Методическая разработка открытого урока на тему: «Развитие техники игры на баяне на примерах «Этюдов» в младших классах»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» города Вуктыла
Методическая разработка открытого урока
на тему:
«Развитие техники игры на баяне на примерах
«Этюдов» в младших классах»
Автор: преподаватель по классу
баяна и аккордеона МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла
Фарахова Галина Владимировна
Вуктыл 2024 г.
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………….................... 3
2. Глава I Основная часть
1.1 Структура учебного занятия……………………………………………...................... 7
1.2 Практическая часть урока………………………………………………...................... 7
3. Глава II Упражнения для баянистов на начальном этапе обучения…..10
4. Заключение……………………………………………………………………..................12
5. Приложения…………………………………………………………………….................13
6. Список использованных источников………………………………………..........15
Введение
Работа над техникой и освоение музыки с первых шагов обучения баяниста должны идти «рука об руку».
А. Готлиб писал: «Чем совершенней техника артиста, тем шире диапазон его творческих возможностей, свободней творческий поиск»1.
Известно, что в раннем возрасте обучающиеся имеют большую восприимчивость, чем взрослые, следовательно, они быстрее усваивают и закрепляют приобретённые навыки. Также период наибольших успехов падает обычно на ранний возраст. Успешное развитие техники немыслимо без правильной посадки баяниста, то есть установка инструмента и постановка рук. Под постановкой рук принято понимать движение рук, изменения положения их во время игры. Неверное толкование постановки приводит к работе одних только пальцев и порождает зажатость игрового аппарата. Во избежание этого необходимо добиваться свободы рук, локтей, а это процесс, построенный на ощущениях.
Один из лучших материалов для развития техники — это гаммы! «Хорошо сыгранная гамма-поистине прекрасная вещь, - говорил Иосиф Гофман,-только их редко играют хорошо, потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы — это одна из самых трудных вещей в фортепианной игре…2».
«Гаммы одинаково полезны как начинающему, так и весьма продвинутому ученику и даже опытному искусному исполнителю», -замечает К.Черни.
У ребенка, пришедшего в музыкальную школу, не должен угаснуть интерес с первого занятия. Он должен разгораться с каждым годом, даже при разучивании и игре таких сложных элементов, как гаммы, аккорды и арпеджио, которые занимают первоочередную роль в развитии мелкой и крупной техники любого инструменталиста.
Есть огромное множество различных пьес, а также «Этюдов», где применяются гаммы, аккорды и арпеджио, терции и другие виды «технических формул» для развития беглой, ловкой и «правильной» игры инструменталиста. Работать над комплексом нужно только осознанно, добиваясь при этом как можно лучшего качества исполнения. Пальцы должны иметь свободный размах, при котором сохраняется максимальная ловкость. Без определения поставленной задачи, без слухового контроля работа над техникой превращается в механическое заучивание. Осознанная, вдумчивая, осмысленная игра способствует скорейшему приобретению технических навыков музыканта. Автоматизация движения является неприменимым условием в достижении технического мастерства.
На уроке проводится работа, используя учебно-методические пособия для ДМШ Г.И.Крыловой «Азбука маленького баяниста», Г.Шахова «Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста», Р.Бажилина «Школа игры на аккордеоне», Ю.Бардина «Вопросы воспитания баяниста», В.Семёнова «Современная школа игры на баяне».
Актуальность методической разработки заключается в вопросе технического развития исполнительства на баяне в нынешнее время. По федеральным государственным требованиям предпрофессиональных программ музыкальных школ обучающиеся должны исполнять «гаммовый комплекс» (гаммы, арпеджио, аккорды) в позициях.
Техника — это средство передачи художественного содержания произведения, проще говоря, предельная точность, быстрота пальцев, координация движений.
На практике обучающиеся не любят играть гаммы, арпеджио и аккорды, так как это довольно сложно и требует усидчивости, выносливости, настойчивости, ловкости для достижения цели (развития техники, беглости пальцев). Упражнения-хороший действенный метод работы наряду с гаммами и этюдами. Гаммы служат для формирования и развития аппликатурных навыков.
Цель урока: демонстрация мелкой техники, использую комплекс этюдов преподавателя (композитора) ГПОУ «Гимназия искусств» при Главе РК Малыха Владислава Константиновича.
Для поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Образовательные:
определить тональный план этюдов;
научиться ощущать внутреннюю пульсацию;
продемонстрировать игру преподавателя за инструментом.
2. Развивающие:
развиваем технические навыки игры, применяя гаммовый комплекс (гаммы, упражнения и этюды);
развиваем ассоциативность мышления, воображения;
формируем работу и навык обучающейся в развитии и игре мелкой техники;
обогащаем кругозор ученицы;
совершенствуем исполнительское мастерство.
3. Воспитательные:
воспитываем у ученицы внимание, выносливость и настойчивость, инициативность, трудолюбие, самостоятельность для достижения конечной цели: владение техническими приемами и навыками игры на баяне.
повышаем интерес к исполнению произведений на инструменте;
воспитываем грамотность и аккуратность в работе с нотным текстом, отношение к аппликатуре.
Методы обучения:
- словесные: рассказ, объяснение, анализ;
- наглядно-слуховые: наблюдение, показ игры на инструменте преподавателем, демонстрация приемов игры;
- наглядно-зрительный;
- практический (работа на инструменте, упражнения);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- тактильная наглядность (непосредственное ощущение инструмента).
Реализуемые педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения;
- технология педагогического общения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- информационно-коммуникационная технология.
Психологические условия на уроке:
- мобилизация познавательной активности, внимания;
- оптимальный темп урока;
- гибкость, умение перестраиваться на уроке с учетом различных ситуаций;
- психологический микроклимат на уроке.
Средства обучения: 2 инструмента (баян), 2 стула, пульт для нот, видеокамера, методический материал (ноты упражнений, этюдов).
Тип урок: комбинированный (систематизация знаний, формирование и закрепление умений и навыков).
План урока
1. Организационный момент. Введение в урок на основе теоретического материала.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Практическое применение знаний и умений.
4. Обобщение занятия, подведение итогов (рефлексия, оценивание, домашнее задание)
Глава I Основная часть
1.1 Структура учебного занятия
Урок проводится с обучающейся 2 класса по предпрофессиональной программе Логиновой Кристиной3.
Дата открытого урока: 23 октября 2024г.
Тип урока: урок - обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.
Присутствующие: Бабочкина Наталья Дмитриевна, Марченко Юлия Федоровна, Дегтярь Евгений Иванович, Антонова Надежда Николаевна, Кукшинова Наталья Владимировна.
Музыкальный материал: комплекс «Этюдов» преподавателя (композитора) ГПОУ «Гимназии искусств» при Главе РК Малыха В.К.
-«Этюд №1» С-dur;
-«Этюд №2» С-dur;
-«Этюд №3» G-dur;
-«Этюд №4» С-dur.
Ожидаемый результат
Процесс формирования умений исполнительства на баяне у обучающейся 2 класса «Детской музыкальной школы» г.Вуктыла Логиновой Кристины будет результативным, если направлен на формирование умений пользоваться аппликатурой, делать замах пальцами, держать устойчивый и ровный темп, владеть приемами туше (ведения меха), умением анализировать и контролировать движение и свободу рук, кистей и пальцев.
1.2 Практическая часть урока
Приветственное слово. Представление обучающейся. Оглашение темы, цели и задач урока.
В основе своей работы с начинающими и с обучающимися младших классов я использую не художественные произведения, а спектр элементов нотной грамоты, упражнений и этюдов. Занятия должны носить исключительно развивающий характер, чтобы не переусердствовать и не испугать маленького исполнителя. Также, наряду с гаммовым комплексов, я использую в работе пьесы с поступенным движением вверх и вниз.
Преподаватель: «Техника, в широком смысле слова, - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле — это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».
Игра упражнений в позициях. Особое внимание уделяем посадке обучающейся, на положение рук, ног, установку инструмента.
Преподаватель: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, аккорды и арпеджио».
1. Проигрываем гамму С-dur целыми, половинными, четвертными и восьмыми длительностями со счетом вслух. Далее меняем в гамме штрихи.
2. Играем аккорды и арпеджио.
3. Проверяем домашнее задание.
Преподаватель: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».
4. Переходим к комплексу «Этюдов» преподавателя (композитора) ГПОУ «Гимназии искусств» при Главе РК Малыха В.К.
-«Этюд №1» С-dur;
-«Этюд №2» С-dur;
-«Этюд №3» G-dur;
-«Этюд №4» С-dur.
Девочка анализирует тональный план этюдов по порядку и проигрывает их. Работаем над преодолением технически сложных мест, над аппликатурой и сменой меха.
5. Прерываемся на физкультминутку. Любому инструменталисту, особенно начинающему, необходим кратковременный отдых. Он снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за инструментом. Особенно баянистам и аккордеонистам необходимы перерывы в работе за инструментом. Для тог, чтобы преодолеть возникающие на уроке трудности, нужно снимать напряжение с мышц спины и туловища, с глаз. Благодаря таким физкультминуткам, мы разнообразим и облегчим усвоение материала юного исполнителя. Каждый комплекс таких физкультминуток состоит из двух-трех упражнений: упражнений для снятия общего или локального утомления, упражнений для кистей рук и пальцев, гимнастики для глаз, гимнастики для слуха, упражнений, корректирующих осанку, дыхательной гимнастики.
6. Возвращаемся к игре на инструменте. Работа над текстом этюдов, характером и аппликатурой.
Вначале исполняем по очереди этюды целиком. Анализируем над тем, какие из наработанных преподавателем задач реализовались. Отсутствие выразительного интонирования и обрывания музыкальной фразы происходит из-за неправильной смены меха.
7. Работаем над ведением меха. В процессе обучения важно научиться грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в тексте нотного сборника находятся соответствующие знаки, которые определяют точную смену меха. Обязательно их нужно придерживаться. Проигрываем отдельно каждой рукой, обращаем внимание как на смену меха, так и не забываем о динамической линии. Приходим к кульминации. Затем, усложняя задачу, работаем над этюдом двумя руками.
Обучающаяся определяет уровень своего исполнения, учится анализировать.
8. Момент похвалы за старание. Подведение итогов работы. Домашнее задание. Отметка.
Глава II Упражнения для баянистов на начальном этапе обучения
Для начинающих исполнителей необходимо уделить внимание гимнастики для пальчиков. Для такой гимнастики существует множество различных упражнений и игр. Например:
1. Пальчики здороваются по очереди с большим пальцем. Делаем сначала одной рукой, следом двумя сразу (сначала медленно, затем увеличиваем темп).
2. Ребенок сидит за столом. Обе руки на столе. Поочередно каждой рукой, затем двумя одновременно он начинает шагать вперед сначала ладошками; затем ладошками, стоя на пальцах; следом-пальчики стучат по столу, как птички.
3. Упражнения на релаксацию:
- Ребенок, стоя, сжимает ручки в кулак, затем резко расслабляет их (как будто стряхивает водичку).
- Сидя за инструментом, обучающийся свободно скользит по клавиатуре вверх и вниз. Это упражнение очень хорошо расслабляет запястья.
- Перемещаемся по клавиатуре на неопределенное (небольшое) расстояние. Рисуем мысленно радугу-дугу.
4. Работа над Гаммой C-dur
Проигрываем гамму отдельно каждой рукой с точной аппликатурой, пропуская черные клавиши (как хроматическую гамму). Затем соединяем игру двумя руками4.
2. Играем гамму с опорой на первый палец, чередую остальные. Выстраиваем интервалы: первые палец стоит на Тонике «До», а второй палец шагает подряд по звукоряду гаммы «C-dur». Все то же самое мы проделываем с третьим, четвертым и пятым пальцами.
Ребенок при проигрывании упражнений должен научиться ориентироваться на клавиатуре баяна, освоить навыки звукоизвлечения, игры в позициях и перемещения, уверенное владеть упражнениями двумя руками от медленного темпа к подвижному, освоить аппликатурные тонкости при игре определенной гаммы, а также ориентироваться в тональности исполняемой гаммы или упражнений. Гаммовый комплекс создан для технического продвижения обучающегося вперед, но также и для владения ритмом, динамикой и штрихами.
3. При игре гамм разными штрихами нужно добиться от ученика плавного перехода (от одного штриха к другому)
Обучение игры на различные штрихи нужно начинать отдельно каждой рукой. Например, начинаем играть гамму (ту же C-dur) на «легато», а заканчиваем на штрих «стаккато». И по мере усложнения мы начинаем добавлять октавы. Сначала играем в одну октаву отдельно каждой рукой, затем в две и в три.
Меняем штрихи в разных руках: правую руку играем «на легато», левую- «на стаккато». Затем руки меняются. Правая рука играет легато, левая нон легато и наоборот5.
4. Также при игре гамм можно использовать различные ритмические рисунки. Поиграть пунктирным ритмом, триолями, шестнадцатыми с остановкой на восьмую и наоборот6.
Процесс обучения должен быть построен на творческом развитии обучающегося.
Заключение
Вся организация движений напрямую связана с изложением музыкального материала. Для того, чтобы получить результат, нужно, чтобы обучающийся умел анализировать свои движения, свободу исполнения при игре, правильно распределять усилия. Из урока в урок ребенок должен повторять весь пройденный материал, так как при повторном проигрывании тех же упражнений или гамм меняется темп, четкость, ровность, автоматизация. Технические навыки с музыкальностью и интеллектуальностью составляют основу исполнительского мастерства музыканта-исполнителя, при помощи которой создается художественный образ произведения!
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Список использованных источников
1. Акимов Ю. Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне / Ю. Т. Акимов. М.: «Советский композитор», 1980. 111с.
2. Алексеев И. Методика преподавания игры на баяне. МУЗГИЗ. М., 156с.
3. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. Издательство Владимира Катанского, 2024. 208с.
4. Бардин Ю. Вопросы воспитания баяниста. Саранск, 1984. 82с.
5. Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники. М. : Музыка, 1971. 94с.
6. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. –М.: Классика-XXI, 2024. 188с.
7. Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста. Учебно-методическое пособие: «Владос», 2010. 107с.
8. Паньков О. С. О становлении игрового аппарата баяниста. О. С.Паньков // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах / сост. Л.Г.Бендерский. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1990. Вып.2. С.11-23.
9. Паньков О. С. О работе баяниста над ритмом: Вопросы истории, теории, методики. М.: Музыка, 1986. 62 с.
10. Семёнов В. Современная школа игры на баяне. Издательство: Музыка, 2003. 216с.
11. Шахов Г. Аппликатура как средство развития профессионального мастерства баяниста и аккордеониста. М: Музыка, 1991. 96с.
12. Фрагмент видеоурока https://vk.com/farahovagv?z=video-226659764_456239017%2F-226659764_5%2Fpl_-226659764_5
1А.Д.Готлиб «Основы ансамблевой техники». М. : Музыка, 1971.
2И.Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». –М.:
Классика-XXI, 2024.
4 Приложение 1.
5 Приложение 2.
6 Приложение 3.
15