

- Каким образом мы разделим фигуры на квадраты со стороной 1м? (комната и веранда представлены в виде плана, где 1м:1см, поэтому разбиение проводим на квадраты со стороной 1см) УСЛОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ показываю и выполняю вместе с детьми на доске на моделях из белой бумаги.

-ВИКА, поработай, пожалуйста с Машей и разбей план веранды на квадраты с сторонами 1 см. Ну, с ты, Глеб, поддержи Мишу и разбей на условные квадраты план комнаты. Сонь, ты поддерживаешь точку зрения Миши?... Тогда помоги…

РАБОТАЮ С СОНЕЙ, ПОМОГАЮ ГЛЕБУ, ПРОШУ ВИКУ ПОМОЧЬ ГЛЕБУ!

- Сколько квадратов на рисунке слева (закрасил Миша)? (15)

-Как считали? (3 строчки по 5 квадратиков/ 5 столбиков по 3 квадрата А когда складываются одинаковые слагаемые мы…)

- А сколько Маша? (16)

- Так кто же из них выполнил большую работу? (Маша)

- Какой вывод можно сделать? (Площадь, которую занимает веранда больше площади, которую занимает комната. Значит, Маша выполнила большую работу, так как количество квадратов на плане веранды на один квадрат больше, чем количество квадратов на плане комнаты.)


VI.Ф. М. (для глаз ЛАЗЕР)



- Найдите № 144. -устно. Прочитайте задание.

- Что значит сравнить площади на глаз (…..)

- Сравните площадь прямоугольника и круга (…..)

- Как доказать, что площадь прямоугольника больше? (разбить на квадраты)

- Попробуйте сделать это от руки. Что получилось? (прямоугольник-…, круг-…)

- Какой вывод можно сделать? (площадь прямоугольника больше площади круга, так как в нём больше квадратов)


VII.Работа в тетради

- Начинаем работать в тетрадях (Дети записывают дату и классная работа).

- (самостоятельная работа учащихся)

- Найдите № 145. Прочитайте задание.

(Учащиеся читают текст задания)

- На сколько квадратов разбита первая фигура? (7)

- На сколько квадратов разбита вторая фигура? (9)

- Подумайте, какова же должна быть площадь фигуры, которая будет больше первой и меньше второй? (8)

- Постройте такую фигуру из квадратов, каждый квадрат условно равен одной клеточке занимаю которые лежат в конвертах на ваших столах. (самостоятельная работа)

- Посмотрите на свою фигуру, и на фигуру своего соседа

- Одинаковые ли фигуры по форме получились? (НЕТ)

- А по площади ? Какая у всех площадь? (ОДИНАКОВАЯ - 8)

- Какой вывод можно сделать? (Фигуры могут быть разные по форме, но одинаковые по площади)

Взаимопроверка (Вика подъезжает и сравнивает)


VIII. Этап физической разрядки

Физкультминутка. «Мы чертёжники».

- Начертите кончиком носа - окружность, правой рукой- прямоугольник, а левой- квадрат! Чертите аккуратно! Потянулись.


IX. Первичное закрепление и применение новых знаний. Работа по учебнику


- Найдите № 147 стр.54

- Прочитайте задание. Какие фигуры вы видите? (квадрат и круг)

- Сравните данные фигуры по площади. (площадь круга меньше площади квадрата, так как круг лежит внутри квадрата)

- А всегда ли можно фигуру с меньшей площадью расположить внутри фигуры с большей площадью? (…..)




- Видно на глаз, что площадь круга больше площади прямоугольника, но прямоугольник не уместится по длине.


2)


- способом подсчёта видим, что первая фигура больше, но при наложении вторая не поместится в первой, так как «вылезет» из неё.

Какой из способов самый надёжный?


X. Домашнее задание

- Задание на дом: задания на карточках; Вика-№146


XI. Итог. Рефлексия

- Какая тема урока была сегодня? (……)

- Какая цель стояла перед нами? (…..)

- Добились ли мы цели? (…..)

- Перед вами ваши смайлики. Как высчитаете, на какой ступенечке лесенки знаний вы находитесь сегодня? (Дети смотрят названия ступенек и помещают свой смайлик.

- За работу на уроке оценки получают …….

- Спасибо за работу.




Начерти такие же фигуры и сравни площади этих фигур

t1641287047ab.jpg













Начерти такие же фигуры и сравни площади этих фигур

t1641287047ab.jpg











Начерти такие же фигуры и сравни площади этих фигур

t1641287047ab.jpg




Анализ урока математики в 3А классе. Учитель Лукоянова С.В. Тема: «Какая площадь больше» Тип урока: изучение новых знаний и способов действий

Цели урока:

образовательная: создание условий для овладения новым способом сравнения площади фигур разбиением на равные квадраты

развивающая: развивать мышление, внимание.

воспитательная: воспитывать культуру общения, любовь к предмету.


Задачи урока:

- знакомство с новой величиной - площадь;

- понимание того, что реальные предметы и геометрические фигуры могут отличаться не только формой и линейными размерами, но и способностью занимать определённую часть поверхности, то есть площадь;


Планируемые результаты:

Предметные:

предъявление способа сравнения фигур

Метапредметные:

Познавательные: научиться в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», длина, ширина прямоугольника, вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади прямоугольников по формулам.

Коммуникативные и личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, самоопределение, сотрудничество с партнером; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Содержание урока соответствует нормам ФГОС, учебной программе по математике и целям урока, с учетом уровня подготовленности учащихся. Система заданий решала и воспитательную задачу, поскольку обеспечивала каждому ребенку содержательную познавательную деятельность на уроке. Главный акцент на уроке сделан на формирование исследовательских способностей: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Формирование коммуникативных способностей - заключалось в том, что дети учились отстаивать свою позицию, обобщать, доказывать, работали в парах, осуществлялась взаимопроверка.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Дети работали по учебнику, в ТПО; используют закладки, ориентируются в учебнике, работают по содержанию, со словарём. Мною использовались на уроке следующие приемы: сравнение, анализ, сопоставление; методы обучения: словесный, наглядный, практические методы, элементы проблемного обучения, дифференцированный подход к обучению. На уроке преобладали задания, соответствующие поставленным целям.

На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному.

С целью пропедевтики на уроке использовала математическую, в частности геометрическую терминологию.

Сочетание разнообразных методов позволило поддерживать работоспособность на уроке, а смена деятельности- интерес.

Взаимодействие на уроке проходило в режиме беседы, диалога. Урок закончился рефлексией обучающихся.

На уроке отмечено взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом.

Место учителя сводилось к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Из наглядности я использовала геометрический раздаточный материал, проекционный материал - презентацию.

Сочетала различные формы коллективной и индивидуальной работы на уроке и стремилась к максимальной самостоятельности в учении.

Урок проведен с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Соня работала на ПК.

Были выдержаны гигиенические требования к уроку: температурный режим; освещение; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности, своевременное проведение физкультминуток для глаз и снятия напряжения.

Урок был эмоциональным, вызвал интерес к учению, темп и ритм урока можно считать оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными.

Соблюдался педагогический такт. Доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

На уроке стремилась создавать ситуацию успеха, организовывала сотрудничество между детьми.

Поставленной цели на уроке достигли.

Опубликовано


Комментарии (3)

Дементьева Ирина Михайловна, 04.01.22 в 13:16 1Ответить Пожаловаться
Светлана Викторовна, указана презентация, но отдельным файлом не прикрепили.
Лукоянова Светлана Викторовна, 04.01.22 в 17:13 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Ирина Михайловна. Презентация прикреплена. Буду рада, если она Вам поможет.

Отредактировано 04-01-2022 17:14

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.